Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:23, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Стр
Введение ........................................................................................................
2
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ......................................... 5
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета ......... 5
1.2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета .........................................................................................................
9
1.3. Принципы построения бюджета .......................................................... 11
1.4. Баланс бюджета. Дефицит бюджета ................................................... 13
1.5. Роль налогов в формировании государственного бюджета ............. 16
Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ..............................................................................................
25
2.1.Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Казахстан .......................................................................................................
25
2.2. Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года О бюджетной системе ...........................................................................................................
27
2.2.1. Общие положения ............................................................................... 27
2.2.2. Бюджетная система ............................................................................. 32
2.2.3. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета ..................... 40
2.2.4. Правительственное кредитование и государственный долг .......... 47
2.2.5. Исполнение бюджета ......................................................................... 48
2.2.6. Контроль за исполнением бюджета .................................................. 53
2.2.7.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства .... 53
Глава 3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ......
54
3.1. Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2002 год ...................................................................................................................
54
3.2. Организация бюджетного процесса Республики Казахстан ............. 63
Заключение .................................................................................................. 71
Список использованной литературы .................................................
Статья 26. Исполнение местных бюджетов
Местные
исполнительные органы организуют исполнение
бюджета соответствующих
Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами составления исполнения бюджета.
Нижестоящие
бюджеты имеют право
Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования.
При утверждении областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами СЭЗ, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов Астаны и Алматы.
Взаимоотношения
бюджета СЭЗ с местным бюджетом
определяются через долговременный
стабильный норматив отчислений от общей
суммы доходов, поступающих в бюджет СЭЗ,
установленный в положении о СЭЗ и учтенный
в соответствующем местном бюджете на
очередной год. Поступления, остающиеся
в распоряжении СЭЗ, исключаются из контингента
общегосударственных и местных налогов,
сборов и других поступлений, принимаемых
для определения норматива отчислений
в республиканский бюджет и местные бюджеты
соответствующих административно-
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов нижестоящих бюджетов соответствующие суммы в полном объеме передаются в вышестоящий бюджет, а по тем низовым бюджетам, где им предусмотрено выделение субвенции, - уменьшается ее размер.
Не допускается выделение средств из местных бюджетов государственным учреждениям, содержащимся за счет республиканского бюджета(за исключением случаев, предусмотренных в законе о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.
Свободные
остатки бюджетных средств, полученные
на начало финансового года в результате
перевыполнения доходов, а также суммы
перевыполнения по доходам за истекший
квартал в ходе исполнения бюджета текущего
года не подлежат изъятию в вышестоящий
бюджет.
Статья 27. Порядок изменения расходов бюджета
При превышении установленного уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений от доходных источников в процессе исполнения бюджета, решение о сокращении предусмотренных в бюджете расходов по каждой программе до 10 процентов утвержденных сумм принимается Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, а свыше 10 процентов - путем внесения изменений в закон о республиканском бюджете и соответствующие решения маслихатов.
Перечень
программ, не подлежащих секвестрированию,
определяется Парламентом РК и соответствующими
маслихатами в законе и решениях о бюджете
на соответствующий год.
Статья 28. Чрезвычайный государственный бюджет
На территории Республики Казахстан по предложению Правительства РК решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан, включающий в себя все финансовые ресурсы государства. На время действия чрезвычайного бюджета прекращается действие закона о республиканском бюджете и решений о бюджетах всех уровней.
О
принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно
информируется
Парламент Республики Казахстан. Основанием
для введения чрезвычайного бюджета является
введение по решению Президента Республики
Казахстан чрезвычайного положения в
Республике Казахстан или значительный
экономический и финансовый ущерб, нанесенный
экономике в результате чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
имеющих глобальный характер распространения.
Статья 29. Финансовые процедуры и учет исполнения бюджетов
Министерство финансов Республики Казахстан разрабатывает Правила финансовых процедур и ведения форм отчетности (периодической и годовой) для организаций, содержащихся за счет государственного бюджета.
Министерство финансов РК в соответствии с нормативными правовыми актами определяет порядок открытия и закрытия бюджетных счетов государственных учреждений.
В
течение счетного периода завершаются
операции в рамках исполнения бюджета
отчетного финансового года.
Статья 30. Отчетность об исполнении бюджета
Правительство Республики Казахстан либо по его поручению Министерство финансов Республики Казахстан представляет Парламенту РК и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета годовой отчет об исполнении республиканского бюджета с пояснительной запиской и приложениями, а также месячную и квартальную информацию о ходе исполнения республиканского бюджета на уровне подпрограмм и о погашении основной суммы государственного долга.
Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчет об исполнении бюджета вышестоящему исполнительному органу и соответствующему маслихату для утверждения в сроки, определенные для представления проекта решения маслихата о местном бюджете на предстоящий год.
Министерство финансов Республики Казахстан ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству Республики Казахстан.
