Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение государственного кредита и его развитие в рыночной экономики, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства
В процессе работы использовались методы сравнительного и структурного анализа по отчетным данным за три года.
В теоретической главе курсовой работы рассмотрены основный понятия, формы и виды государственного кредита. А также внимание уделено значению государственного кредита для рыночной экономики России.
В теоретической главе курсовой работы рассмотрено состояние государственного долга за 2007-2009 гг. а также исследованы социально-экономические последствия государственного долга.
В результате исследования выявлены основные недостатки в развитии государственного кредита и на основании их предложены пути решения проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 4
1. Государственный кредит и его значение…………………………………… 6
1.1 Сущность и функции государственного кредита………………………..... 6
1.2 Формы государственного кредита…………………………………………. 12
1.3 Значение государственного кредита для рыночной экономики………… 13
2. Анализ государственного кредита для рыночной экономики России……. 16
2.1 Современное состояние государственного долга РФ…………………….. 16
2.2 Социально-экономические последствия государственного долга………. 23
3. Проблемы и пути решения государственного кредита…………………….. 29
3.1 Проблемы государственного долга России……………………………….. 29
3.2 Пути решения проблем государственного долга Росси………………….. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованных источников…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Копия Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     В-третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

     В-четвертых, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что  повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей. [9, 102]

     Каждое  из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста.

     Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования  средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты  долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

     Величина  государственного долга не должна превышать  размеры ВВП более чем в  два раза, в противном случае слишком  большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно  скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно.

     Минимальным критерием эффективности использования  заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

     Если  доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

     - отказаться от долга полностью или частично;

     - использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;

     - пролонгировать долг;

     - продать безнадежные долги.

   Каждая  из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента.

   Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

   Итак, высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

   Необходимость обслуживать внешний долг, что  при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения страны;

   Долг  приводит, в определенной мере, к  вытеснению частного капитала, что  может ограничить дальнейший рост в  экономике;

   Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

   Происходит  сокращение объёма средств, которые  могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический  рост или вовсе приводит к стагнации;

   Необходимость выплаты процентов может потребовать  повышения налогов, что приведет к спаду экономической активности;

   Ослабляет мотивацию к достижению наилучших  макроэкономических показателей, которые  привлекут за собой требования о  своевременном погашении долга  в полном объёме;

   Сокращение  объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;

Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;

Происходит  ослабление позиций России на мировых  рынках товаров и капиталов.

     Совокупность  этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их связь с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.[9,104]

     Однако  следует отметить, что государственный долг может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

 

     3. Проблемы и пути  решения государственного кредита

     3.1 Проблемы государственного долга России 

     Хотя  Россия и не относится к странам  с исключительно высоким уровнем  внешней задолженности, нынешний уровень  долга отнюдь не является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга  может и должно быть сокращено. Более  того, в странах, подверженных "голландской болезни" (с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики), к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из важных факторов экономического роста.

Погашение внешнего государственного долга в апреле составило, по предварительным данным, около 494 миллионов долларов. В целом за первые четыре месяца 2009 года плановые погашения позволили сократить объем внешнего государственного долга, по оценке Минэкономразвития России, на 4,0% - до 38,96 миллиарда долларов на 1 мая.

       Объем государственного внутреннего  долга оценивается МЭР по состоянию  на конец апреля в 1,447 триллиона  рублей, в том числе 1,369 триллиона  рублей - объем долга, номинированного  в государственных ценных бумагах. За апрель текущего года внутренний госдолг, номинированный в государственных ценных бумагах, снизился на 28,076 миллиарда рублей, или на 2%, а в целом за первые четыре месяца 2009 года - на 52,247 миллиарда рублей, или на 3,7%. Совокупный объем государственного долга возрос за январь-апрель 2009 года, по оценке Минэкономразвития, на 1,5%, составив по состоянию на 1 мая 2,732 триллиона рублей против 2,692 триллиона рублей на начало года. [13]

     Из  множества альтернативных вариантов  управления внешним долгом наиболее эффективна "классическая" стратегия. Она минимизирует совокупные издержки и сокращает номинальный объем долга, в то же время в максимальной степени ускоряя экономический рост. На практике "классическая" стратегия означает:

     - в отношениях с кредиторами - отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;

     - применительно к графику платежей - фактические выплаты в соответствии с ныне действующим графиком;

     - по объему платежей - равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;

     -  по источникам средств платежа - бюджетные доходы;

     -  по видам средств платежа - денежные средства в наличной форме.

     При реализации оптимальной стратегии  угроза долгового кризиса будет  устранена. В обозримом будущем - в течение восьми-десяти лет - долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста возрастут.

     Основные  проблемы:

     - выплата  процентов  по  государственному  долгу  увеличивает неравенство  в  доходах;

     - повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития  производства, снизить интерес  к вложению средств в инновации, а также усилить социальную  напряженность  в обществе и подорвать экономический рост:

     - выплаты  процентов  или  основной  суммы  долга  иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж;

     - государство переносит реальное экономическое бремя  своего долга на  плечи  будущих  поколений,  то  есть  оставить  будущим  поколения меньшие  по  размерам  основные  производственные  фонды.  Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет  страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность  населения  страны в завтрашнем дне.[10] 

     3.2. Пути решения проблем государственного долга России 

     При  обсуждении  проблемы  оптимизации  государственного  долга России ведущими  экономистами  страны  предлагается  несколько путей ее  решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия  решения должен учитывать не только экономические, но и политические  последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.

Возможности России по погашению долгов имеют  два  главных  ограничения:

первичный профицит федерального бюджета и  положительное  сальдо  по  текущим  операциям. Если возможностей по  сокращению  долгового  бремени  России более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по  долгам  –  использовать золотовалютные резервы и стабилизационного фонда.

     Сокращение  размеров государственного долга необходимо. Согласно

рекомендациям   ряда   экономистов,   политика   в   сфере   государственных

заимствований, нацеленная на сокращение долгов должна реализоваться  в  трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом  и переговоры с внешними кредиторами о снижении долгового бремени.

     Первая  и обязательная  задача  –  ревизия  всех  внутренних  источников поступления или экономии валютных  средств,  усиление контроля  за  вывозом капитала:

     - бороться с коррупцией и сокращать абсолютные  характеристики  «бегства капитала»;

     - содействовать  ускорению  темпов  накопления  национального  капитала;

     - поскольку  внешние  займы  ведут  к   экономической   зависимости   от кредиторов;

Информация о работе Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике