Формирования и использования оборотных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать процесс формирования и использования оборотных средств предприятия. Поставленная цель определяет круг основных задач:

дать толкование экономической сущности оборотных средств;
изучить развернутую классификацию оборотных фондов по ряду классификационных признаков;
изучить методологические основы управления оборотными активами;
изложить систему методов нормирования оборотных средств;
провести организационно – экономическую характеристику агропромышленного комплекса Учхоз «Кубань» КГАУ.

Работа содержит 1 файл

курс. финансы.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

    Эти меры должны применяться, если их можно  использовать, не повышая затрат и  не снижая объема продаж. Ускорение  оборачиваемости оборотных средств  зависит от времени их нахождения на всех стадиях производственного цикла. Значительные резервы ускорения оборачиваемости сосредоточены на стадии хранения производственных запасов, комплектующих на складах.

    Для более глубокого изучения состояния оборотных средств на предприятии и для мониторинга эффективности их использования необходимо рассмотреть финансовые показатели. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.

    В таблице 8 приведены показатели рентабельности деятельности организации в динамике за 2008-2010гг. 
 

Таблица 8 – Показатели рентабельности деятельности УОХ КГАУ «Кубань»

Показатель  2008г. 2009г. 2010г.
Средняя стоимость оборотных средств 107679,50 121921,50 137897,50
Средняя стоимость основных средств 43390,50 53794,00 56438,00
Чистая  прибыль 35995,00 25461,00 30220,00
Выручка к сумме основных средств 1,44 1,37 1,18
Рентабельность 0,21 0,14 0,15
Фондоотдача 3,57 3,11 2,89
Рентабельность  совокупного капитала 0,21 0,14 0,15
Рентабельность собственного капитала 0,23 0,15 0,15
рентабельность  основной деятельности 0,32 0,19 0,23

    Анализируя  данные таблицы 8, делаем вывод что рентабельность предприятия сократилась на 6% по сравнению с 2008г. и увеличилась по сравнению с 2009г. на 1%.Также произошло снижение фондоотдачи и рентабельности совокупного капитала на 19,1% и 6% соответственно, рентабельность основной деятельности снизилась на 9%, что говорит об ухудшении экономического состояния в УОХ «Кубань».

    Для оценки платежеспособности рассмотрим приведенные в таблице 9 показатели платежеспособности организации.

    Таблица 9 – Показатели платежеспособности УОХ КГАУ «Кубань»

Показатель 2008г. 2009г. 2010г.
Коэффициент покрытия 15,04 17,39 19,33
Коэффициент текущей ликвидности 25,06 28,29 29,27
Коэффициент абсолютной ликвидности 3,85 3,45 6,30
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности 1,05 1,11 0,41
 

    Коэффициент покрытия отражает платежные возможности предприятия при условии своевременного погашения дебиторской задолженности, он характеризует ожидаемую платежеспособность именно на период средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Значение этого коэффициента должно быть не менее 1. Этот коэффициент важен, для тех, кто предоставляет предприятию кредиты и займы. В 2010г. он составил 19,33, что больше на 28,5% по сравнению с 2008г., это говорит о возможном увеличении платежеспособности предприятия.

    Коэффициент текущей ликвидности  дает общую  оценку ликвидности активов (платежеспособности) и показывает, сколько рублей текущих активов приходится на1руб. текущих обязательств. Этот коэффициент характеризует ликвидность предприятия на период равный продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Минимальное значение=2. В 2010г. он составил 29,27, что на 16,8% больше показателя 2008г.

    Анализируя  хозяйственную деятельность УОХ  КГАУ «Кубань» были рассмотрены многие показатели, позволяющие сделать  вывод о том, что экономическое  состояние данной организации является не достаточно устойчивым и стабильным. Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает достаточными резервами для улучшения своего экономического состояния.

    4.2 Оптимизация использования оборотных  средств 
 

    Эффективная хозяйственная деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование этих средств позволяет существенно расширить объем реализации товаров и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить образование различных целевых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.

    Управление  привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс  их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит в обеспечении наиболее эффективных условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.

    Политика  привлечения заемных средств  представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

    Внешние и внутренние виды финансирования тесно  взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение и использование собственных средств. Только достаточный объем собственных средств может обеспечивать развитие предприятия и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о намерении акционеров разделять связанные с предприятием риски и "подпитывать" тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.

    Процесс формирования политики привлечения  предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.

    1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем  периоде. Целью такого анализа  является выявление объема, состава  и форм привлечения заемных  средств предприятием, а также  оценка эффективности их использования.

    На  первом этапе анализа изучается  динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом  периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных  финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

    На  втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных  средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового  кредита, товарного кредита и  внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

    На  третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях  проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

    На  четвертой стадии анализа изучается  состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

    На  пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

    Проведенный анализ по УОХ КГАУ «Кубань» показал, что на данном предприятии в рассматриваемом  периоде 2008-2010 годах заемные средства не использовались. Кредиторская задолженность  складывается из задолженности бюджету  и задолженности персоналу по оплате труда, причем обязательства по налогам превышают обязательства по оплате труда.

    Таким образом, нет возможности проводить  анализ эффективности использования  заемных средств предприятия  за прошлый период, поскольку заемные средства не сформированы.

    2. Определение целей привлечения  заемных средств в настоящем  периоде. Основными целями привлечения  заемных средств предприятиями  являются:

    а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

    б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов, во всех случаях переменная часть оборотных  активов частично или полностью  финансируется за счет заемных средств;

    в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.

    г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях  заемные средства привлекаются для  выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

    д) другие временные нужды.

    Следующим этапом политики привлечения заемных  средств является определение предельного  объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

    а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных  финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма  используемого собственного капитала может быть определена заранее;

    б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

    С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования  заемных средств в своей хозяйственной  деятельности.

    Наиболее  обобщающим из финансовых показателей  является коэффициент финансового  левериджа. Показатель "финансовый леверидж" используется для измерения эффективности использования капитала при различном соотношении его собственной и заемной части. С его помощью измеряется эффект, заключающийся в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении доли заемного капитала в общей его сумме.

    Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий  с появлением заемных средств  в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

    Показатель, отражающий уровень дополнительно  генерируемой прибыли на собственный  капитал при различной доле использования  заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле: 

    ЭФЛ = (1-СНП)*(КВРА-ПК)*ЗК/СК,  (1) 

    где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

    СНП — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

Информация о работе Формирования и использования оборотных средств предприятия