Функции банков как агентов валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Основными направлениями валютного контроля Республике Беларусь являются:
• определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
• обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

Содержание

1 Функции, выполняемые банками как агентами валютного контроля 2
2 Документы, необходимые для целей валютного контроля………………….
3 Перспективы валютного контроля……………………………………………..2
Список использованных источников 2

Работа содержит 1 файл

ФУНКЦИИ БАНКОВ КАК АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 111.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

При осуществлении валютных операций при необходимости в банк представляются:

1. субъектами валютных операций:

  • разрешение Национального банка на проведение валютной операции (свидетельство о регистрации, уведомление, если необходимость оформления разрешения (свидетельства о регистрации, уведомления) возникает исходя из условий внешнеэкономического договора);
  • документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации субъекта валютных операций – получателя (отправителя) денежных средств;
  • договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (приложения, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу в случаях, когда имеет место перемена лиц в обязательстве;

2. физическими лицами:

  • разрешение Национального банка на проведение валютных операций и открытие счетов в банках-нерезидентах.

При осуществлении  клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления  банком функций агентов валютного  контроля.

Банк не требует представления документов, необходимых ему для осуществления функций агентов валютного контроля, при:

  • осуществлении обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды;
  • проведении валютных операций нерезидентами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, а также внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета представительств, филиалов нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счета представительств, филиалов нерезидентов);
  • поступлении денежных средств физическим лицам;
  • осуществлении частных переводов.

Ответственность за своевременность  представления документов, необходимых  банку для осуществления функций  агентов валютного контроля, и  достоверность содержащихся в них  сведений возлагается на клиентов.

Представляемые клиентами документы (их копии), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля, хранятся в банке в порядке, определяемом локальным нормативным правовым актом банка, с учетом требований валютного законодательства.

При поступлении на счета клиентов денежных средств банк обязан потребовать от субъектов валютных операций представления в течение пяти рабочих дней документации о проводимых операциях, необходимой для осуществления им функций агента валютного контроля. При этом документация может быть представлена в виде одного документа, составленного клиентом и заверенного его подписью и печатью (кроме документов, представляемых по экспортным операциям).

При несоответствии сведений, содержащихся в телетрансмиссионном сообщении  о поступивших в пользу клиента  денежных средствах, сведениям, представленным клиентом, банк руководствуется последними.

Банк вправе требовать представления  только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции, кроме случаев, предусмотренных  законодательством.

Банк принимает только те документы, представленные клиентом, которые действительны  на день представления и будут  действовать в день проведения платежа  по валютной операции.

Банк принимает от клиента документы  в оригинале или в виде копий, заверенных подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного им лица и печатью (при отсутствии печати индивидуального предпринимателя – его подписью), подписью физического лица. При этом банк не несет ответственности за заверение копий документов, представляемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом).

Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть  документа, допускается представление  части документа в виде заверенной выписки.

Внешнеэкономический договор  и приложения к внешнеэкономическому договору, а также документы в  случаях, когда это необходимо банку  как агенту валютного контроля, могут  быть переведены на русский либо белорусский  язык и заверены печатью и подписью юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае отсутствия печати – подписью), подписью физического лица. При этом банк не несет ответственности за правильность перевода документов, представляемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом).

При осуществлении контроля исполнения обязательств по всем внешнеэкономическим  договорам, представляемым клиентами, банк проверяет:

1. соответствие суммы  платежа (сумм платежей), указанной (указанных) в платежной инструкции (платежных инструкциях), общей сумме обязательств по внешнеэкономическому договору.

При этом банк осуществляет контроль соответствия сумм платежей суммам, указанным в приложении к  внешнеэкономическому договору, только в случае, если внешнеэкономическим договором не предусмотрена общая сумма обязательств либо сумма носит ориентировочный характер;

2. соответствие указанной  в платежной инструкции валюты  платежа валютному законодательству;

3. наличие во внешнеэкономическом  договоре (за исключением договоров страхования) предмета договора, количества и цены (стоимости) товара, стоимости охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, сданного в аренду, выполненной работы, оказанной услуги, условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон (кроме договоров, заключенных с физическими лицами – нерезидентами, предусматривающих расчеты в наличной форме), местонахождения нерезидента-контрагента.

Банк отказывает клиенту  в проведении валютной операции в случаях:

1. непредставления клиентом  в банк документов, необходимых  банку для осуществления валютного  контроля данной операции, либо  несоответствия представленных  документов (платежных инструкций) требованиям.

2. получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, не соответствующего режиму функционирования счета клиента;

3. непредставления клиентом  в банк платежного поручения  об уплате оффшорного сбора  при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

4. внесения наличной  иностранной валюты в кассу  банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных  операций в банке либо получения  наличной иностранной валюты  при снятии со счетов субъектов  валютных операций в банке,  если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;

5. внесения наличных  белорусских рублей в кассу  банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных  операций – нерезидентов в  банке либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций – нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством.

