Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать государственное финансирование в социальной сфере. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятиям социальной политики, социальному обеспечению, основам финансирования в социальной сфере;
Проанализировать основные тенденции в области государственного финансирования и социальной политики;
Рассмотреть государственное финансирование в социальной сфере в контексте бюджетирования;
Выделить основные направления государственного финансирования;
Охарактеризовать государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансирования в социальной сфере. 5
1.1. Государственная социальная политика 5
1.2. Государственное финансирование 9
Глава 2. Направления государственного финансирования в социальной сфере 16
2.1. Основные направления государственного финансирования в социальной сфере 16
2.2. Государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Отделение
высшего профессионального
образования
Финансы
Курсовая
работа
Государственное
финансирование социальной сферы
«____»_______________2011 г.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент,
в г. Петрозаводске
Петрозаводск
2011
Оглавление
Государственное финансирование в социальной сфере – одна из важнейших частей, как общей социальной политики государства, так и его бюджетной политики. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в этой области характеризуется наличием многих проблем, таких как сокращение субсидий вследствие дефицита бюджета, несбалансированность программ финансирования как по направлениям действия, так и по регионам. Кроме того, экономическая ситуация в целом не позволяет в полной мере принимать участие в софинансировании гражданам, что является, в частности, низким уровнем жизни населения.
Объектом исследования является государственная социальная политика; предметом – государственное финансирование в социальной сфере.
Цель работы – охарактеризовать государственное финансирование в социальной сфере. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В работе были использованы труды различных авторов в области государственной политики, налогообложения, бюджетирования и юриспруденции. Также, источниками послужили различные публикации СМИ, посвященные вопросам государственного финансирования, в частности, публикации Российской газеты и материалы портала Министерства финансов. Помимо этого, в качестве источников были использованы различные нормативно-правовые акты: законы Российской Федерации и нормативные акты органов власти.
Структура
работы обусловлена логикой решения
поставленных задач и состоит из введения,
двух глав и заключения; каждая глава подразделяется
на два параграфа. Первая глава посвящена
государственной социальной политике
и раскрывает теоретические основы работы.
Во второй главе рассматриваются основные
направления государственного финансирования
в социальной сфере.
Социальная сфера определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).1
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Как правило, именно к этой области относятся программы государственного финансирования; в законодательстве применяется термин «социально значимые нужды» или же «социально значимые расходы».
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы.
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
Проведение государственной социальной политики, включенной в структуру общеполитических функций государства, реализуется через все ранее возникшие свойства государства на основе их интеграции в единую систему.
В связи с этим дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности отдельных его атрибутов в рамках одной системы:
Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.
Выраженность данных функций в различных странах различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии – как социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей-сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.
В
настоящее время содержание социальной
политики определяется следующими укрупненными
социальными направлениями:
• политика занятости и социально-трудовых отношений, создание условий для достойного труда;
• политика регулирования доходов;
• политика воспроизводства населения;
• политика развития сферы социальных услуг;
• региональная социальная политика;
• социальная защита и поддержка.
В
современном обществе сформировалась
институциональная структура
• система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты);
• система социальной помощи;
•
система социального
В
общем объеме социальных расходов основная
доля, как известно, приходится на прямые
государственные закупки
Субсидии в бюджетном процессе занимают очень важное место, так как составляют значительную часть государственных расходов, корректируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. Принято различать субсидии общего и целевого назначения, первые соответственно называются дотациями, а вторые – субвенциями. Последние, в свою очередь, по целевому назначению делятся на капитальные (т. е. на инвестиции) и текущие (т. е. покрытие текущих расходов).
Субсидии могут подразделяться на отраслевые и региональные, а также на уже упомянутые выше субсидии потребителям и производителям. Принято считать, что именно соотношение между объемом субсидий производителям и потребителям в общем объеме субсидий во многом и определяет параметры государственной социальной политики. Это утверждение объясняется тем, что, поскольку при субсидировании производителей функция благосостояния является утилитарной, они играют важную роль в обеспечении для всех членов общества равной финансовой и территориальной доступности в отношении социально значимых общественных благ.
Финансирование непосредственно относится к субсидированию: совокупность субсидий из бюджета образует фонд финансирования. Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:
Информация о работе Государственное финансирование социальной сферы