Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение государственного кредита и его развитие в рыночной экономики, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства
В процессе работы использовались методы сравнительного и структурного анализа по отчетным данным за три года.
В теоретической главе курсовой работы рассмотрены основный понятия, формы и виды государственного кредита. А также внимание уделено значению государственного кредита для рыночной экономики России.
В теоретической главе курсовой работы рассмотрено состояние государственного долга за 2007-2009 гг. а также исследованы социально-экономические последствия государственного долга.
В результате исследования выявлены основные недостатки в развитии государственного кредита и на основании их предложены пути решения проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 4
1. Государственный кредит и его значение…………………………………… 6
1.1 Сущность и функции государственного кредита………………………..... 6
1.2 Формы государственного кредита…………………………………………. 12
1.3 Значение государственного кредита для рыночной экономики………… 13
2. Анализ государственного кредита для рыночной экономики России……. 16
2.1 Современное состояние государственного долга РФ…………………….. 16
2.2 Социально-экономические последствия государственного долга………. 23
3. Проблемы и пути решения государственного кредита…………………….. 29
3.1 Проблемы государственного долга России……………………………….. 29
3.2 Пути решения проблем государственного долга Росси………………….. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованных источников…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Копия Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Финансы

на тему: Формы государственного кредита  и их развитие в рыночной экономике 

выполнила студентка    

Руководитель         

Защита _______________                      Оценка___________________________ 

Члены комиссии____________________________________________________

__________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар

2009 г.

 

       Реферат 

     Курсовая  работа: 38 с.,  3 табл., 14 источников. 

       ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КРЕДИТОР, ЗАЁМЩИК 

       Объект  государственный кредит

       Цель  работы: изучение государственного кредита и  его развитие в рыночной экономики, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства

     В процессе работы использовались методы сравнительного и структурного анализа  по отчетным данным за три года.

     В теоретической главе курсовой работы рассмотрены основный понятия, формы  и виды государственного кредита. А также внимание уделено значению государственного кредита  для рыночной экономики России.

       В теоретической главе курсовой работы рассмотрено состояние государственного долга за 2007-2009 гг. а также исследованы  социально-экономические последствия  государственного долга.

       В результате исследования выявлены основные недостатки в развитии государственного кредита и на основании их предложены пути решения проблем. 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………........ 4
1. Государственный  кредит и его значение…………………………………… 6
1.1 Сущность  и функции государственного кредита………………………..... 6
1.2 Формы  государственного кредита…………………………………………. 12
1.3 Значение государственного кредита для рыночной экономики………… 13
2. Анализ  государственного кредита для  рыночной экономики России……. 16
2.1 Современное состояние государственного долга РФ…………………….. 16
2.2 Социально-экономические последствия государственного долга………. 23
3. Проблемы и пути решения государственного кредита…………………….. 29
3.1 Проблемы государственного долга России……………………………….. 29
3.2 Пути решения проблем государственного долга Росси………………….. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список  использованных источников………………………………………….. 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Кредит  как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность и возмездность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     Целью данной работы является изучение государственного кредита и  его развитие в рыночной экономики,  анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.

       В работе поставлены следующие задачи:

     - раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и  различий с банковским кредитом,

     - характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,

     - определить функции государственного кредита,

     - определить формы государственного кредита,

     - рассмотреть управление  государственным  кредитом  в  узком  и  широком смысле, задачи, решаемые  в  процессе  управления,  органы  власти  и управления, принимающие участие в этом процессе.

   А также рассмотрим современные проблемы государственного кредита в РФ.

   Объектом  исследования является – государственный  кредит.

   Предмет исследования – формирование, развитие, функционирование и особенности  организации  государственного кредита.

   В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

 

     1. Государственный кредит и его значение

     1.1. Сущность и функции государственного кредита 

     Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности.

     Государственные кредит предоставляется населением страны своему правительству путем  покупки государственных облигаций  внутреннего займа.

     Взятые  в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

[4, 127-128]

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.

     Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

     При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

     Тем не менее в любом случае - и  при бюджетном дефиците, и при  сбалансированном бюджете - заемные  средства не могут считаться доходами государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает бдительность правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.  

     Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. [5, 76]

     Формирование  дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона государственных кредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

     Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

     Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. 

Основная  доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. [5, 78]

     Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга.

     Государственный долг это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     Погашение государственного долга может потребовать увеличения налогов, что отрицательно скажется на экономике. Поэтому существует естественный предел для бюджетного дефицита и для государственного долга в каждой стране. Страны ЕС определяют его в 60% от ВВП. Кроме того, деньги, взятые взаймы, государство должно расходовать таким образом, чтобы улучшалась экономическая ситуация в стране, росли производство и доходы.

     Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

Информация о работе Формы государственного кредита и их развитие в рыночной экономике