Содержание
1 Функции банков
как агентов валютного контроля
Основными направлениями валютного контроля Республике Беларусь
являются:
- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
- предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Валютный контроль в
Республике Беларусь осуществляют органы и агенты валютного
контроля.
Органами валютного
контроля в Республике Беларусь являются
Совет Министров Республики Беларусь,
Национальный банк, Комитет государственного
контроля Республики Беларусь, Государственный
таможенный комитет.
Агентами валютного контроля в Республике
Беларусь являются республиканские органы
государственного управления и иные государственные
организации, подчиненные Правительству
Республики Беларусь, областные исполнительные
комитеты, таможни, банки и небанковские
кредитно-финансовые организации. http://www.economy-web.org/?p=8
Согласно ст. 19 Банковского
кодекса Республики Беларусь (далее
– БК) Нацбанк и иные государственные
органы не вправе требовать от банков
выполнения не свойственных им контрольных
и других функций, за исключением функций агентов
валютного контроля и контроля за ведением
кассовых операций. Правовые основы выполнения
банками функций агентов валютного контроля
установлены Законом Республики Беларусь
от 22.07.2003 № 226-3 «О валютном регулировании
и валютном контроле» (далее – Закон),.
Согласно ч. 2 ст. 27 порядок осуществления
валютного контроля банками устанавливается
законодательными актами (т.е. нормативными
правовыми актами Президента и Парламента)
и (или) нормативными правовыми актами
Нацбанка. При этом банки как агенты подотчетны
последнему как органу валютного контроля
(ст. 24 и 26 Закона). Но после принятия Закон
утратил силу отсутствовал комплексный
подзаконный нормативный акт, регулировавший
вопросы валютного контроля, а был
лишь целый ряд разрозненных, посвященных
тем или иным аспектам его осуществления.
С сентября 2006 г. таким
комплексным нормативным правовым
актом стала Инструкция по выполнению
банками и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями функций агентов
валютного контроля, утв. пост. Правления Нацбанка Республики
Беларусь от 27.06.2006 № 89 (далее – Инструкция
№ 89). Следует отметить, что Инструкция
№ 89, дословно воспроизводя функции, перечисленные
в ч. 3 ст. 27 Закона. При этом, однако, Инструкция
№ 89 детализирует каждую из них, определяя
предмет валютного контроля. http://www.profmedia.by/pub/cur/art/1844/
Контроль банков
как агентов валютного контроля
определяется следующими функциями:
- контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
- контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства.
При выполнении данной функции
банки осуществляют контроль за:
- обоснованностью платежей в иностранной валюте и белорусских рублях в безналичной форме в отношениях между субъектами валютных операций – резидентами и нерезидентами при проведении платежей по сделкам, предусматривающим импорт товаров, работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также передачу имущества в аренду;
- правомерностью (наличие разрешения Национального банка, возможность проведения расчетов в соответствии с валютным законодательством) проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;
- правомерностью изменения денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или в белорусских рублях, при проведении валютных операций;
- правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций – нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций – нерезидентов;
- правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций;
- визированием паспортов сделок, оформленных субъектами валютных операций – резидентами;
- осуществлением субъектами валютных операций – резидентами авансовых платежей;
- целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке;
- проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;
3. контроль
за представлением клиентами документов
по валютным операциям.
При выполнении данной функции
банки осуществляют контроль за:
- полнотой и своевременностью представления субъектами валютных операций – резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок, предусматривающих экспорт товаров, работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, передачу имущества в аренду;
- представлением резидентами при проведении ими валютных операций договоров либо иных документов (оснований), предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств;
- представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
- представлением документов, необходимых для обязательной продажи иностранной валюты;
- представлением документов, подтверждающих обоснованность непроведения обязательной продажи средств в свободноконвертируемой валюте и российских рублях резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);
- представлением документов, подтверждающих обоснованность платежей резидентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в пользу нерезидентов по предоставлению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также процентов, дивидендов и иных доходов по данным операциям;
- представлением документов, обосновывающих платежи физических лиц – резидентов в пользу юридических лиц – нерезидентов в иностранной валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических лиц – резидентов и индивидуальных предпринимателей – резидентов в иностранной валюте;
- представлением документов, обосновывающих проведение клиентами операций неторгового характера;
4. уведомление органов валютного контроля о поступлении
клиентам денежных средств по валютным
операциям, проводимым с нарушением законодательства
Республики Беларусь.
