Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении основных теоретических аспектов функционирования эффективных моделей бюджетного федерализма западных стран, а также в разработке механизма развития системы бюджетного федерализма в Российской Федерации. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:
– изучить особенности бюджетного устройства государств федеративного типа;
– выделить основные организационные принципы, реализация которых в российской системе бюджетного федерализма предопределяет финансовую асимметрию бюджетного устройства государства;
– определить приоритетные проблемы сложившегося распределения налогово-бюджетных полномочий между различными уровнями бюджетной системы с целью получения адекватной оценки исполнения государством его основных функций на местах;
– предложить основные направления совершенствования системы бюджетного федерализма в России, которые позволили бы оптимизировать межбюджетные потоки с учетом финансового потенциала региональных центров, а также использования механизмов стабилизации финансов субъектов Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетных систем федеративных государств 6
1.1. Бюджетное устройство федеративных государств и принципы организации бюджетной системы 6
1.2. Обзор международного опыта построения бюджетных систем федеративных государств 19
1.3. Бюджетный федерализм и его характеристика 28
2. Действующая практика разграничения расходных полномочий и полномочий по формированию доходов. Совершенствование бюджетного федерализма 39
2.1. Механизм разграничения полномочий по формированию доходов в РФ 39
Во включающей модели власть разделена в определенном соотношении между национальными, региональными и местными государственными структурами. Площадь каждого круга указывает на долю полномочий каждого уровня правительства в общей власти. В такой модели у каждого уровня власти возникает искушение пересмотреть свои полномочия, особенно у центра.
Пересекающая модель занимает промежуточное место между двумя предыдущими моделями и получила наибольшее распространение в федеративных государствах. Эта модель характеризуется следующими основными чертами:
1) власть лимитирована и рассредоточена одновременно. Сферы автономии различных уровней власти незначительны;
2) высокая степень потенциальной и действительной независимости уровней власти. Сочетание конкуренции и кооперации в отношениях между ними;
3) переговорно-обменная основа взаимоотношений уровней власти.
Отличительные характеристики каждой модели бюджетного федерализма представлены в табл.1.3.1.
Таблица 1.3.1
Сравнительная таблица моделей бюджетного федерализма.
Модель |
Координированная |
Включающая |
Пересекающая |
Отношения между уровнями |
Независимые |
Зависимые |
Независимые |
Характер власти |
Автономия |
Иерархия |
Договорные отношения |
Исторический пример |
Двойной федерализм(США) |
Япония (после Второй мировой войны) |
США (с 1930 г. по настоящее время) |
Современность модели |
Устарела |
Современна |
Современна |
Экономическое и политическое определения федерализма отличаются друг от друга. Существуют также различия в финансовом, классическом и институциональном подходах к его изучению. Из этого следует, что федерализм – это интегральная категория, включающая в себя экономические, политические, социальные и другие отношения, возникающие в государстве, следовательно, правомерно рассматривать федерализм как сложную категорию междисциплинарного характера.
Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:
Бюджетный федерализм имеет следующие основные преимущества:
Таким образом, главное преимущество бюджетного федерализма заключается в том, что он создает условия для примирения несовпадающих интересов - территориальных, национальных, социальных - в сфере финансов, экономики, политики и культуры. Разграничивая компетенции между центральными и местными властями, он предоставляет членам федерации значительную автономию. Защищая регионы от всевластия центра, федерализм позволяет сохранить в рамках единого государства исторически сложившееся многообразие и своеобразие культур и традиций. Вместе с тем федеративное устройство повышает эффективность деятельности государственного аппарата: инициатива и давление местных властей "снизу" активизирует центральное правительство, побуждает его к творческому поиску наиболее оптимальных решений социально-экономических и политических проблем, сохранения общего баланса интересов.
Однако федеративная структура бюджета также имеет и свои недостатки:
Основной проблемой бюджетного федерализма является оптимизация межбюджетного выравнивания (перераспределения финансовых ресурсов).
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центров и регионов. В мировой практике выделяются три модели бюджетного федерализма: координированная, включающая и пересекающая модели. Характеристикой, определяющей, к какой именно модели относится бюджетный федерализм в той или иной стране, является тип отношений между центром и регионом. Так же следует отметить, что как и любая система, бюджетный федерализм имеет ряд преимуществ и недостатков. Данной проблеме посвящен настоящий параграф.
Наряду с бюджетным федерализмом, в первой главе раскрываются и другие теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетных систем федеративных государств, а именно: бюджетное устройство федеративных государств, принципы организации бюджетной системы, международный опыта построения бюджетных систем федеративных государств. Знание данных вопросов является теоретической базой для качественного анализа вопросов, затронутых во второй главы настоящей работы, которая заключается в изучении действующая практики разграничения расходных полномочий и полномочий по формированию доходов, а также формированию направлений совершенствование бюджетного федерализма.
2. Действующая практика разграничения расходных полномочий и полномочий по формированию доходов. Совершенствование бюджетного федерализма
2.1. Механизм разграничения полномочий по формированию доходов в РФ
Поскольку бюджетное устройство любого государства основывается на его государственном устройстве, то это имеет значение и для разграничения доходных источников в бюджетной системе. Так, для федеративного государства доходы по уровням бюджетной системы подразделяются на федеральные, доходы бюджетов федеративных единиц (региональные, бюджеты субъектов РФ) и местные.
Особенность российской модели распределения налоговых доходов заключается в том, что, во-первых, применяется одновременно три модели распределения налоговых полномочий, а во-вторых, в рамках моделей не существует единого подхода к распределению налоговых доходов, налоги имеют разные механизмы распределения.
Первая модель – разграничение полномочий по взиманию налога и закрепление их за определенным уровнем власти – реализуется в разделении налогов на федеральные, региональные и местные. Также существуют специальные налоговые режимы, которые не закреплены Налоговым кодексом Российской Федерации ни за одним уровнем власти и регулируются на разных уровнях. Эту модель усложняет передача полномочий по установлению величины региональной ставки налога на прибыль организаций, который является федеральным налогом и не должен предполагать наличие каких-либо налоговых полномочий, кроме федеральных. Следует отметить, что полномочия субнациональных (региональных и местных) властей при установлении региональных и местных налогов весьма ограничены. Сложный механизм разделения налоговых полномочий по установлению элементов налогов субнациональными властями в Российской Федерации приведен в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Полномочия по установлению элементов налогов в Российской Федерации
Наименование налога |
Ставка |
Порядок и сроки уплаты налога |
Налоговые льготы (преференции) |
Введение в действие (отмена) |
Федеральные налоги и сборы | ||||
Налог на прибыль организации |
Ф+Р |
Ф |
Ф |
Ф |
Прочие федеральные налоги |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
Региональные налоги | ||||
Налог на имущество организаций |
Ф+Р |
Р |
Ф+Р |
Р |
Транспортный налог |
Ф+Р |
Р |
Р |
Р |
Налог на игорный бизнес |
Ф+Р |
Ф |
Ф |
Р |
Местные налоги | ||||
Земельный налог |
Ф+М |
М |
Ф+М |
М |
Налог на имущество физических лиц |
Ф+М |
Ф |
Ф+М |
М |
Специальные налоговые режимы | ||||
Упрощенная система налогообложения |
Ф+Р |
Ф |
Ф |
Ф |
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
Ф |
Ф |
М |
М |
Ф – налоговые полномочия закреплены за федеральным уровнем власти
Р – налоговые полномочия закреплены за региональным уровнем власти (субъект федерации)
М – налоговые полномочия закреплены за органами местного самоуправления
Вторая модель – совместное использование базы налогообложения–применяется в России в отношении налога на прибыль организаций.
Информация о работе Функционирование эффективных моделей бюджетного федерализма западных стран