Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль лёгкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
1. Рассмотрении структуры и современного состояния легкой промышленности в РФ;
2. Раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность в РФ;
3. Раскрытии механизма финансирования отрасли;
4. Изучении форм и методов воздействия государственных финансов на лёгкую промышленность;
5. Определении основных проблем отрасли и перспектив ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………


5
1.1.
Структура и современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации……………...

5
1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации…………………………………..


10
ГЛАВА II.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………………………


13
2.1.
Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику в Российской Федерации……………………………..................................


13
2.2.
Формы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации……..

18
2.3.
Методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации……..

20
ГЛАВА III.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………


24
3.1.
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации…………………………………….

24
3.2.
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации…………………………………….

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Все формы государственного регулирования, несмотря на их  разнообразие, можно разбить на следующие группы: прямые и косвенные.

К прямому государственному регулированию относятся разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, программ, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений.

Одним из основных инструментов финансирования легкой промышленности является «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года», по которой потребность отрасли в финансовых средствах (на 2009–2020 годы), необходимых на реализацию мероприятий Стратегии, определена в размере –  145,63 млрд. руб, в т.ч.:

•          собственные средства - 65,22 млрд. руб.

•          привлеченные средства -62,91 млрд.руб.

•          средства федерального бюджета - 10,96 млрд.руб.

•          средства субъектов Федерации - 6,54 млрд.руб.

Легкая промышленность участвует в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Доступное комфортное жилье - гражданам России», «Образование», «Развитие АПК», обеспечивая своей продукцией отрасли, предприятия и организации по этим направлениям использования. Продукция отрасли находит применение в автомобилестроении, судостроении и самолетостроении, производстве мебели,  в пожаро, и - природоохранных структурах, в полиграфии, электротехнической и пищевой промышленности, рыболовстве и во многих других сферах промышленного производства


К косвенным формам экономического регулирования легкой промышленности относятся: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Депутаты приняли и законопроект «О внесении дополнений в закон «О налоге на добавленную стоимость». Он предусматривает освобождение от обложения НДС импортируемого сырья и материалов, используемых для производства продукции текстильной и легкой промышленности. Чтобы получить эту льготу, необходимо доказать, что это сырье не производится внутри России. Перечень сырья будет утверждать правительство Российской Федерации. По расчетам правительства, с отменой налога цена на конечную продукцию снизится в среднем на 10-12%, что повысит спрос и снизит запасы нереализованной продукции. Среди сырья, подлежащего освобождению от НДС, были названы, в частности, шелк-сырец, джут, сизаль, латекс, натуральный каучук, некоторые виды шерсти и красителей, смолы и клеи. После введения льготы потери бюджета, по расчетам правительства, составят 150 млрд. рублей, однако предполагаемое расширение производства на предприятиях легкой и текстильной промышленности принесет дополнительные налоговые поступления на сумму более 180 млрд рублей. 

Во многих субъектах Российской Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие.

Таким образом, участие государства в решении проблем совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

 

2.3. Методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации.

 

Объектами государственного финансового воздействия (регулирования) является то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения эффективного функционирования национальной экономики, а именно отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции и социальная структура общества. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.                                           Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:

        финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование);

        налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы);

        таможенные;

        тарифные (по естественным монополиям);

        банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использования резервов и прибыли ЦБ).

В Минпромторге подписан приказ о предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям легкой и текстильной промышленности

Всего из федерального бюджета предприятиям легпрома будет выделено более 55 466 000 рублей. Из них 55 266 000 будет направлено на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление сезонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения; и ещё 200 тыс. на уплату процентов по кредитам, взятым на осуществление технического перевооружения. Об этом свидетельствует принятие постановления РФ: Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение затрат на уплату процентов по банковским кредитам. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров[24].

Это постановление базируется на статье 7 трехлетнего федерального бюджета на 2008-2010 годы и говорит о предоставлении субсидий в случаях, предусмотренных главным финансовым документом страны. Установлено, что субсидии предоставляются организациям ежеквартально в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату получения кредита. Есть и обязательные условия: кредит должен использоваться на установленные законом цели, а его погашение и уплата процентов должны проводиться в сроки, определенные соглашением с банком. Для возмещения затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, субсидии предоставляться не будут (более подробно см. Приложение 1) [34].

Что касается таможенных методов регулирования, то ФТС России при осуществлении оперативно-служебной деятельности особое внимание уделяет организации и контролю проведения мероприятий, направленных на выявление и пресечение противоправной деятельности организаторов контрабандных каналов, а также должностных лиц правоохранительных органов, оказывающих им содействие, т.к. в 2010 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 284 уголовных дела по фактам контрабанды и 15 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации продукции легкой промышленности. По данным делам изъято товаров на общую сумму 888,6 млн. рублей[24].

Было отмечено, что в ближайшей перспективе можно ожидать переориентацию товарных потоков из Китая и Евросоюза через границы Таможенного союза в условиях единой таможенной территории. В этой связи правоохранительными подразделениями таможенных органов ведется активная работа по выработке дополнительных мер, направленных на повышение эффективности противодействия незаконному перемещению товаров продукции легкой промышленности в условиях Таможенного союза.

