ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Законодательство России регулирует банковскую деятельность с помощью различных нормативно-правовых актов и закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих или иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Цели и задачи ФЗ «О банках и банковской деятельности», содержание и назначение 4

Глава 2. Реализация ФЗ «О банках и банковской деятельности» 8

2.1. Банковская деятельность 8

2.2. Судебная практика 10

Глава 3. Проблемы и их решения 12

3.1. Государственное регулирование 12

3.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций 16

3.3. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций 19

Заключение 21

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

КР ФЗ о банках.docx

— 50.29 Кб (Скачать)

     Согласно  последней части данной статьи, кредитным  организациям запрещается заниматься лишь тремя видами деятельности - производственной, страховой и торговой.

 

Глава 2. Реализация ФЗ «О банках и банковской деятельности»

    2.1. Банковская деятельность

 

     Коммерческие  банки в современной России начали развиваться с августа 1988г., когда  был зарегистрирован первый подобный банк. Коммерческие банки явились  результатом перехода от централизованно  управляемой экономики к рыночной. Возникновение в нашей экономике различных коммерческих структур с альтернативными формами собственности потребовало адекватных им кредитных учреждений, базирующих свою деятельность на двух постулатах - риске и прибыли.

     Существующие  в России коммерческие банки могут  быть классифицированы по большому количеству признаков.

     По  принадлежности уставного капитала и по способу его формирования различают акционерные и паевые банки, банки с ограниченной и дополнительной ответственностью, с участием иностранного капитала. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив "учредительские" паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, являются участниками (пайщиками).

     Основа  деятельности коммерческого банка - формирование его собственных средств, как базы для привлечения депозитов  и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного  фонда все коммерческие банки  можно подразделить на три группы: мелкие, средние, крупные. Аналогичную градацию можно провести по сумме актива (пассива) баланса банков, так как максимальный размер банковских обязательств увязывается с размерами собственных средств, т.е. с капиталом банка.

     Наконец, по количеству типов выполняемых  операций, по направленности деятельности коммерческие банки подразделяются на универсальные и специализированные, по территориальному признаку на республиканские и региональные.

     Деятельность  специализированных банков ориентирована  на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства  своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация. Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построения балансов банка, а также специфику работы с клиентурой.

     Основные разновидности специализированных банков, существующих в российской банковской системе: инвестиционные и инновационные банки, учетные и депозитные банки, сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки, ипотечные банки.

     Степень специализации отраслевых банков, специфика формирования их активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями производственного процесса.

     Цель  организации и деятельности кооперативного банка - содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание кооперации. Участниками кооперативного банка соответственно выступают кооперативы.

     Незначительно распространились в нашей стране коммунальные банки или банки, обслуживающие местное хозяйство. Цель создания коммунальных (муниципальных) банков - содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства, общественные организации, страховые общества и банки, т.е. те организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

     В части 1 ст.6 Закона «О банках и банковской деятельности» закреплено право  банка заниматься выпуском, покупкой, продажей, учетом, хранением ценных бумаг, а также осуществлять доверительное управление ими по договору с физическими и юридическими лицами.

     Согласно  части 2 ст. 6 комментируемого закона, кредитная организация имеет  право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг регламентируются ФЗ «О рынке ценных бумаг», принятым 22 апреля 1996г.

    2.2. Судебная практика

 

     Существуют  ситуации, когда банк сталкивается с необходимостью предоставления информации о суммах на счетах клиентов судебным приставам. Имеет ли банк право предоставить такую информацию, когда существует противоречие между ст.26 (Банковская тайна) ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О судебных приставах», согласно которому любое лицо обязано исполнять требования судебных приставов?

     В соответствии со статьей 14 ФЗ "О судебных приставах", требования судебного  пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и  граждан. Информация, документы и  их копии, необходимые судебным приставам  для осуществления своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный срок.

     Также судебные приставы должны руководствоваться ФЗ "Об исполнительном производстве, а также иными ФЗ, к которым, в частности относится ФЗ "О банках и банковской деятельности".(ст.2 ФЗ "О судебных приставах"). Статьей 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" установлен исчерпывающий перечень лиц, которым кредитная организация может предоставить информацию об операциях, счетах и вкладах своих клиентов. Судебные приставы к таким лицам не относятся. Следовательно, банк не только в праве, но и обязан отказать в таком требовании.

