Формирование стратегии предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка формирования стратегии развития предпринимательской структуры, позволяющих улучшить ее конкурентное положение на рынке и определить направления деятельности на длительную перспективу.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы формирования стратегии предпринимательской деятельности;
провести анализ формирования стратегии предприятия ТОО «Фрегат»;
исследовать перспективы деятельности предприятия ТОО «Фрегат».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы формирования стратегии предпринимательской деятельности 5
1.1 Стратегия предприятия и методы ее построения 5
как сделать реальным новое состояние организации (как осуществить намеченные цели, какие изменения в организации необходимо провести, какие методы при этом использовать и др.) [3,c.57]. 8
1.2 Виды стратегии предпринимательской деятельности 8
1.3 Выбор стратегии предпринимательской деятельности 12
2 Анализ формирования стратегии ТОО «Фрегат» 15
2.1 Организация деятельности предприятия ТОО «Фрегат» 15
2.2 Факторы определяющие стратегию предприятия 18
2.3 Маркетинговая и финансовая стратегия предприятия 20
3 Перспективы развития деятельности ТОО «Фрегат» 26
Заключение 30
Список использованной литретатуры 31
Приложение 1 32
Приложение 2 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_ формирование стратегии предпринимательской деятельности.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Итогом процедуры разработки стратегии организации является предварительный проект развития на перспективу. Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована фирма; определение источника и типа используемых ресурсов; составление перечня технологий, планируемых к пользованию; выбор способов, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта. В совокупности это и составляет стратегию организации.

Компания без стратегии роста - это всего лишь набор активов, отягощенных обязательствами. Оценивать ее как бизнес невозможно, так как в основе оценки бизнеса лежит анализ способности фирмы приносить прибыль и обеспечивать рост. Ясная и хорошо аргументированная стратегия предприятия позволит не только избежать рисков, реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. Построение четкой системы стратегического планирования, определение стратегических целей для менеджмента и путей их достижения - составляющие успеха каждой фирмы.

Таким образом можно  сделать вывод, что стратегия  предприятия – это совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации. Существуют внешние и внутренние факторы формирования стратегии предпринимательской деятельности. В процессе выработки стратегии устанавливаются общие направления, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятий.

 

1.2 Виды стратегии предпринимательской  деятельности

 

 

Стратегия деятельности предприятия разрабатывается и  реализуется как единым целым  субъектом рыночной экономики. Однако каждое предприятие является сложной  многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Иначе эти стратегии можно назвать рабочими стратегиями. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии:

  • стратегия маркетинга;
  • финансовая стратегия;
  • стратегия инноваций;
  • стратегия производства;
  • стратегия организационных изменений и др.

Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии  определяется составом специфических  целей, которые ставит перед собой  руководство предприятия.

Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии предприятия.

Стратегия маркетинга - это  способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные  пути их достижения. Цель устанавливает границы и сферы рыночной деятельности (конкурентные преимущества, овладение новым рынком и др.). Пути достижения поставленных целей формируются с помощью выбора стратегических направлений развития и стратегических зон хозяйствования. Соответственно разрабатывается и комплекс маркетинговых средств (товар, цена, реклама и др.). Разработка стратегии маркетинга опирается на прогнозы относительно долгосрочных перспектив развития рынка и потенциальных возможностей предприятия.

Если стратегия реализуется  согласно плану, руководство фирмы выносит ей высокую оценку и рекомендует дальнейшее развитие; в противном случае стратегия подлежит корректировке, а иногда следует полный отказ от нее. Фирма обычно идет на изменение стратегии в определенных случаях, а именно:

  • Стратегия не обеспечивает удовлетворительных показателей объема реализации и прибылей в течение нескольких последних лет;
  • Фирмы-конкуренты резко изменили свою стратегию, что оказывает существенное влияние на характеристику рынка;
  • Произошли изменения других внешних факторов, которые влияют на деятельность фирмы;
  • Открылись перспективы для принятия мер, которые в состоянии значительно увеличить прибыль;
  • Изменились или возникли новые предпочтения покупателей или наметились тенденции к возможным изменениям в этой области;
  • Поставленные в стратегии задачи уже решены.

Маркетинговая стратегическая концепция позволяет подчинить  единым интересам усилия сотрудников  фирмы, причем наиболее рациональным образом, учитывая будущие перспективы, а  также развивать управленческие ресурсы, концентрируя их в наиболее эффективных зонах хозяйствования [5,c.74].

Первый этап разработки. Основу направления маркетинговой  стратегической концепции формирует  рыночная среда, открывающая возможности  для развития фирмы или создающая  угрозу ее дальнейшего существованию. Главные составляющие рыночной среды в долгосрочном разрезе: спрос и конкуренция, находящиеся в постоянном, динамичном изменении. При исследовании спроса определяются слои и группы покупателей и потребителей и их предпочтения по отношению к конкурентным товарам и услугам, то есть выясняется, какие требования рынка следует прежде всего удовлетворить, какие сегменты потребителей олицетворяют собой этот спрос.

Второй этап разработки. Фирма анализирует собственные  управленческие ресурсы и возможности, выявляя свои преимущества и недостатки по сравнению с фирмами-конкурентами. Преимущества фирмы закладываются в основу выбора целевого рынка.