МВД России разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части безусловного уничтожения незаконно перемещенных через границу Российской Федерации, а также изъятых из оборота товаров легкой промышленности.

В 2010-2011 году, данный проект федерального закона доработан с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, и проходит очередное согласование в федеральных органах исполнительной власти.

Утвержден федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010, разработанный ФТС России.

Одним из звеньев развития легкой промышленности является инвестирование в науку, которое в 2009 году в 4 раза превысило показатели 2008 и составило около 120 миллионов рублей. Государство заинтересовано в том, чтобы научно-технические разработки не оседали на полках, а немедленно попадали на производство[24].

Стимулирование инновационного развития отрасли невозможно без обязательного внедрения в производство результатов научно-исследовательских работ, разрабатываемых научными организациями по заказу Минпромторга России и других заинтересованных сторон. В качестве стимулирующих мер технологического перевооружения также можно назвать: отмену уплаты НДС на ввозимое технологическое оборудование; субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, взятым на приобретение технологического оборудования, а также сырья и материалов, борьба с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.д.


ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ

 

3.1. Проблемы развития легкой промышленности в РФ

 

В настоящее время хоть Правительство РФ и тратит большое количество средств и сил на стабилизацию легкой промышленности, но тем не менее, все равно осталось большое количество проблем развития легкой промышленности, которые необходимо решать, чтобы добиться желаемого результата. Опираясь на выступление Олега Кощеева (заместитель директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России) об итогах работы отрасли и инновационном развитии легкой промышленности и проект «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года», можно выделить основные причины возникновения проблем, связанных с развитием легкой промышленности в РФ:

Объективные причины:

1. Мировая глобализация производства и потребления продукции легкой промышленности.

Экономическая целесообразность привела к перетеканию капитала и производства в страны третьего мира. На сегодняшний день сложился мировой рынок текстильной и легкой промышленности. Определились свои ведущие производители, экспортеры и импортеры продукции.

2.  Практически полное отсутствие отечественной сырьевой базы.

Субъективные причины:

1. Высокая степень изношенности основного технологического оборудования.

Согласно данным НИИ «Статистики», в текстильной промышленности Российской Федерации:

· доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, составляет – 1,4%;

· доля оборудования, эксплуатируемого 6-10 лет – 21,2%;

· доля оборудования, эксплуатируемого 11-20 лет – 57,3%;

· доля оборудования, эксплуатируемого больше 20 лет – 20,1%;

2. Нехватка кадров.

Численность работающих в лёгкой промышленности РФ по отношению к 1992 г. сократилась в 2,67 раза. В отрасли происходит катастрофическое старение работников, большинство рабочих основных профессий – предпенсионного и пенсионного возраста. Нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях.

3. Научно-техническое отставание.

Одной из главных причин кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции.

4. Большое количество импорта.

Около 80 % отечественного рынка продукции легкой промышленности приходится на легальный и нелегальный импорт, а также на неучтенное производство. В итоге на собственно российское производство приходится всего 20,3% [24].

В этой связи развитие отрасли через увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке легкой промышленности представляется естественной приоритетной задачей на ближайшую перспективу

5. Нехватка собственных оборотных средств.

Общий объём инвестиций в лёгкую промышленность остаётся незначительным из-за недостатка собственных средств предприятий.  Амортизационные отчисления  в отрасли не превышают 2,5 млрд. рублей, а совокупная прибыль предприятий в 2009 г.  составила  0,7 млрд. рублей. В результате объём собственных средств  недостаточен даже для поддержания процесса  простого воспроизводства, а для проведения масштабного технического перевооружения отрасли необходимы вложения не менее 300 млрд. руб. в течение ближайших 5-6 лет[24].

6. Высокая доля теневого и незаконно ввезенного товара на потребительском рынке.

Более 62 % изделий лёгкой промышленности, представленных на российском рынке — товары теневого производства или товары, незаконно ввезенные на территорию России.

7. Отсутствие инвестиций, необходимых  для модернизации отрасли и  внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках;

Мы видим, что в России существует множество проблем, связанных с легкой промышленностью, которые отражаются на доходности промышленных предприятий, бюджете РФ, экономике в целом.

 

3.2. Перспективы развития лёгкой промышленности в Российской Федерации

Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития.

Необходимо отметить, что на 2010-2011 год в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности, которая может использоваться с большей эффективностью. Уже сейчас Россия может почти полностью удовлетворить потребности предприятий в льноволокне, кожевенном и меховом сырье, искусственных волокнах, нитях, шерсти. Требуется решить вопросы производства в достаточном количестве синтетических волокон и нитей.

Одним из перспективных направлений развития станет изменение структуры производства текстильной промышленности, уменьшение доли хлопчатобумажной и повышение доли льняной продукции. Для этого необходимо широкое развитие процессов переработки льна не только на предприятиях льняной промышленности, но и на предприятиях хлопчатобумажной промышленности. В перспективе должны быть решены следующие задачи:

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность