Государственное финансирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать государственное финансирование в социальной сфере. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятиям социальной политики, социальному обеспечению, основам финансирования в социальной сфере;
Проанализировать основные тенденции в области государственного финансирования и социальной политики;
Рассмотреть государственное финансирование в социальной сфере в контексте бюджетирования;
Выделить основные направления государственного финансирования;
Охарактеризовать государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансирования в социальной сфере. 5
1.1. Государственная социальная политика 5
1.2. Государственное финансирование 9
Глава 2. Направления государственного финансирования в социальной сфере 16
2.1. Основные направления государственного финансирования в социальной сфере 16
2.2. Государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государственное софинансирование (Автосохраненный).doc

— 187.50 Кб (Скачать)

    Российская  Федерация обеспечивает финансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий  путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. ст. 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 16 Закона, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом обеспечение мерами соцподдержки является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а Российская Федерация обеспечивает финансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий.14

    Вышеуказанный закон является правовой основой  для принятия законов и нормативно-правовых актов по вопросам социальной поддержки  реабилитированных лиц и жертв  политических репрессий субъектами РФ.15

    Также, например, Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 в частности предусматривает предоставление субсидий на финансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в отношении комплекса мероприятий по подготовке сборных команд России по зимним видам спорта для участия в XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 г. в г. Сочи с целью достижения высоких результатов.

    Достаточно  известно и государственное финансирование в области инноваций. Финансирование инвестиционного проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности  Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации, является одной из форм предоставления государственной поддержки согласно п. 16 Положения об Инвестиционном фонде.16

    Здравоохранение также является областью социальной сферы.

    По  информации, полученной из Минздрава  Московской области, в последние  годы произошло значительное усовершенствование в организации первичного медицинского звена, профилактики заболеваний, лечения  ВИЧ-инфекции, гепатита С, в осуществлении  медпомощи матерям и детям, а также увеличение объемов вакцинации, кроме этого более доступными стали высокотехнологичными виды помощи. Как сообщил первый зам. главы Минздрава области Константин Герцев, этого удалось добиться благодаря тому, что наряду с финансированием из федерального бюджета, осуществлялось дополнительное софинансирование из региональной и муниципальной казны. На их средства в городах и районах Подмосковья произведены капитальные ремонты десятков поликлиник, роддомов, сельских амбулаторий, закуплено новое оборудование.17 Выделяются  средства на финансирование организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарствами. В конце 2010 года на заседании Правительства Московской области было одобрено постановление, согласно которому из федерального бюджета бюджету Московской области предоставляются субсидии на финансирование организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.18

    1. Государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования

     С 1 января 2002 года в Российской Федерации  начала осуществляться пенсионная реформа, содержание которой заключается  в переходе на страховые принципы пенсионного обеспечения. Размер пенсии  должен зависеть от страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации на личный счет работника, который является застрахованным лицом.

     Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» установил, что трудовая пенсия формируется  из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. Новую систему можно представить в виде схеме (рис. 1): 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 -  Структура трудовой пенсии

      С 1 января 2009 г. работает Программа государственного софинансирования пенсии, с помощью  которой граждане России имеют возможность  увеличить свою будущую пенсию с участием средств государства. Программа регулируется Федеральным законом от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Софинансирование предназначено для пополнения средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

    Вступить  в Программу может любой гражданин  РФ независимо от возраста.  Застрахованным лицам, которые подали заявление  об уплате дополнительных страховых  взносов до 1 октября 2013 года, государство окажет поддержку - добавит средства к пенсионному накоплению (п. 1 ст. 12 Закона N 56-ФЗ). Рассчитывать на это могут граждане, перечислившие за год не менее 2000 руб.

    Накопленная сумма прибавляется к пенсионному  капиталу, сформированному в системе  обязательного пенсионного страхования. Государственная программа софинансирования пенсионных накоплений действует следующим образом. Застрахованное лицо отчисляет дополнительные пенсионные взносы, а государство доплачивает соответствующие суммы в Пенсионный фонд.19

    Платежи будут производиться в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных взносов. Годовой размер взноса на софинансирование равен сумме, перечисленной гражданином  на добровольное страхование за прошедший  год, но не более 12 000 руб. (п. 1 ст. 13 Закона N 56-ФЗ).20

      Хотя  возраст вступающих в Программу  не важен, особые условия созданы  для тех россиян, кто достиг общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для  женщин, 60 лет - для мужчин), но не оформил  пенсию – для этих категорий граждан государство увеличивает сумму взноса в 5 раз. Программа особо выгодна тем, кто родился в 1966 г. и раньше, у которых по действующему законодательству не формируется накопительная часть пенсии в рамках системы обязательного пенсионного законодательства. Проще всего вступить в Программу через работодателя. По заявлению работника бухгалтерия будет ежемесячно перечислять из зарплаты дополнительные средства в Пенсионный фонд. Самостоятельно платить взносы можно через любое кредитное учреждение. Работодатель может стать третьей стороной софинансирования накопительной части пенсии своих сотрудников, тогда он освобождается от уплаты единого социального налога в пределах 12 тыс. руб. на одного работника в год. Помимо этого, суммы софинансирования пенсии включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Вот почему все больше компаний в стране включают софинансирование пенсии в свой социальный пакет.21

      По  материалам Российской газеты, в начале 2011 года россияне перечислили в Пенсионный фонд России (ПФР) в 2010 году 3,6 миллиарда рублей в рамках программы государственного софинансирования пенсии, что на 30 процентов больше, чем в 2009 году.

      «В 2010 году сумма платежей граждан, участвующих  в программе государственного софинансирования пенсии, составила 3,6 миллиарда рублей, что на 1,1 миллиарда рублей больше, чем в 2009 году", - говорится в сообщении фонда.

      В 2010 году в программу вступили почти 2 миллиона россиян - это на 700 тысяч  человек больше показателя 2009 года, отметили в ведомстве. Общее число участников программы превышает 4,2 миллиона человек (3 процента граждан, проживающих в РФ)».22

      По  мнению О. Колобаева, вице-президента Национальной ассоциации пенсионных фондов, «софинансирование  – исключительно наше, российское изобретение. Так что этим мы можем гордиться. В западных странах человек с детства знает, что накопить на старость он должен сам. У россиян в этом плане другой менталитет: они привыкли, что пенсию им назначает государство, и ее размер от них почти не зависит».23

     Таким образом, был сделан важный шаг – попытка разработать программу, применимую в России, отвечающую социальным и политическим принципам государства, менталитету проживающего на нем населения, а не заимствованную у другого государства (такая практика часто приводит к неудачам и даже провалам реформ).

     Программа софинансирования, как и большинство  реформ, имеет положительные и  отрицательные стороны. Закон «1000 на 1000», по сути, является новым этапом пенсионной реформы. У граждан появилась  возможность влиять на свою будущую трудовую пенсию по старости путем самостоятельного участия в формировании ее накопительной части. Если раньше формированием пенсионных накоплений занимался только работодатель, перечисляя страховые взносы за своего сотрудника, то сейчас порядок финансирования позволяет, во-первых, подключиться туда ещё и самому работнику, во-вторых, получить существенную поддержку государства. Более того, появилось право участвовать в Программе любому гражданину России, достигшему 14 лет, россиянам, ранее лишенным права на формирование накопительной части трудовой пенсии: мужчинам 1953-1966 и женщинам 1957-1966 годов рождения. При этом у граждан есть возможность воспользоваться существенными налоговыми льготами (налоговыми вычетами) при самостоятельном участии в формировании своей пенсии. Они могут указать правопреемников для наследования пенсионных накоплений в случае своей смерти до назначения трудовой пенсии, что также является новым в пенсионной системе

      Другое  принципиальное нововведение – возможность  добровольного участия в финансировании работодателей. Если ранее они могли перечислять средства на формирование пенсий сотрудников только в рамках негосударственных программ (не считая отчислений в пределах единого социального налога), то теперь они вправе поддержать почин своих работников, пополняя их накопления. Но, на взносы работодателя государственная поддержка «1000 на 1000» не распространяется.

     Как пишет в своей работе, посвященной  государственному финансированию пенсии О.О. Чудинов, «Система негосударственного пенсионного обеспечения, какая бы она ни была,  - это всего лишь базис, который способен дать не более 20% утраченной заработной платы, так называемой ставки замещения. Остальное человек должен заработать сам. Уровень коэффициента замещения ниже 20% считается критическим для социальной стабильности, это означает падение уровня доходов гражданина по выходе на пенсию в пять раз. Минимально допустимым в пенсионной практике считается уровень коэффициента замещения до 30%. Государственное дотирование пенсионной системы в будущем представляется неизбежным и необходимым. Таким образом, модель, в которой это дотирование производится за счет доходов от низкорискового инвестирования средств Фонда национально благосостояния и объем которого корректируется в зависимости от ВВП, с высокой вероятностью может обеспечить стабильность пенсионной системы и достаточный размер пенсионных выплат».

      Основные  положения программы пенсионного  софинансирования:

      1. Программа носит добровольный  характер и рассчитана на людей  любого возраста. Это означает, что пополнять пенсионные счета могут работающие и неработающие граждане, пенсионеры и даже родители в интересах своих детей. Программа открыта для участия в период с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года и рассчитана на 10 лет (ч. 2 ст. 12 Закона N 56-ФЗ), то есть застрахованное лицо в отведенный пятилетний срок может вступить в Программу, а затем в течение десяти лет принимать в ней участие.

      2. Суть Программы заключается в том, что государство совместно с гражданином финансирует накопительную часть трудовой пенсии. На каждый рубль, перечисленный застрахованным лицом, государство добавляет рубль за счет федерального бюджета. При этом существует ограничение на минимальную и максимальную сумму. Государство не участвует в софинансировании, если размер внесенных лицом взносов составит меньше 2 тыс. руб. в год (ч. 3 ст. 12 Закона N 56-ФЗ). Размер государственного взноса на софинансирование определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. в год (ч. 1 ст. 13 Закона N 56-ФЗ). Таким образом, в рамках установленных Программой максимальных дотаций можно накопить за год до 240 тыс. руб. на условиях удвоения суммы.

Заключение

 

Информация о работе Государственное финансирование социальной сферы