Все
государственные учреждения обязаны
руководствоваться нормативными актами
по составлению и исполнению бюджета,
разработанными Министерством финансов
РК в соответствии с настоящим Законом.
2.2.6.
Контроль за исполнением
бюджета
Статья 31.
Контроль за правильностью составления смет расходов бюджетных ассигнований, их утверждения и за эффективным и целевым использованием бюджетных средств государственными учреждениями, осуществляется Министерством финансов РК и его территориальными подразделениями.
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Контроль
за формированием и исполнением
местных бюджетов осуществляется ревизионными
комиссиями представительных органов
соответствующего уровня, а также
Министерством финансов РК и его
территориальными органами с обязательным
информированием
Порядок
и периодичность проведения ревизий
и проверок планирования и использования
средств республиканского и местных
бюджетов определяются Министерством
финансов РК.
2.2.7.Ответственность
за нарушения бюджетного
законодательства
Статья 32. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства
Нарушения
бюджетного законодательства влекут ответственность
в порядке, предусмотренном
Глава 3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
3.1. Закон Республики Казахстан
О республиканском бюджете на 2002 год
| |
Статья 1. Утвердить
республиканский бюджет на 2002 год
согласно приложению 1 в следующих объемах:
доходы — 465 612 615 тыс. тенге; полученные официальные трансферты — 49 064 505 тыс. тенге; возврат кредитов — 10 727 276 тыс. тенге; затраты — 572 856 905 тыс. тенге; кредиты — 33 024 491 тыс. тенге; дефицит — 80 477 000 тыс. тенге, или 2,3 процента к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта страны. Правительству Республики Казахстан обеспечить финансирование дефицита республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 2. Арендная плата за пользование Российской Федерацией военными полигонами в сумме 4 251 500 тыс. тенге отражается в доходах республиканского бюджета, из которой: 494
720 тыс. тенге поступает в 3 756 780 тыс. тенге осуществляется на компенсационной основе в виде поставок вооружения и военной техники, оказания услуг по проведению их ремонта и подготовки военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации, а также иных поставок и услуг в соответствии со статьей 17 Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 г. и используется Министерством обороны Республики Казахстан с отражением расходования по республиканской бюджетной программе «Реализация межгосударственных договоров об аренде военных полигонов». Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год поступления арендной платы за пользование комплексом «Байконур» в сумме 17 779 000 тыс. тенге. Статья 3. Установить, что в 2002 году доля Республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по контрактам «О разделе продукции», зачисляется в республиканский бюджет в размере 100 процентов, кроме Западно-Казахстанской области, в которой в республиканский бюджет зачисляется 90 процентов, в местный бюджет — 10 процентов. Статья
4. Недропользователи, ранее вносившие
платежи в Республиканский фонд
охраны недр и воспроизводства минерально- Статья 5. Утвердить объемы налоговых поступлений от организаций сырьевого сектора, зачисляемых в республиканский бюджет, в разрезе областей согласно приложению 2. Статья 6. Установить на 2002 год по Западно-Казахстанской области объем доли Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора в сумме 215 089 тыс. тенге, зачисляемой в местные бюджеты. Статья
7. Плательщики перечисляют в по коду «Роялти» классификации доходов единой бюджетной классификации задолженность недропользователей перед Республиканским фондом охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также суммы исторических затрат, понесенных государством, на геологическое изучение контрактных территорий, которые возмещаются недропользователями, эксплуатирующими эти месторождения на основании контрактов на недропользование; по коду «Социальный налог» классификации доходов единой бюджетной классификации — задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд; как акцизы на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо, кроме реализуемых со специально оборудованных стационарных пунктов конечному потребителю, — задолженность по сбору с бензина и дизельного топлива, ранее поступавшую в Дорожный фонд. Статья 8. Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию на 31 декабря 1998 года в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда государственного социального страхования, над начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается в счет уплаты социального налога в пределах 3 процентов от фонда заработной платы. Статья 9. Утвердить объемы поступлений в республиканский бюджет на 2002 год от акционерных обществ — национальных компаний согласно приложению 3. Статья
10. Утвердить объемы поступлений
в республиканский бюджет на 2002 год
от республиканских Статья
11. Установить на 2002 год размеры бюджетных
изъятий из областных бюджетов и
бюджета города Алматы в республиканский
бюджет в общей сумме 49 064 505 тыс. тенге,
в том числе: Актюбинской — 569 100 тыс. тенге; Атырауской — 19 602 863 тыс. тенге; Карагандинской — 81 131 тыс. тенге; Мангистауской — 9 000 442 тыс. тенге; Павлодарской — 1 895 969 тыс. тенге; г. Алматы — 17 915 000 тыс. тенге. Статья
12. Поступления от реализации товаров
