Государственное финансирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать государственное финансирование в социальной сфере. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятиям социальной политики, социальному обеспечению, основам финансирования в социальной сфере;
Проанализировать основные тенденции в области государственного финансирования и социальной политики;
Рассмотреть государственное финансирование в социальной сфере в контексте бюджетирования;
Выделить основные направления государственного финансирования;
Охарактеризовать государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансирования в социальной сфере. 5
1.1. Государственная социальная политика 5
1.2. Государственное финансирование 9
Глава 2. Направления государственного финансирования в социальной сфере 16
2.1. Основные направления государственного финансирования в социальной сфере 16
2.2. Государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государственное софинансирование (Автосохраненный).doc

— 187.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

КАРЕЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ 

Отделение высшего профессионального  образования 

Финансы 

Курсовая  работа 

Государственное финансирование социальной сферы 
 
 
 

                                                           Выполнил студент 4 курса (2 год обучения)

                                                                специальности 080105.65 «Финансы и  кредит»

                                                                        обучающийся по заочной форме, на базе среднего

                                        профессионального образования

                                                                                  Хомич Анастасия Игоревна

                                     «____»_______________2011 г.

                                                                     

                         Научный руководитель:

                                                Кадникова Татьяна Геннадьевна,

       к.э.н., доцент,

                                         Кафедры экономики и финансов

                                  Карельского филиала СЗАГС

               в г. Петрозаводске

                                         «____»_______________2011 г. 

                                                               Дата сдачи ______________________________ 

                                                                Оценка _________________________________ 

                                                                Подпись руководителя ____________________ 
 
 
 
 
 

Петрозаводск

2011

Оглавление

Введение

 

    Государственное финансирование  в социальной сфере  – одна из важнейших частей, как общей социальной политики государства, так и его бюджетной политики. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в этой области характеризуется наличием многих проблем, таких как сокращение субсидий вследствие дефицита бюджета, несбалансированность программ финансирования как по направлениям действия, так и по регионам. Кроме того, экономическая ситуация в целом не позволяет в полной мере принимать участие в софинансировании гражданам, что является, в частности, низким уровнем жизни населения. 

    Объектом  исследования является государственная  социальная политика; предметом –  государственное финансирование в  социальной сфере.

    Цель  работы – охарактеризовать государственное  финансирование в социальной сфере. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятиям социальной политики, социальному обеспечению, основам финансирования в социальной сфере;
  2. Проанализировать основные  тенденции в области государственного финансирования и социальной политики;
  3. Рассмотреть государственное финансирование в социальной сфере в контексте бюджетирования;
  4. Выделить основные направления государственного финансирования;
  5. Охарактеризовать государственное финансирование пенсии как одно из направлений государственного финансирования.

    В работе были использованы труды различных авторов в области государственной политики, налогообложения, бюджетирования и юриспруденции. Также, источниками послужили различные публикации СМИ, посвященные вопросам государственного финансирования, в частности, публикации Российской газеты и материалы портала Министерства финансов. Помимо этого, в качестве источников были использованы различные нормативно-правовые акты: законы Российской Федерации и нормативные акты органов власти.

    Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав и заключения; каждая глава подразделяется на два параграфа. Первая глава посвящена государственной социальной политике и раскрывает теоретические основы работы. Во второй главе рассматриваются основные направления государственного финансирования в социальной сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы государственного финансирования в  социальной сфере.

    1. Государственная социальная политика
 

    Социальная  сфера определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).1

    Социальное  обеспечение — форма выражения  социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

    Как правило, именно к этой области относятся программы государственного финансирования; в законодательстве применяется термин «социально значимые нужды» или же «социально значимые расходы».

    Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы.

    Главное место в социальном регулировании  принадлежит государству, которое  формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

    Проведение  государственной социальной политики, включенной в структуру общеполитических функций государства, реализуется  через все ранее возникшие  свойства государства на основе их интеграции в единую систему.

    В связи с этим дальнейшее развитие функциональной системы социального  государства обеспечивается разным уровнем развития, активности отдельных  его атрибутов в рамках одной  системы:

    

    

    Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.

    Выраженность  данных функций в различных странах  различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии – как социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей-сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.

    В настоящее время содержание социальной политики определяется следующими укрупненными социальными направлениями: 

    • политика занятости и социально-трудовых отношений, создание условий для достойного труда;

    • политика регулирования доходов;

    • политика воспроизводства населения;

    • политика развития сферы социальных услуг;

    • региональная социальная политика;

    • социальная защита и поддержка.

    В современном обществе сформировалась институциональная структура социальной политики, основными звеньями которой  являются:

    • система социальных гарантий (минимальные  социальные стандарты);

    • система социальной помощи;

    • система социального страхования.

    В общем объеме социальных расходов основная доля, как известно, приходится на прямые государственные закупки соответствующих  товаров и услуг, что характеризует  уровень вмешательства государства  в экономику и приводит к эффекту  вытеснения общественным сектором частного. Другим направлением социальных расходов являются социальные платежи, которые делятся на субсидии (дотации производителям) и социальные трансферты (дотации потребителям).

    Субсидии  в бюджетном процессе занимают очень  важное место, так как составляют значительную часть государственных расходов, корректируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. Принято различать субсидии общего и целевого назначения, первые соответственно называются дотациями, а вторые – субвенциями. Последние, в свою очередь, по целевому назначению делятся на капитальные (т. е. на инвестиции) и текущие (т. е. покрытие текущих расходов).

    Субсидии  могут подразделяться на отраслевые и региональные, а также на уже упомянутые выше субсидии потребителям и производителям. Принято считать, что именно соотношение между объемом субсидий производителям и потребителям в общем объеме субсидий во многом и определяет параметры государственной социальной политики. Это утверждение объясняется тем, что, поскольку при субсидировании производителей функция благосостояния является утилитарной, они играют важную роль в обеспечении для всех членов общества равной финансовой и территориальной доступности в отношении социально значимых общественных благ.

    Финансирование  непосредственно относится к  субсидированию: совокупность субсидий из бюджета образует фонд финансирования. Субсидия - пособие в денежной или  натуральной форме, предоставляемое  за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

Информация о работе Государственное финансирование социальной сферы