Государственное финансирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение вопроса по проблеме – государственное финансирование социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы социальной сферы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- исследовать бюджетную политику как инструмент регулирования социальной сферы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....……3
Глава 1 Социальная сфера и ее характеристика…………………………………5
1.1 Понятие и функции социальной сферы………………..………….……...…..5
1.2 Отрасли социальной сферы…………………………………..………...…….18
Глава 2 Бюджетная политика как инструмент регулирования социальной
сферы……………………………………………………………………...21
2.1 Основные направления бюджетной политики как инструмент
финансирования социальной сферы……………………………..…….…….21
2.2 Проблемы перспективы развития Государственного
финансирования социальной сферы………………..………………….…….28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….....34

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся:

     • пенсия по старости;

     • пенсия за выслугу лет;

     • пенсия по инвалидности.

     Основными видами пособий являются:

     • пособие по временной нетрудоспособности;

     • пособие по беременности и родам;

     • пособие при рождении ребенка;

     • пособие на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения                     им возраста полутора лет;

     • пособие на погребение.

     Существуют  и другие виды социального обеспечения: пособие                         по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение                  и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и т.д.

     Одной из форм социального обеспечения  является социальное страхование. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования — взносы, целевые фонды и социальные выплаты.

     Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации.

     Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости реформирования социальной сферы по всем направлениям, так как в результате развивающегося прогресса особое внимание уделяется выполнению обслуживающих функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы перспективы  развития Государственного финансирования социальной сферы

     Исследование  проблемы перспективы развития Государственного финансирования социальной сферы, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования. На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев)                                  и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры. В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения. Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов. Средства бюджета                             и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг.26 Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, при разработке модельного комплекса необходимо обязательно учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования. Поскольку финансовые отношения очень важны для социальной инфраструктуры и экономики в целом, то им необходимо уделить наибольшее внимание, а так же проблеме перспективы развития Государственного финансирования социальной сферы.

     Одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного                                и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры.

     Внимание  Правительства Российской Федерации  в области социальной поддержки  населения будет сконцентрировано на повышении защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности  для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются                                       в государственной поддержке; создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.27 

     В основу будут положены мероприятия  по:

     - передаче большинства полномочий по установлению размеров                           и условий предоставления государственной помощи на региональный                           и муниципальный уровень с одновременным расширением их возможностей по финансовому обеспечению социальных выплат;

     - постепенной замене большинства  льгот, предоставляемых отдельным  категориям граждан, адресными  формами социальной поддержки  без снижения совокупных расходов  на социальную помощь в реальном  выражении;

     - изменению принципов и источников  финансирования выплаты ежемесячного пособия на ребенка;

     - расширению рынка социальных  услуг, развитию конкуренции за  счет расширения номенклатуры  услуг, повышению их качества  и снижению издержек.

     Первоочередные  действия Правительства Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения и страхования предусматривают:

     - поэтапное повышение до 1,2 предельного  соотношения заработка при исчислении  пенсий с применением индивидуального  коэффициента пенсионера;

     - введение механизмов накопительного  финансирования досрочных пенсий;

     - организацию государственного пенсионного  страхования. Определение норм  и видов пенсий, условий их  предоставления в системе государственного  пенсионного страхования;

     - введение учета накоплений на  индивидуальных счетах граждан                         в системе пенсионного страхования на основе индивидуального (персонифицированного) учета.

     Главной целью развития жилищно-коммунального  хозяйства является создание условий  для реализации гражданами их конституционных  прав на жилище в соответствии с  установленными социальными стандартами безопасности проживания.28

     Для выполнения этой цели будут проведены  мероприятия: усиление адресности бюджетных расходов на субсидирование оплаты жилья                               и коммунальных услуг гражданами и совершенствование порядка предоставления адресных жилищных компенсаций (субсидий) семьям                           с низкими доходами; ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов коммунальных предприятий, предоставляющих услуги в жилищном секторе; обеспечение жилищных прав граждан на собственность, аренду, наем, социальный наем; активизация развития ипотечного жилищного кредитования, рынка закладных на жилье и ипотечных ценных бумаг; создание законодательной базы для привлечения долгосрочных инвестиций в жилищный сектор и создание кредитных и заемных механизмов использования их гражданами и др.

     Реализация  поставленных задач в социальной сфере позволит более рационально  использовать финансовые ресурсы государства, обеспечить единый подход к установлению федеральной составляющей и рамочных условий для разработки региональной составляющей государственного стандарта во всех отраслях этой сферы. Поэтому роль государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает.

     С формированием системы социальных стандартов особое значение приобретают  такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, многовариантность набора, возможность  взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, выбор наиболее рационального (целесообразного) варианта, меры государственного                            и муниципального регулирования рынка услуг.

     Немаловажную  роль играет установление состава государственных минимальных социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     В настоящее время нет стройной системы государственных минимальных  социальных стандартов. Одной из задач  по улучшению состояния социальной сферы является разработка Единого перечня государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов. Этим вопросом в настоящее время занимается Министерство экономики и развития РФ совместно с министерствами и ведомствами и Государственной Думой федерального Собрания Российской Федерации.

     Одним из основных направлений совершенствования  методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство  и исполнение действующих нормативных  правовых актов, а также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения                           в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

По проделанной работе можно сделать следующие выводы: 

     В  работе была рассмотрена проблема государственного финансирования социальной  сферы.

       Анализ этой проблемы показал,  что финансирование социальной  сферы является актуальной проблемой,  в связи с ростом значения инфраструктуры.      

       Финансирование социальной сферы идет в нескольких направлениях – это образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и другое

       Необходимость совершенствования каждой из этих отраслей очевидна и рассмотрение политики, проводимой в данном направлении обязательно.

     Можно сделать вывод, что одним из основных направлений совершенствования финансирования социальной  сферы должно стать неукоснительное руководство и исполнение действующих нормативных правовых актов.

     А также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений.

     Расходы на обеспечение социальной политики не менее важны                            в бюджетном финансировании.

       Таким образом, совершенствование  социальной помощи, социальной защиты  населения, полномасштабная реализация  государственной социальной помощи, эффективное использование финансовых  ресурсов, направляемых на эти  цели – это сложнейшая система организационных, экономических, методических и правовых мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 –ФЗ в ред. федер. закона от 19 июля 2009 г.№ 192 ФЗ//СЗ РФ -1998. -№ 31.
  2. Дементьев Д.В.  Бюджетная система России.- Новосибирск, 2009.- 126с.
  3. Журнал «Финансы» № 7, 2009г. – С.19-22.
  4. Журнал «Финансы» № 8, 2009г. – С.5-10.
  5. Журнал «Экономика и жизнь» № 29 от июля 2008г. – С.24-29.
  6. Журнал «Экономика и жизнь» № 31 от августа 2008г. – С.11-21.
  7. Гуляева Н. П. Социальная сфера. – М.: Менеджер, 2010. – 792 с.
  8. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2007 – С.12-14.
  9. Кудрин А.Л. «Модернизация государственных финансов»  Москва/изд. Дом ГУВШЭ, 2009 -355 с.
  10. Мацкуляк И.Д «Государственные и муниципальные финансы».

Информация о работе Государственное финансирование социальной сферы