ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Законодательство России регулирует банковскую деятельность с помощью различных нормативно-правовых актов и закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих или иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Цели и задачи ФЗ «О банках и банковской деятельности», содержание и назначение 4

Глава 2. Реализация ФЗ «О банках и банковской деятельности» 8

2.1. Банковская деятельность 8

2.2. Судебная практика 10

Глава 3. Проблемы и их решения 12

3.1. Государственное регулирование 12

3.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций 16

3.3. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций 19

Заключение 21

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

КР ФЗ о банках.docx

— 50.29 Кб (Скачать)

     Норма обязательных резервов меняется в зависимости  от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в  любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются  более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более  низкие нормы отчисления в резервы.

     Деятельность  коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга  граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками  и кредиторами, поэтому государство  в лице своего Центрального банка  осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

     Банк  России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

     Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической  ситуации Банк России имеет право  также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных  органов исполнительной власти. Поступившие  от банка данные по конкретным операциям  не подлежат разглашению без согласия банка. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России.

    3.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций

 

     Порядок регистрации и лицензирования кредитных  организаций регламентирован законодательством  Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О  банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным  законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.

     Согласно  ст.13 Закона «О банках и банковской деятельности», осуществление банковских операций возможно лишь при наличии  соответствующего разрешения банка  России - лицензии, где указываются банковские операции, которые может совершать кредитная организация, и используемая при этом валюта. Лицензия выдается кредитной организации после ее государственной регистрации в ЦБ.

     В настоящее время действующим  законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими  и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации  кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению.

     Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством  порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства  перед бюджетами всех уровней  за последние три года, а также  располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для  внесения их в уставный капитал кредитной  организации.

     Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной  организации требуется предварительное  согласие Банка России.

     Формирование  уставного капитала за счет иностранных  инвестиций также требует разрешения Банка России.

     Вклады  в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и  здание, в котором располагается  кредитная организация, за исключением  незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.

     Основания и порядок отказа в государственной  регистрации кредитной организации  изложены в ст.16 ФЗ "О банках и  банковской деятельности".

     Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные  организации (ст. 1 ФЗ "О банках и  банковской деятельности").

     Минимальный размер уставного капитала вновь  регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной  регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов  рублей. Минимальный размер уставного  капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей  о получении лицензии, предусматривающей  право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей (в ред. Федеральных законов от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 28.02.2009 N 28-ФЗ).

     Привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.

     Кредитным организациям могут быть предоставлены  следующие виды лицензий:

  • лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;
  • лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);
  • генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;
  • лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

     Лицензия  на право осуществления операций с драгоценными металлами может  быть выдана одновременно с лицензией  на осуществление операций в иностранной  валюте или после ее получения.

     Уполномоченными банками на проведение операций и  сделок с природными драгоценными камнями  являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление  операций с драг. металлами (либо разрешения на совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)).

     При наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная организация  вправе совершать иные сделки, а  также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

     Кредитные организации, ходатайствующие о  расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому  направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

    3.3. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций

 

     В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный  банк Российской Федерации разрабатывает  для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить  состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.

     В декабре 1987 г. Банк международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил международный комитет  по определению общих принципов  расчета банковского капитала и  классификации активов, их соотношений  с капиталом и другими пассивами. В состав комитета вошли представители  центральных банков 12 развитых стран  мира. В следующем году комитет  утвердил соответствующие международные  рекомендации.

     Россия  пока в работе этого комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской банковской системы. Нормативы разработаны для двух групп банков.

     В первую группу входят коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных  банков, во вторую - не имевшие такой  базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования новой банковской системы.

     Перечень  нормативов и порядок их расчета  устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

  • минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
  • минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
  • норматив достаточности капитала;
  • нормативы ликвидности банков;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
  • максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;
  • максимальный размер вексельных обязательств банка;
  • норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

 

Заключение

 

     Таким образом, можно сказать, что регулирование банковской системы государством способствует эффективному функционированию банков и коммерческих организаций. На мой взгляд, государству следовало бы усилить контроль над банковской деятельностью для пресечения коррупции и незаконной банковской деятельности, а также ужесточить меры по выдаче лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

     Еще хотелось бы добавить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит легального определения понятия «банковская деятельность», между тем понятие, категория «банковская деятельность» буквально пронизывает банковское законодательство РФ, используется законодателем в десятках законодательных и подзаконных нормативных актах. В частности, данный термин употребляется в Законе «О банках и банковской деятельности», в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» и в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Данный термин широко применяется в банковской сфере и банковских актах, в частности, нормативных актах Банка России.

     Характеризуя  понятие «банковская деятельность»  ученые-юристы приходят к мнению, что  термин «банковская деятельность»  относится к числу так называемых межотраслевых понятий, которые  активно применяются не только в  сфере одной специальной отрасли  права (в данном случае в банковском праве), но и в других отраслях права.

      Отсутствие  легального определения рассматриваемого термина, а также его межотраслевой  характер (подразумевающий различные  отраслевые трактовки) накладывают  сложности на его как практическое, так и теоретическое использование. Правильное понимание и определение в федеральном законодательстве таких явлений, как кредитная система РФ и осуществляемая в ее рамках банковская деятельность, несомненно, будет способствовать повышению уровня управляемости банковской деятельности и устойчивости всей банковской системы.  

Список  литературы

 
  1. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности»;
  2. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России);
  3. Инструкция Банка России №1 от 1.10.1997г. «О порядке регулирования деятельности банков»
  4. Федеральный закон "О судебных приставах"
  5. Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
  6. Комментарии законов РФ
  7. Конституция Российской Федерации;
  8. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  9. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 2009г.
  10. Официальный сервер Банка России в Интернете ( http://www.cbr.ru/ ).

Информация о работе ФЗ «О банках и банковской деятельности»