2 Документы, необходимые для
целей валютного контроля
К документам, которые представляются
клиентом и необходимы для осуществления
банком функций агентов валютного контроля,
относятся:
1. при осуществлении
валютной операции, связанной с
исполнением обязательств по
внешнеторговым договорам:
1.1. при получении денежных
средств от экспорта товаров:
- внешнеэкономический договор;
- паспорт сделки (если в соответствии с законодательством требуется его оформление);
1.2. при перечислении
денежных средств по импорту
товаров:
- внешнеэкономический договор;
- паспорт сделки (если в соответствии с законодательством требуется его оформление);
- свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим (если в соответствии с законодательством требуется производство таможенного оформления товаров);
- товаросопроводительные документы либо иные документы, подтверждающие поступление товаров импортеру, оформленные в соответствии с законодательством (если в соответствии с законодательством не требуется производство таможенного оформления товаров);
2. при осуществлении
валютной операции между резидентами (кроме физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями),
связанной с осуществлением платежей:
- договор или в установленных случаях разрешение Национального банка на проведение валютной операции;
3. при осуществлении
валютной операции, связанной с получением и осуществлением
платежей по экспорту (импорту) охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной собственности, имущества,
сданного в аренду, выполненных работ,
оказанных услуг, – внешнеэкономический
договор;
4. при осуществлении
валютной операции, связанной с
поступлением денежных средств
от реализации нерезидентами
товаров в соответствии с условиями
посреднических договоров:
- договор комиссии или договор поручения;
- паспорт сделки (если законодательством требуется его оформление);
- отчет комиссионера (отчет о выполненном поручении) либо документы (в том числе составленные и заверенные комиссионером), подтверждающие сумму денежных средств, которые получены от продажи комиссионером товаров и перечислены комитенту;
5. при осуществлении
валютной операции, связанной с
поступлением денежных средств
от реализации нерезидентами
охраняемой информации, исключительных
прав на результаты интеллектуальной
собственности, передачи имущества
в аренду, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с условиями
посреднических договоров, – договор
комиссии или договор поручения;
6. при осуществлении
валютной операции, связанной с
перечислением денежных средств,
направленных резидентом для
исполнения поручения, в соответствии
с условиями договоров поручения, комиссии,
а также при осуществлении валютной операции,
связанной с поступлением денежных средств
для приобретения товаров, выполнения
работ, оказания услуг в соответствии
с договорами поручения, комиссии, – договор
поручения, комиссии;
7. при осуществлении
валютной операции, связанной с
платежами в пользу нерезидентов
в соответствии с условиями
посреднических договоров:
- договор комиссии или договор поручения;
- паспорт сделки (если законодательством требуется его оформление);
- отчет комиссионера (отчет о выполненном поручении) либо документы (сведения), подтверждающие сумму денежных средств, которые получены от продажи комиссионером товаров (выполнения работ, оказания услуг) и подлежат перечислению комитенту;
8. при осуществлении
валютной операции, связанной с получением,
предоставлением и возвратом денежных
средств в соответствии с договором займа:
- договор займа;
- расчет процентов за пользование займом либо акт сверки расчетов;
9. в случае возврата
субъектом валютных операций
– резидентом денежных средств по займу, когда
денежные средства по данному займу в
соответствии с договором займа не поступали
на счет резидента-заемщика, а направлялись
нерезидентом-заимодавцем в оплату обязательств
заемщика перед другим нерезидентом:
- договор займа;
- выписка со счета нерезидента-получателя средств либо его письменное подтверждение о получении данных средств, либо документы, подтверждающие исполнение нерезидентом обязательства, в оплату которого был получен заем, по договору с резидентом-заемщиком;
10. при осуществлении
валютных операций, связанных с
платежами по иным финансовым
обязательствам (в зависимости от
вида финансовых обязательств):
- договор;
- исполнительные листы;
- решения судов или исполнительных органов;
- другие документы, обосновывающие необходимость платежа;
11. при осуществлении
валютной операции, связанной с
проведением платежей физическими
лицами (кроме частных переводов):
- договор либо иной документ, подтверждающий совершение гражданско-правовой сделки (в том числе информация на бумажном носителе из глобальной компьютерной сети Интернет) и содержащий сведения о наименовании бенефициара, его банковских реквизитах, стоимости подлежащих оплате товаров и услуг, назначении платежа. При этом в платежной инструкции в поле «Назначение платежа» физическое лицо должно указать, что перевод не связан с предпринимательской деятельностью;
- документ, удостоверяющий или подтверждающий личность физического лица (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).