Государственное финансирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение вопроса по проблеме – государственное финансирование социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы социальной сферы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- исследовать бюджетную политику как инструмент регулирования социальной сферы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....……3
Глава 1 Социальная сфера и ее характеристика…………………………………5
1.1 Понятие и функции социальной сферы………………..………….……...…..5
1.2 Отрасли социальной сферы…………………………………..………...…….18
Глава 2 Бюджетная политика как инструмент регулирования социальной
сферы……………………………………………………………………...21
2.1 Основные направления бюджетной политики как инструмент
финансирования социальной сферы……………………………..…….…….21
2.2 Проблемы перспективы развития Государственного
финансирования социальной сферы………………..………………….…….28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….....34

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам  по себе. Его функция реализуется  через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей                                   по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.10

     Компоненты  социальной сферы обладают различной  степенью сложности, находятся по отношению  друг к другу в иерархической  зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной  системы. Их специфика, возникновение  и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

     Каждый  компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

     Пределом  анализа социальной сферы, ее первичным  элементом является понятие «потребность социального субъекта». Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов                              и возможностями их удовлетворения.11

     Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют               к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических                          и общественных отношений.12

     В социальной сфере действуют два  типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно  освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного                       в управлении бывает различным.

     Спонтанный  механизм управления социальной сферой проявляется                       в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

     Сознательные  факторы управления связаны                                          с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие                             на социальную сферу с целью достижения определенных результатов.

     На  федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.),                                 на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.13

     Социальная  сфера заключает в себе сложный  клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли      в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей                            и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик,                           но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы.14

     Изменения в социальной сфере находятся  в тесной связи с изменениями  в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны,             но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.

     Детерминированность социальной сферы экономическими условиями  проявляется через сложную систему  взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в свою очередь, опосредуются особенностями социальной структуры общества, природно-географического и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество. Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается в том, что их развитие нельзя ставить в жесткую линейную зависимость и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на социальную сферу оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь,             в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества.15

     Причинные связи сфер общественной жизни не выступают на разных этапах истории  как раз и навсегда данные и неизменные - они историчны,                     то есть возникают, изменяются, развиваются, свертываются, и в этой динамике они, возможно, подчиняются своим собственным законам.

     Каждая  сфера в своем взаимодействии с другими может выступать                   не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия,                     она может выступать и как следствие.

     Все сферы - материально-производственная, политическая, культурно-духовная, - составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться                            как самостоятельные факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки                    и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной сферы.

     С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.

     Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду прежде всего влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.

     Взаимосвязь и взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых                        и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер.

     Итак, выделим следующие группы факторов социального развития:   

      • экономические, связанные с уровнем  социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом  собственности на предприятиях, распределительных  отношений;   

      • политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий   в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

     • правовые, обусловливающие законодательные  нормы и правоотношения                в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;   

     • культурные, определяющие воздействие системы нравственных                       и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих                            в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;   

      • природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие                          на стандарты и образ жизни населения;   

     • социально-демографические, учитывающие  численность населения                       по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость                             и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;   

      • национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;   

      • социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

     Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной                 и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

     Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное воздействие на каждый ее компонент со стороны субъектов  управления, возникает необходимость выявления специфики механизмов их действия, познания объективных законов развития социальной сферы, изучения степени доминирования тех или иных законов и закономерностей в общем процессе               ее функционирования. Движению в этом направлении будут способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие самодвижение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих в основе этого самодвижения. 

     Социальное  управление выступает как совокупность организационно оформленных образований и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами общества. Оно охватывает все объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей. По своей сущности социальное управление упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми                     и общими интересами для их совместной реализации. Оно есть регуляция социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и интенсивность. Социальное управление воздействует на общественные отношения, и прежде всего на отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечивая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных, коллективных, индивидуальных и т.п.), организует социальные действия, достижение намеченных целей, общих результатов.16

Информация о работе Государственное финансирование социальной сферы