     Однако, в связи с противоречием между  ст.14 ФЗ «О  судебных  приставах» и  ст.26,27  ФЗ  « О банках  и банковской деятельности » приоритет должен отдаваться правилам публично-правового характера, содержащимся в законодательстве об исполнительном производстве, согласно которым  банки  обязаны раскрывать информацию об имеющихся у них счетах должника и исполнять постановление  судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства.

     Также необходимую информацию судебные приставы могут запросить через налоговые органы, либо через суд, подтверждением чего является  абз. 2 п.3 ст.46 ФЗ "Об исполнительном производстве": "Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов.", а так же ст.17 и п.1 ст.21 указанного закона (разъяснение судебного акта).

 

Глава 3. Проблемы и их решения

    3.1.  Государственное  регулирование

 

     Банковская  деятельность как основной элемент  функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования  со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой  другой формой экономической деятельности. Это связано с теми характеристиками банков, которые объективно присущи  им и определяет их положение в  качестве ключевых элементов финансовой системы. В зарубежной юридической  науке выделяют три такие характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости; возможность легко изымать денежные средства и недостаточная открытость.

     Рассмотрим  более подробно содержание упомянутых характеристик банков. Во-первых, высокий  уровень взаимозависимости обусловлен статусом банков как финансовых посредников  в экономической деятельности и  выражается как соотношение активов  банка и его собственного капитала. Фактическая величина активов во много раз превышает размер собственного капитала, именно этим можно объяснить то обстоятельство, что каждый банк, в том числе самый надежный, условно платежеспособен. Термин "условно платежеспособный" означает, что банк действительно платежеспособен только до момента коллективного изъятия вкладчиками внесенных ими ранее денежных средств. При подобном изъятии у банка возникает проблема жесточайшего кризиса ликвидности, и он будет вынужден реализовать свои активы. Между тем в рыночной экономике объективно существует диспропорция между балансовой величиной активов и их рыночной стоимостью, которая в большей мере зависит от качественной характеристики активов. Таким образом, реализация активов может быть осуществлена только со значительным дисконтом по сравнению с их балансовой стоимостью. В силу этого кризис ликвидности, вызванный внезапным и массированным изъятием денежных вкладов, может легко трансформироваться в кризис платежеспособности.

     Во-вторых, уязвимость банков к внезапному изъятию  вкладов также увеличивает вероятность  такого изъятия. Закрепленная в договоре между банком и клиентом обязанность банка выплатить денежные средства вкладчику по первому требованию предполагает, что в случае недостаточности банковского капитала для удовлетворения требований всех вкладчиков первыми получат свои денежные средства те клиенты, которые первыми заявили банку свои требования. Именно структура приоритетов в выплатах побуждает вкладчиков изымать свои деньги при первых признаках неблагополучия банка. Теоретически совершенно безразлично, действуют ли вкладчики на основании истинной информации о действительном или возможном ухудшении финансового положения банка или на основании ложных слухов.

     В-третьих, недостаточная открытость банковской деятельности может привести к тому, что об ухудшении финансового  положения банка станет известно слишком поздно и рынок не сумеет прореагировать достаточно быстро и  должным образом. Этот факт объясним тем, что определить действительное финансовое положение банка лишь на основании широко доступной информации , которая к тому же быстро устаревает , нелегко , так как структура активов  может изменится буквально в считанные дни. Данные характерные особенности содержат в себе потенциальный источник нестабильности банковской системы того или иного государства в целом, способной вызвать «цепную реакцию» в виде краха ряда банков одного за другим. Более того, в нерегулируемой обстановке конкурентной борьбы в стремлении выиграть гонку у конкурентов будут вынуждены проводить операции, несущие излишне рискованный характер, что в конечном итоге приведет к ухудшению их финансового положения и положения из клиентов. Следовательно, главная задача банковского регулирования состоит в ограничении излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции.

     В этом контексте термин «банковское  регулирование » можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулирующимися организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение банковской активности и, главным образом, банковских операций.

     Другими словами, банковское регулирование - система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
  • качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
  • качество менеджмента (квалификация управляющих);
  • ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
  • доходность;

     Для решения проблем, возникающих в  банковской сфере, Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

     Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно  хранить на отдельном счете в  ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в  процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования  в ЦБ РФ устанавливаются Советом  директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

     При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет  право взыскать в бесспорном порядке  с коммерческого банка сумму  недовнесенных средств, а также  штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

     При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед  вкладчиками и кредиторами.

     Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

     Кредитный потенциал коммерческого банка  уменьшается настолько, насколько  увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько  уменьшается размер его резерва  в ЦБ РФ.

Информация о работе ФЗ «О банках и банковской деятельности»