Генезис финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить содержание и эволюцию классической и неоклассической теорий финансов и проанализировать проблемы перехода к рыночной экономике с точки зрения экономических теорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ. 5
1.1 Зарождение финансовой науки в средневековье 5
1.2 Систематизация финансов в трудах меркантилистов (Ж.Боден, Д.Карафа) и физиократов (Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, А.Мирабо) 7
1.3 Развитие финансовой теории в классической политической экономии ( учение о финансах Смита, теория налогов Риккардо) 10
1.4 Школа камералистов (В. Юсти, Й. Зонненфельс). Система финансового хозяйства Ф.Юсти 13
2. ЗАВЕРШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 16
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ТЕОРИИ ФИНАНСОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая++.doc

— 149.50 Кб (Скачать)
  • плохая форма обложения, если последняя касается фермера;
  • излишнее бремя налогов вследствие чрезмерных издержек по их взиманию;
  • чрезмерные судебные расходы.

     1.3. Развитие финансовой теории в классической политической экономии ( учение о финансах Смита,  теория налогов Риккардо)

     Инструментарий  классической политической экономии сформировали У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция). Развитие инструментария классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж.-Б. Сэй и Ф. Бастия (Франция). Завершен процесс развития классической школы трудами Дж.С. Милля и К. Маркса.

     Представители классической политэкономии (У.Петти, А. Смит и Д. Рикардо) еще не выделяют финансы из политэкономии и в ее рамках излагают отдельные положения о финансах, в частности, о том, что расходы на управление государством являются непроизводительными, и оно не должно нарушать «естественный порядок», то есть право собственности и конкуренции.

     Государством должны соблюдаться основные принципы налогообложения:

  • налоги должны платить все в соответствии со своими доходами (это положение направлено против налогового иммунитета духовенства и дворян);
  • налог должен быть не произвольным, а точно определен заранее;
  • налог должен взиматься в удобное для плательщика время;
  • взимание налогов должно быть дешевым.

     Главная заслуга А. Смита в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Пятую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы посвящены финансам — о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах.

     В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного богатства или три фактора производства — землю, труд и капитал.

     Государственные расходы он делит на имеющие общее  значение (оборона и содержание королевской  власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, и расходы, в  которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства. Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, то есть налоговые и неналоговые. Прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, которые через цензовых представителей в законодательных органах уступят часть ее государству.

     А. Смит считается одним из основателей теории налогов и его знаменитых принципов налогообложения.

     А. Смит о налогах. «Как уже было выяснено в первой книге этого исследования, частный доход отдельных лиц получается, в конечном счете, из трех источников:

     1) ренты;

     2) прибыли;

     3) заработной платы.

     Каждый  налог должен быть в конечном счете уплачиваем из того или другого из этих трех различных видов доходов или одинаково из них всех...

  1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства...
  2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица...
  3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его... Налоги на такие предметы потребления, которые представляют собой предметы роскоши, в конечном итоге уплачиваются все потребителем и обычно таким способом, какой очень удобен для него. Он уплачивает их понемногу, по мере того как покупает соответствующие товары. И так как он свободен покупать, или не покупать их, то его собственная вина, если ему когда-либо приходится испытывать сколько-нибудь значительное неудобство от таких налогов.
  4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше, чем он приносит казначейству четырьмя следующими путями:

     во-первых, собирание его может требовать  большого числа чиновников, жалованье  которых может поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ добавочным налогом;

     во-вторых, он может затруднять приложение труда  населения и препятствовать ему  заниматься теми промыслами, которые  могут давать средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может этим уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им возможность с большой легкостью делать эти платежи.

     в-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он может часто разорять их и таким образом уничтожать ту выгоду, которую общество могло бы получать от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением...

     в-четвертых, подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков  налогов, он может причинять им много  лишних волнений, неприятностей и  притеснений» Финансы капиталистических  государств.3

     Д. Рикардо, наиболее талантливый ученик А. Смита, в «Началах политической экономии и налогового обложения» создает новую теорию налогов, связав ее с теорией ренты и заработной платы. Суть такой теории в следующем: любые налоги на товары и зарплату приведут к росту заработной платы и вызовут понижение прибыли, хотя в разной степени. Вывод - налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства всячески поощрять накопление капитала.

     Таким образом, благодаря идеям классиков  политической экономии в конце XVIII - начале XX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса - буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

    1. Школа камералистов (В. Юсти, Й. Зонненфельс). Система финансового хозяйства Ф.Юсти

     Оформление  финансов в относительно самостоятельное  направление научной мысли в  известной степени завершили  работы Л. фон Секендорфа (1626—1692 гг.), Ф. Юсти (1771 г.) и И. Зоннефельса (1733—1817 гг.) и др.

     Л. фон Секендорф (1626—1692 гг.) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения.

     Ф.Юсти и И.Зоннефельс были специалистами  в области камеральных наук. К  камеральным относили науки, имевшие  отношение к государственной  казне, то есть извлечению доходов для  нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.

       Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства».

     В своей работе Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком  аспекте, поскольку привел в ней  учения о доходах государства, его  расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):

  1. налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;
  2. налоги должны быть справедливы и равномерны;
  3. налоги должны иметь основательные поводы;
  4. не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов.

     Заслуга Юсти и в том, что в отличие  от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.

     С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса. В 1768 г. появляется книга министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки. Этот труд трактовал финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.

     Победа  капиталистической системы над  феодальной породила выдвижение экономических  школ и воззрений, в той или  иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах.

     Из  ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826-1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).

     В 1880 г. бывший экономический советник Отто фон Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

     Он  доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.

    2. Завершение классического периода теории финансов и возникновение неоклассической теории

     Возникшая под воздействием экономического кризиса 1929—1933 гг., теория Дж. Кейнса признавала невозможность автоматического достижения равновесия состояния экономики.

     В этих условиях достижение стабилизации возлагается на государство, которому предписывалось воздействовать на три  ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Главная задача экономической политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор производства.

     Кейнсианская  теория государственных финансов отвергала догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики и обосновывала, что в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в «вялой экономике». При высокой конъюнктуре финансовая политика должна сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться и при растущем производстве для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста.

     После Второй мировой войны стала проявляться  тенденция отхода от крупных стабилизационных мероприятий. Так, например, с приходом к власти правительства М. Тэтчер в Великобритании и администрации Р. Рейгана (1981 г.) в США концепция всей системы государственного вмешательства в экономику была кардинально изменена. Эти изменения, наблюдаемые в финансовой политике стран с развитой экономикой в 80-е гг., связаны с «новым явлением» в экономической науке — теорией «экономики предложения» в противовес кейнсианству, которое главное внимание уделяло регулированию спроса. Ее возникновение было связано с исследованиями М. Фридмана в области жизненного цикла и концепции о постоянном доходе, А. Лаффера — автора «налоговой кривой».4

Информация о работе Генезис финансов