Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:56, курсовая работа
Цель работы: изучение государственного кредита и его развитие в рыночной экономики, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства
В процессе работы использовались методы сравнительного и структурного анализа по отчетным данным за три года.
В теоретической главе курсовой работы рассмотрены основный понятия, формы и виды государственного кредита. А также внимание уделено значению государственного кредита для рыночной экономики России.
В теоретической главе курсовой работы рассмотрено состояние государственного долга за 2007-2009 гг. а также исследованы социально-экономические последствия государственного долга.
В результате исследования выявлены основные недостатки в развитии государственного кредита и на основании их предложены пути решения проблем.
Введение……………………………………………………………………........ 4
1. Государственный кредит и его значение…………………………………… 6
1.1 Сущность и функции государственного кредита………………………..... 6
1.2 Формы государственного кредита…………………………………………. 12
1.3 Значение государственного кредита для рыночной экономики………… 13
2. Анализ государственного кредита для рыночной экономики России……. 16
2.1 Современное состояние государственного долга РФ…………………….. 16
2.2 Социально-экономические последствия государственного долга………. 23
3. Проблемы и пути решения государственного кредита…………………….. 29
3.1 Проблемы государственного долга России……………………………….. 29
3.2 Пути решения проблем государственного долга Росси………………….. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованных источников…………………………………………..
- стимулировать экономический рост, усиливая роль государства в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.
Второе направление
За годы реформ в результате ряда реструктуризаций задолженность бывшего СССР переоформлена в активно торгуемый рыночный инструмент с развитой депозитарно-расчетной системой, более трети вновь возникшего российского долга также относятся к традиционным рыночным активам – еврооблигациям.
Третьей задачей государства является упорядочение отношений с внешними кредиторами и установление новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе, именно в этом и состояла основная цель политики, проводимой в последние годы правительством РФ в области управления внешней задолженностью.
Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условий
урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов. Программа должна состоять из двух ключевых частей:
- Перспективный бюджет, в котором на период как минимум три года предусматривался бы первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам.
- План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.
Путем решение сокращение внешнего долга может быть выплата из Стабилизационного фонда.
Опыт ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла и др.) показывает, что правительства государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта и подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в неблагоприятные периоды или после истощения природных ископаемых.
Существующие в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет “избыточных” (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа:
- стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);
- фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);
- бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).
Первые два типа фондов
Последний тип фондов служит
для аккумулирования доходов
в годы профицита
Данные подтверждают, что такой рост стабилизационного фонда экономически не оправдан, так как он не идет на развитие экономики страны, но использование часть средств даст возможность погасить внешний долг, и тем самым уменьшить бремя на бюджет страны.[10]
Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:
- обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
- повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
- для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
- расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
- перейти при реализации государственных ценных о официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
- осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских ссуд;
-
отказаться от прямого безвозмездного
и безвозвратного использования общегосударственного
ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять
привлечение ресурсов кредитных учреждений
на нужды государства исключительно на
началах: срочности, платности, возвратности.
Заключение
В курсовой работе рассматривалась тематика формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Государственный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами. В макроэкономическом аспекте государственный кредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).
Государственный кредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Главное же, для чего используется государственный кредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.
Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
- сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
- оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
- оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
- рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
- повышение эффективности использования заемных средств.
Список использованных источников
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».
4. Деньги, кредит, банки: учебник/ Лаврушин О. И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007 – 560 с.
5. Финансы: учебник./ Самсонов Н. Ф., – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Вархин П.И., Нешитой А.С. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – 340 с.
7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник./ Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 752 с.
8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., проф. О.В. Врублевской и проф. Б.А. Сабанти, - М.: ЮРАЙТ, 2006.- с 110.
9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие./
Литовских А.М., Шевченко И.К. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135с.
10. Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации / Шохин С. О. - Аудитор Счетной палаты Российской Федерации - 2008 г.
11. Министерство Финансов РФ http://www.minfin.ru
12. Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/
13. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
14. Официальный сайт правительства России - www.government.gov.ru
Информация о работе Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике