Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить содержание и эволюцию классической и неоклассической теорий финансов и проанализировать проблемы перехода к рыночной экономике с точки зрения экономических теорий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ. 5
1.1 Зарождение финансовой науки в средневековье 5
1.2 Систематизация финансов в трудах меркантилистов (Ж.Боден, Д.Карафа) и физиократов (Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, А.Мирабо) 7
1.3 Развитие финансовой теории в классической политической экономии ( учение о финансах Смита, теория налогов Риккардо) 10
1.4 Школа камералистов (В. Юсти, Й. Зонненфельс). Система финансового хозяйства Ф.Юсти 13
2. ЗАВЕРШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 16
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ТЕОРИИ ФИНАНСОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
1.3. Развитие финансовой теории в классической политической экономии ( учение о финансах Смита, теория налогов Риккардо)
Инструментарий классической политической экономии сформировали У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция). Развитие инструментария классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж.-Б. Сэй и Ф. Бастия (Франция). Завершен процесс развития классической школы трудами Дж.С. Милля и К. Маркса.
Представители классической политэкономии (У.Петти, А. Смит и Д. Рикардо) еще не выделяют финансы из политэкономии и в ее рамках излагают отдельные положения о финансах, в частности, о том, что расходы на управление государством являются непроизводительными, и оно не должно нарушать «естественный порядок», то есть право собственности и конкуренции.
Государством должны соблюдаться основные принципы налогообложения:
Главная заслуга А. Смита в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Пятую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы посвящены финансам — о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах.
В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного богатства или три фактора производства — землю, труд и капитал.
Государственные расходы он делит на имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства. Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, то есть налоговые и неналоговые. Прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, которые через цензовых представителей в законодательных органах уступят часть ее государству.
А. Смит считается одним из основателей теории налогов и его знаменитых принципов налогообложения.
А. Смит о налогах. «Как уже было выяснено в первой книге этого исследования, частный доход отдельных лиц получается, в конечном счете, из трех источников:
1) ренты;
2) прибыли;
3) заработной платы.
Каждый налог должен быть в конечном счете уплачиваем из того или другого из этих трех различных видов доходов или одинаково из них всех...
во-первых,
собирание его может требовать
большого числа чиновников, жалованье
которых может поглощать
во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые могут давать средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может этим уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им возможность с большой легкостью делать эти платежи.
в-третьих,
конфискациями и другими
в-четвертых, подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков налогов, он может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений» Финансы капиталистических государств.3
Д. Рикардо, наиболее талантливый ученик А. Смита, в «Началах политической экономии и налогового обложения» создает новую теорию налогов, связав ее с теорией ренты и заработной платы. Суть такой теории в следующем: любые налоги на товары и зарплату приведут к росту заработной платы и вызовут понижение прибыли, хотя в разной степени. Вывод - налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства всячески поощрять накопление капитала.
Таким образом, благодаря идеям классиков политической экономии в конце XVIII - начале XX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса - буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.
Оформление финансов в относительно самостоятельное направление научной мысли в известной степени завершили работы Л. фон Секендорфа (1626—1692 гг.), Ф. Юсти (1771 г.) и И. Зоннефельса (1733—1817 гг.) и др.
Л. фон Секендорф (1626—1692 гг.) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения.
Ф.Юсти и И.Зоннефельс были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, то есть извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.
Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства».
В своей работе Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):
Заслуга Юсти и в том, что в отличие от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.
С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса. В 1768 г. появляется книга министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки. Этот труд трактовал финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.
Победа капиталистической системы над феодальной породила выдвижение экономических школ и воззрений, в той или иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах.
Из ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826-1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).
В 1880 г. бывший экономический советник Отто фон Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.
Он доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.
2. Завершение классического периода теории финансов и возникновение неоклассической теории
Возникшая под воздействием экономического кризиса 1929—1933 гг., теория Дж. Кейнса признавала невозможность автоматического достижения равновесия состояния экономики.
В этих условиях достижение стабилизации возлагается на государство, которому предписывалось воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Главная задача экономической политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор производства.
Кейнсианская теория государственных финансов отвергала догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики и обосновывала, что в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в «вялой экономике». При высокой конъюнктуре финансовая политика должна сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться и при растущем производстве для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста.
После
Второй мировой войны стала