В случае отсутствия во внешнеэкономическом  договоре курса пересчета валюты обязательств в валюту платежа банк осуществляет платеж в соответствии с курсом пересчета с учетом курса белорусского рубля, установленного Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату проведения платежа.

Банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных законодательством  непосредственно на клиентов, за исключением  случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.

При поступлении клиенту  денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного  законодательства Республики Беларусь, банк обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента  уведомить Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственного контроля) в следующем порядке:

1. уведомление осуществляется  путем направления формуляра  учета поступления денежных средств  по валютной операции, проводимой  с нарушением законодательства (далее – формуляр). Формуляр направляется в Комитет государственного контроля не позднее следующего рабочего дня после дня установления факта нарушения;

2. формуляр заполняется работником банка по каждому факту поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства;

3. формуляр составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в банке, второй – направляется в Комитет государственного контроля;

4. формуляр подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными ими должностными лицами) банка, обслуживающего клиента, на счет которого поступили денежные средств, и заверяется печатью;

5. направляемые в Комитет государственного контроля формуляры регистрируются банком в специальном журнале. При этом совмещение ведения специального журнала с ведением иных учетно-регистрационных документов не допускается.

Уведомление Комитета государственного контроля осуществляется в случае следующих  нарушений валютного законодательства:

  • несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;
  • непредставления разрешения Национального банка на проведение валютной операции, либо свидетельства о регистрации валютной операции, либо уведомления по валютным операциям.

В случае, если платеж проводится клиентом в соответствии с международным договором либо законодательством иностранного государства, банк обязан потребовать от клиента представления копии данного договора (нормативного правового акта иностранного государства), а также документов (копии документов), в соответствии с которыми у клиента возникает право либо обязанность платить в пользу нерезидента либо резидента.

В случае, если платеж проводится в рамках расчетов в форме аккредитива, банк руководствуется требованиями законодательства в отношении расчетов посредством аккредитива. При этом под датой платежа при аккредитивной форме расчетов следует понимать дату списания денежных средств со счета специального режима.

Контроль за проведением  резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, или на счет, открытый в оффшорной зоне, в случаях, определенных законодательством, в том числе контроль за уплатой резидентами оффшорного сбора, осуществляется в следующем порядке:

  • если по местонахождению нерезидента, указанному во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, относится ли данное местонахождение к оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации нерезидента. При отсутствии данной информации банк обязан истребовать от клиента документы, ее уточняющие (сертификат о регистрации нерезидента, выписка из Торгового реестра места государственной регистрации, учредительные и иные документы);
  • если по банковским реквизитам, указанным во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, открыт ли счет нерезидента в банке, находящемся в оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации банка получателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  валютного контроля

 

Актуальность рассматриваемой  проблемы определяется современными экономическими условиями в Республике Беларусь, которые характеризуются активной внешнеэкономической деятельностью предприятий (следует учитывать, что Беларусь является экспортоориентированной страной) и как, следствие, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства. Отсюда имеет место наличие конфликта в отношении к валютному контролю как к инструменту государственного вмешательства в систему рыночных отношений. Ведь, с одной стороны, в этом конфликте выступает государство, которое, руководствуясь стратегическими целями по стабилизации макроэкономической ситуации, создает достаточно жесткую систему контроля над внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов и передвижением валютных ценностей, пытаясь избежать масштабного вывоза капитала из страны, превышения импорта товаров над экспортом, дефицита иностранной валюты на внутреннем рынке страны, а это, в свою очередь, приводит к падению курса национальной валюты и усилению процессов инфляции. С другой стороны, в конфликте выступают юридические лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, которые чаще всего, руководствуясь программами по повышению нормы прибыли от конкретных внешнеэкономических операций, стараются обойти действующее законодательство, регулирующее данную сферу экономических отношений, либо пренебречь его отдельными нормами, а также обслуживающие банки, которые по своей природе относятся к рыночным институтам и поэтому действуют в тесной связке с обслуживаемыми предприятиями и организациями. В любом конфликте необходимо рассматривать в равной степени позиции и интересы обеих сторон, следовательно, следует сделать вывод о необходимости рассмотрения современной системы государственного валютного контроля, ее противоречий и недостатков, механизма ее действия и механизма ее воздействия на поведение хозяйствующих субъектов с двух точек зрения: с позиций макроэкономических государственных интересов и с позиций предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Анализ форм и содержания такой категории финансово-экономических отношений, как валютный контроль, показывает, насколько она имеет право на жизнь. Экономическая и национальная безопасность государства во многом зависит от наличия в нем валютного контроля. Однако валютный контроль не может существовать обособленно и не учитывать тенденций развития экономики и общества. Нужен комплексный подход к решению любых проблем с целью минимизации этих проблем, и валютный контроль не может в одиночестве добиться реальных результатов улучшения функционирования финансовой системы и экономики в целом. Он может решить проблему сиюминутного значения, сохранив при этом вероятность появления других проблем, возможно, более серьезных и глубоких.

Информация о работе Функции банков как агентов валютного контроля