Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль лёгкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
1. Рассмотрении структуры и современного состояния легкой промышленности в РФ;
2. Раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность в РФ;
3. Раскрытии механизма финансирования отрасли;
4. Изучении форм и методов воздействия государственных финансов на лёгкую промышленность;
5. Определении основных проблем отрасли и перспектив ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………


5
1.1.
Структура и современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации……………...

5
1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации…………………………………..


10
ГЛАВА II.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………………………


13
2.1.
Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику в Российской Федерации……………………………..................................


13
2.2.
Формы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации……..

18
2.3.
Методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации……..

20
ГЛАВА III.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………


24
3.1.
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации…………………………………….

24
3.2.
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации…………………………………….

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Импорт товаров легкой промышленности также увеличился – на 7,4% (с 1727 млн. долл. до 1854 млн. долл.). [24]

Импорт текстиля, текстильных изделий и обуви  за этот период  увеличился на 7,6%, в т.ч. из стран дальнего зарубежья на 3,4%, из стран СНГ – на 47,6%, в т.ч. импорт хлопкового волокна увеличился в 1,4 раза, тканей на 15%, обуви – на 18,7%, одежды -снизился на 7,8%. Уровень  импорта в январе-феврале 2010 года незначительно превысил уровень января-февраля 2008 года. [24]

Импорт кожевенного сырья, пушнины и изделий из меха увеличился со 115 млн. долл. до 119 млн. долл. (на 4,1%), в т.ч. из стран дальнего зарубежья на 5,7%, из стран СНГ - снизился 19 процентов.

Доля импорта продукции легкой промышленности в январе-феврале 2010 года в общем объеме импорта России составила 7,9% (в январе-феврале 2009 года – 8,3 процента).

Около 85%  текстильной продукции и обуви  и около 95% кожевенного сырья и пушнины импортируется из стран дальнего зарубежья.

Среднесписочная численность работников за январь-февраль 2009 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 327 тыс. чел. (93,9% к уровню соответствующего периода 2009 года), в кожевенном производстве – 59,8 тыс. человек (105,1%).

Среднемесячная зарплата в январе-феврале 2010 года  в текстильном и швейном производстве составила 9049 руб. (113,7% к уровню соответствующего периода 2009 года, 54% от уровня зарплаты в обрабатывающих производствах), кожевенном производстве – 9535,5 руб. (113,6%, 48% соответственно). [24]

По состоянию на 1 апреля 2010 года просроченная задолженность по заработной плате в текстильном и швейном производстве – 27 млн. руб. (по отношению к 1-му марта 2009 г. снизилась на 13,2%),  в кожевенном производстве –2 млн. руб.  (по отношению к 1-му марта 2009 г. снизилась на 76,4%).

В январе 2010 года в текстильном и швейном производстве получена сальдированная прибыль в размере 0,1 млрд. руб.,  в производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви -  0,0 млрд. руб.            

Доля убыточных предприятий в текстильном и швейном производстве от их общего количества в январе 2010 года составил 40,7% (в январе 2008 года – 41,9%); в производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви – 29,5% (37,1%) [24]. 

Таким образом, анализируя приведенные выше статистические данные, можно сделать вывод, что легкая промышленность развивается средними темпами.

В 2010-2011 году товары, выпускаемые предприятиями легкой промышленности России, значительно уступают по качеству продукции развитых стран, По таким параметрам, как дизайн, эргономичность наша продукция уступает импортным аналогам, но по носкости часто много лучше. Сравнительно низка производительность труда, выше по сравнению с мировым уровнем затраты на производство продукции.

 

             

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации

 

Создание нормативно-правовой базы по регулированию воздействия государственных финансов на легкую промышленность, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства в легкой промышленности.

Законодательной базой для разработки легкой промышленности, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативно-правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере легкой промышленности.

За последние годы Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд приказов и постановлений, регулирующих легкую промышленность России.

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06 Февраля 2001 г.      № 13 «Об утверждении правил сертификации продукции текстильной и легкой промышленности» - этот документ конкретизирует правила, порядок и процедуры сертификации системы сертификации ГОСТ Р применительно к продукции текстильной, швейной, кожевенно-обувной, меховой промышленности и игрушек (далее продукция текстильной и легкой промышленности - продукция ТЛП).
Он предназначен для применения изготовителями, продавцами, органами по сертификации и испытательными лабораториями при организации и проведении сертификации продукции текстильной и легкой промышленности.

Приказ ФТС РФ от 08 Ноября 2005 № 1046 «О  временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования, комплектующих и частей к нему для организации легкой и текстильной промышленности и на жиры и масла, частично переработанные, маргариновую продукцию и спреды» - в данном документе установлены временные ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование для производства текстильной и легкой промышленности.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 29 июня 2009 г. № 579 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на II квартал 2009 года» - данный приказ заключается в том, что необходимо предоставить из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление сезонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, а также на осуществление технического перевооружения.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. № 853 «Об утверждении стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации» -   приказ содержит требование утвердить прилагаемые Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года и План мероприятий по  реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. А также установить, что ответственным в Министерстве промышленности и торговли РФ за реализацию и мониторинг Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года  является Департамент лесной и легкой промышленности.

Существует ряд приказов и постановлений о регулировании легкой промышленности. Но, их недостаточно для скорейшего выведения легкой промышленности на новый, более высокий уровень. И, возможно, только разработанная Стратегия сможет помочь в этой ситуации, так как она представляет собой первый комплексный документ, предусматривающий меры краткосрочного характера в виде антикризисного пакета и меры по развитию отрасли на долгосрочную перспективу.


ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ         ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

2.1. Формы и методы воздействия государственных     финансов на экономику в Российской Федерации

 

Для воздействия на отрасли экономики, государство пользуется различными формами и методами, которые помогают как напрямую, так и косвенно повлиять на определенную область в экономике. Существуют разные научные подходы для изучения данного вопроса. Мы остановимся на некоторых из них. Прежде всего следует понять, что такое форма воздействия, а что такое метод. Рассмотрим несколько научных подходов относительно этого вопроса.

Взгляды на формы и методы воздействия государственных финансов А.Ю. Чернова. Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты: в целях поддержки производителей, государством были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для финансовых компаний, обслуживающих предприятия.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные(различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы. Методами финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

                  налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

                  амортизационная политика (влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

                  различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

                  с бюджетными расходами также связаны льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций осуществляется через механизм межбюджетного регулирования:

                   регулирующие доходы (вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования их расходов и доходов);

•                      дотации (средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците);

•                      субсидии  (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов);

•                      субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы (средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия);

и финансирование целевых программ и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Регулирование отраслевых пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах, в частности в РФ, субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические процессы.

Взгляды на формы и методы воздействия государственных финансов М.В. Романовского. Финансовое регулирование экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на микро-, так и на макроуровне. Финансовыми методами рыночного хозяйства являются:

      налоги и неналоговые платежи в бюджет

      финансовые льготы и санкции

      эксплуатационные расходы бюджетных учреждений

      общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов

      доходы и расходы внебюджетных фондов

      доходы и расходы государственных предприятий и организаций

Финансовое воздействие включает прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. Финансовое регулирование, но обязательно в комплексе, наряду с другими формами государственного воздействия (влияние на величину процента, уровень таможенных пошлин, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную деятельность) может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей.

Как видно из вышесказанного, существуют различные способы воздействия на отрасль экономики. Это может быть как применение одной из форм или метода, так и применение группы форм или методов, что может помочь в достижении более эффективных результатов.

 

 

       2.2. Формы воздействия государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации

 

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность