Функции и роль центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – центральные банки.
Предмет исследования – особенности функционирования центральных банков.
Цель работы: исследовать основные функции центральных банков, выявить их роль в системе денежно-кредитного регулирования.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертного анализа, синтез и анализ.

Работа содержит 1 файл

ФУНКЦИИ И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

    Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

    В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. [14, с.135]

    Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

    Выбор и сочетание инструментов, применяемых  в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее, можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.

    Не  менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность  отдельных групп или всех кредитных  институтов. В связи с этим мероприятия  центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Деятельность Национального банка в Республике Беларусь, его роль в проведении денежно-кредитной политики 
 

      Первоначально необходимо сделать вступление и  сказать, что центральным звеном банковской системы Республики Беларусь является Национальный банк. Он находится в государственной собственности, однако юридически самостоятелен и независим в своей деятельности.

      Национальный  банк — центральный банк и государственный  орган Республики Беларусь – действует  исключительно в интересах Республики Беларусь.

      Национальный  банк представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных  подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь (Главное управление Национального банка Республики Беларусь по городу Минску и Минской области). Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением национального банка Республики Беларусь.

      Органами  управления Национального банка  Республики Беларусь являются Правление  национального банка Республики Беларусь и совет директоров Национального банка Республики Беларусь.

      Национальный  банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

      Национальный  банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

      В целом, в 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. [15, с.11] Несмотря на это, валовой внутренний продукт в нашей стране относительно прошлого года увеличился на 7,6%. Это хороший результат, если принять во внимание, что в 2010 г. прогнозный рост мирового ВВП оценивался в 3—3,3%, стран с развитой экономикой — в 1,9—2,3%, в том числе Европейского союза — в 1%. Для стран с формирующимися рынками указанный прогнозный показатель составлял 5,9—6,2%. Как видим, достигнутый в Республике Беларусь экономический рост превысил средние прогнозные оценки для всех указанных групп стран.

      Самый главный положительный результат  прошедшего года — это то, что на основе экономического роста не допущено снижения жизненного уровня населения. Реальные денежные доходы населения относительно прошлого года возросли на 3,2%, численность занятых в экономике — на 0,6%, розничный товарооборот на — 3%. Банковская система Республики Беларусь сыграла большую роль в достижении указанных социально-экономических результатов. По всем направлениям работы (проведение кредитной, курсовой, процентной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка реальному сектору экономики, минимизировались последствия кризиса.

    Важно отметить, что в 2010 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 9,9%.

    Большая работа проведена по кредитованию реального сектора экономики. [16] Требования банков к экономике составили 92,9 трлн. руб. За истекший год они выросли на 26,5 трлн. руб., или на 33,3%, что соответствует прогнозному параметру, определенному Главой государства в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год по кредитованию экономики.

    В прошедшем году значительное внимание уделялось кредитованию жилищного строительства. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны. В течение прошлого года работа по потребительскому кредитованию проводилась банкам неудовлетворительно. Главная причина — высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. На 1 января 2011 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 6, 72 трлн. руб., что на 20,8% больше, чем на начало 2010 г. В наступившем году банки в сфере потребительского кредитования должны работать гораздо более эффективно, здесь имеется еще много неиспользованных резервов. Следующее по актуальности направление работы — процентная политика имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте. В целом процентная политика проводилась с учетом обстановки, которая реально сложилась в экономике и на валютном рынке, с учетом потребности максимального привлечения средств населения и предприятий, наращивания ресурсной базы банков. [17, с.348] Работа в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2010 г. составила 13,7% годовых, что на 7,5% ниже уровня января 2010г и на 7,7% ниже уровня 2009г. Курс на постепенное снижение процентных ставок денежного рынка будет продолжен и в наступившем году.

    В 2009 г. платежная система работала стабильно, сумма платежей, прошедших через систему, относительно предыдущего года возросла на 55,3%. Среднедневной оборот составил по сумме 4,3 трлн. руб., по количеству — 221,1 тыс. платежей. Продолжались работы по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек, обеспечены опережающие темпы формирования сети платежных терминалов и инфокиосков. По состоянию на начало 2010 г. эмитировано 7,7 млн. карточек, в организациях торговли и сервиса установлено 20 013 терминалов, действуют 2695 банкоматов и 2943 инфокиоска. Вместе с тем предстоит еще очень много сделать в данном направлении. Банкам необходимо продолжить работу по развитию сети платежных терминалов в организациях торговли и сервиса, повышать эффективность использования установленного оборудования посредством мер маркетингового характера.

    По  кредитованию экономики, наращиванию золотовалютных резервов, курсовой политике достигнуты показатели, заложенные в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2010 год. Единственное, что не удалось выполнить в полном объеме, — это показатели динамики процентных ставок, но на то были объективные причины. Активно ведется работа над вопросами укрепления, развития, повышения потенциала самого банковского сектора. Здесь можно выделить два направления.      Первое — работа по укреплению надежности, безопасности и устойчивости банков, выполнение ими соответствующих показателей и нормативов, установленных Национальным банком в рамках выполнения им функции национального надзорного органа. В целом банковская система в истекшем году в полном объеме обеспечивала установленные нормативы безопасного и ликвидного функционирования. Развивалась и сама методологическая база банковского надзора.