и услуг, предоставляемых Статья 13. Установить с 1 января 2002 года: 1) минимальные размеры: месячной заработной платы — 4 181 тенге; пенсии — 4 336 тенге; 2) месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с законодательством в размере 823 тенге. Статья
14. Установить с 1 января 2002 года месячный
размер денежной компенсации военнослужащим
(кроме военнослужащих срочной службы),
а также сотрудникам Статья 15. Установить, что с 1 января 2002 года затраты на содержание, обслуживание и ремонт служебных помещений и транспортных средств, включая приобретение горюче-смазочных материалов, а также затраты по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, отопления и услуг связи территориальных органов внутренних дел осуществляются за счет средств местных бюджетов. Статья
16. Предусмотреть в Распределение
указанных средств областным
бюджетам осуществляется на основании
решений Правительства Статья
17. Предусмотреть в Статья 18. Установить на 2002 год размеры субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в областные бюджеты, в общей сумме 59 763 278 тыс. тенге, в том числе: Акмолинской — 7 191 511 тыс. тенге; Алматинской — 10 289 366 тыс. тенге; Восточно-Казахстанской — 5 189 908 тыс. тенге; Жамбылской — 6 877 104 тыс. тенге; Западно-Казахстанской — 1 285 861 тыс. тенге; Костанайской — 4 181 616 тыс. тенге; Кызылординской — 6 645 453 тыс. тенге; Северо-Казахстанской — 5 201 645 тыс. тенге; Южно-Казахстанской — 12 900 814 тыс. тенге. Статья
19. Установить, что в областном
бюджете Западно-Казахстанской Статья 20. Установить, что в составе расходов республиканского бюджета на 2002 год на оборону учтены затраты на строительство административного здания Министерства обороны Республики Казахстан в сумме 1 250 000 тыс. тенге, осуществляемые Управлением делами Президента Республики Казахстан по программе «Строительство и реконструкция объектов Управления делами Президента Республики Казахстан». Статья
21. Предусмотреть в Статья
22. Предусмотреть в Статья
23. Предусмотреть в Статья
24. Предусмотреть в Статья
25. Предусмотреть в Распределение
указанных средств Статья
26. Предусмотреть в Статья
27. Предусмотреть в Статья
28. Предусмотреть в Министерству иностранных дел Республики Казахстан — 193 858 тыс. тенге на приобретение недвижимости в собственность Республики Казахстан за рубежом; Министерству обороны Республики Казахстан — 500 000 тыс. тенге на погашение кредиторской задолженности по обязательствам, выполняемым за счет средств республиканского бюджета; Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан — 460 000 тыс. тенге на выплату надбавок к пенсиям граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне; Агентству Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами — 132 210 тыс. тенге на землеустроительные работы. Статья
29. Предусмотреть в Статья 30. Утвердить резерв Правительства Республики Казахстан на 2002 год в сумме 5 258 913 тыс. тенге, в том числе: для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иных непредвиденных расходов, определяемых решениями Правительства Республики Казахстан, — 4 428 000 тыс. тенге; для погашения обязательств Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов и их территориальных подразделений по решениям судов — 230 913 тыс. тенге; специальный резерв для кредитования нижестоящих бюджетов на покрытие кассового разрыва — 600 000 тыс. тенге. Статья
31. Предусмотреть в Статья
32. Предусмотреть в Статья 33. Установить лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан в 2002 году в размере 7 730 000 тыс. тенге. Статья 34. Установить на 31 декабря 2002 года лимит правительственного долга в размере 750 000 000 тыс. тенге. Статья
35. Предусмотреть в на кредитование в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан местных исполнительных органов для проведения весенне-полевых и уборочных работ в сумме 4 000 000 тыс. тенге. Установить, что сумма кредита на проведение весенне-полевых и уборочных работ не включается в лимит заимствования местных исполнительных органов областей, городов Астаны и Алматы; на возмещение вознаграждения (интереса) по кредитам, предоставляемым из республиканского бюджета местным исполнительным органам на проведение весенне-полевых и уборочных работ, в сумме 195 000 тыс. тенге. Статья 36. Утвердить перечень текущих бюджетных программ республиканского бюджета на 2002 год согласно приложению 5. Статья 37. Утвердить перечень бюджетных программ развития республиканского бюджета на 2002 год согласно приложению 6. Статья 38. Утвердить перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на 2002 год, согласно приложению 7. Установить, что в процессе исполнения местных бюджетов на 2002 год не подлежат секвестрированию местные бюджетные программы согласно приложению 8. Статья 39 . Настоящий Закон вводится в действие с 1.01.2002 года |
3.2.
Организация бюджетного
процесса Республики
Казахстан
Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе Республики Казахстан», Законом о республиканском бюджете, иными законами республики, а также решениями органов исполнительной власти. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов — функции Парламента и местных Маслихатов. Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов устанавливаются Министерством финансов.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и программ развития территорий и целевых программ, на основании ежегодного послания Президента народу Казахстана, параметров индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, принимаемого Правительством.
Органы
исполнительной власти вносят предложения
в соответствующие