Третий этап разработки. Осуществляется согласование и приведение в соответствие собственных возможностей фирмы и интересов отдельных сегментов потребителей. Это позволяет найти целевой рынок, в отношении которого фирма может иметь (или развивать) свои конкурентные преимущества.

Четвертый этап разработки. Фирма устанавливает набор мер  воздействия на целевой рынок с тем, чтобы реализовать и активно использовать свои конкурентные преимущества и добиться его развития в требуемой для ее стратегии перспективе.

Финансовая стратегия  представляет собой общее направление  и способ использования средств  для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив другие варианты.

Основой разработки финансовой стратегии служат анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и  поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли  при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой стабильности предприятия в обозримом будущем.

Исследованы методологические проблемы изучения финансовой стратегии предприятия в современной экономике, определено содержание финансовой стратегии предприятия и ее место в финансовой системе и в системе управления предприятием, а также выявлены, классифицированы и охарактеризованы факторы финансовой стратегии предприятия.

Успешное изучение финансовой стратегии предприятия в современной экономике во многом обусловлено определением методологических подходов к ее изучению.

Современное представление  мира, основанное на диалектико-материалистическом мировоззрении, предполагает существование  принципа интеграции, определяющего  образование сложных комплексов в природе, обществе, экономике. Одной из ключевых целей, поставленных в этой главе, является выявление того, насколько правомерно будет использование системного подхода к исследованию финансовой стратегии как экономической категории в условиях рыночной экономики.

Используя установки  системного подхода можно говорить о том, что понятию «финансовая  стратегия» присущи признаки системы. Понятие системы исходит из единства, целостного образования. В данном случае можно утверждать, что финансовая стратегия является целостным комплексом взаимосвязанных элементов. Целостность системы представлена совокупностью нескольких взаимосвязанных элементов – направлений финансовой политики в разрезе отдельных аспектов деятельности предприятия (политика управления основными средствами, политика управления оборотными средствами, политика управления кредиторской задолженностью, политика управления дебиторской задолженностью, налоговая политика, ценовая политика и т.д.) [6,c.41].

Наличие системообразующих  связей таких, как связи функционирования, связи развития, связи передачи информации, связи жесткие и мягкие, взаимонаправленные связи, присущих финансовой стратегии, – позволяет утверждать, что ее можно отнести к системам, и применение системного подхода к ее изучению вполне обоснованно.

Кроме того, финансовую стратегию  можно представить как подсистему общефирменной или генеральной стратегии предприятия, так как последняя также является системой, объединяющей ряд взаимосвязанных элементов, – функциональных стратегий.

Использование системного подхода к исследованию финансовой стратегии позволяет сделать  вывод о существовании взаимосвязи  целей развития экономики в целом  с результатами функционирования отдельных ее элементов, целей развития предприятия в целом с результатами функционирования отдельных служб и подразделений.

Финансовая стратегия  определяет поведение компании на рынке, формирует ее рыночную позицию в  прямой зависимости от наличия финансовых ресурсов, методов и направлений  их использования. Под финансовой стратегией предприятия нами понимается система долгосрочных приоритетов, необходимых для достижения поставленных целей в рамках определенной миссии путем мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов компании, а также финансовую стратегию предприятия можно рассматривать как инструмент согласования интересов всех хозяйствующих субъектов экономической системы, в которой функционирует предприятие. Многообразие факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии предприятия, потребовало их систематизации и классификации, что имеет большое значение для формирования и реализации финансовой стратегии предприятия [7,c. 85].

Инновационную стратегию  можно определить как взаимосвязанный  комплекс технических, технологических  и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие.

Основу выработки инновационной  стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция  фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Стратегия производства представляет собой комплекс взаимосвязанных  мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих  обеспечить устойчивое эффективное  развитие предприятия. Для того, чтобы  реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха, необходимо организовать высокоэффективное производство.

Стратегия организационного развития - это многоуровневая система преобразований, нацеленных на средне- и долгосрочную перспективу и предусматривающих изменение организационной структуры управления, методов работы, организационной культуры. В основе данной стратегии лежит видение будущего, т.е. идеальный образ предприятия, к которому необходимо стремиться.

Выделяют следующие виды стратегий предпринимательской деятельности: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия инноваций, стратегия производства, стратегия организационных изменений и др. Каждая стратегия определяется составом специфических целей, разрабатываемые руководством предприятия.

 

1.3 Выбор стратегии предпринимательской  деятельности

 

 

Выбор стратегии  осуществляет руководство фирмы  на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и  внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии деятельности.

Из ключевых факторов прежде всего исследуются  сильные стороны отрасли и  сильные стороны фирмы. Зачастую они являются решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к  максимальному использованию имеющихся  возможностей. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

Проводится анализ внутренних и  внешних факторов деятельности предприятия. В итоге такого анализа должен остаться небольшой набор обоснованных выводов, которые станут базой для построения стратегии. Стратегия разрабатывается на основе сильных сторон (с одновременным подавлением недостатков), при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде.

Существенно влияют на выбор стратегии  финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы, либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного  потенциала работников - важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

Информация о работе Формирование стратегии предпринимательской деятельности