    Второе  направление — повышение финансового  потенциала банков, наращивание их капитала, ресурсной базы. За 2010 г. совокупный уставный фонд банков увеличился на 2467,3 млрд. руб. и на начало 2011 г. составил 12,023 трлн. руб., или порядка 4 млрд. долл. США. За отчетный период иностранными инвесторами внесено в уставные фонды банков 45,19 млн. евро, 97,46 млн. долл. США и 2,87 млрд. росс. руб., что в эквиваленте составляет сумму порядка 250 млн. долл. США. Для кризисных условий это достойный результат. Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков Республики Беларусь на 1 января 2011 г. составила 24,2%, в том числе удельный вес российского капитала в уставных фондах белорусских банков достиг 13,9 %. Если же оценить динамику этого показателя за два последних года, то доля иностранного капитала в банковском секторе республики возросла почти в 3 раза. Приток иностранного капитала создал условия для более стабильной работы банковской системы в истекшем году, дал возможность по всем направлениям поддержать реальный сектор экономики. Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2011 г. составил 17,632 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на треть.

    Основными источниками роста собственного капитала стали рост прибыли и  фондов, сформированных за счет прибыли, инвестиции в уставные фонды банков.

    Важнейший параметр потенциала банковской системы  — ресурсная база. [18] На начало 2011 г. банками привлечено ресурсов в объеме 127,54 трлн. руб. За 2010 г. сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 44,26 трлн. руб., или на 53,2%, что выше прогнозного параметра, составляющего 31-36%.

    Следует отметить, что средства физических лиц продолжают оставаться основным привлеченным ресурсом белорусских банков. [19, с. 9] За отчетный год прирост привлеченных средств физических лиц составил 5,57 трлн. руб., или 29,7%. В среднем на 1 жителя республики на начало 2011 г. приходилось почти 2566 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 855,3 долл. США.

      Практически не изменилась сумма привлеченных средств  Центрального Правительства, ее рост составил 0,3 трлн. руб., или 3,4 %. Существенно возросли за 2010 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка. Это естественно в условиях кризиса, когда Национальный банк взял на себя ведущую роль в поддержке банковской системы страны в требуемых объемах. Обобщающий показатель работы банковской системы — это прибыль. Полученная банками за отчетный год прибыль составила 1,7 трлн. руб. (в 1,6 раза больше, чем за 2009 г.), что говорит об эффективной работе банков. Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк, Правительство Республики Беларусь и банки обеспечили в целом выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

    В наступившем 2011 г. перед банковской системой и страной в целом стоят сложные, масштабные и во многом качественно новые задачи. Они определены указами Главы государства о важнейших параметрах социально-экономического развития страны и об основных направлениях денежно-кредитной политики. Запланированы высокие темпы экономического роста. Следует принимать во внимание, что ситуация в наступившем году значительно лучше, чем в предыдущем, и возможности для такого экономического роста есть.

    Во-первых, улучшилось внешнеэкономическое положение, в мире ожидается экономический рост. Если в прошлом году был спад мирового ВВП на 2,2%, то в нынешнем многими экспертами (включая представителей МВФ) прогнозируется рост не менее 3%. Прогнозируется экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Беларусь. По последним данным, он будет даже выше, чем предполагалось несколько месяцев назад, что создает благоприятные условия для роста нашей внешнеэкономической деятельности. В прошлом году много сделано для открытия новых рынков в Латинской Америке, Африке, Азии, и это также должно дать положительный результат. Значительная работа проведена по совершенствованию экономического законодательства, созданию наилучших условий для привлечения иностранных инвестиций, по привлечению самих инвестиций. Достаточно сказать, что только в рамках соглашения с Китайской Народной Республикой для нас открыта кредитная линия в размере 5,7 млрд. долл. США. Такие кредитные линии фактически есть по всем направлениям, вопрос только за реализацией эффективных проектов. Однако самая главная задача текущего года для банковской системы, Правительства и для всех органов государственного управления — обеспечение запланированного роста жизненного уровня населения. Повышение жизненного уровня в первую очередь зависит от экономического развития, поэтому необходимо принять все необходимые меры, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей экономического роста. Для этого будут использоваться следующие инструменты: проведение в предусмотренных параметрах курсовой, кредитной, процентной политики, поддержание работы платежной системы и всех компонентов банковской системы, обеспечивающих функционирование и развитие экономики. Курсовая политика в текущем году по-прежнему сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней стабильности белорусского рубля. Национальный банк продолжит политику привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины валют ±8% от стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 г.

Информация о работе Функции и роль центральных банков