Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;
определить основные проблемы формирования местного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОО КУРСАЧ итоговая.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

     Расходные обязательства муниципального образования  возникают в результате:

  • принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
  • принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
  • заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

     Данные  расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

     Расходные обязательства муниципального образования, далее, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ.

     Главными  направлениями использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство. Следует отметить, что большая часть консолидированного бюджета Российской Федерации направляется на: жилищно-коммунальное хозяйство; на образование (в том числе на дошкольное воспитание, начальное и общее среднее образование); на здравоохранение и физическую культуру; социальную политику, а так же на культуру и искусство.

     Структура расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности их территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально- культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

     Развитие  урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению, в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местного бюджета. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей, малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство и т.д.

     Установленный в законодательном порядке действующий  в настоящее время сценарий исполнения федерального бюджета предполагает, что данный бюджет должен пополняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, как по размерам доходов, ассигнований, так направлениям использования, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной. Однако это не означает, что помечаемые для решения в бюджете задачи могут быть осуществлены и меньшими средствами, за счет более эффективного их использования.[10,113]

     Бюджетным кодексом внесены существенные дополнения в регламентацию механизмов исполнения бюджетов всех уровней, а также расширены права органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, в полномочия органов местного самоуправления входит:

  • самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
  • самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
  • получать компенсацию за увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

     Кодекс  регламентирует взаимоотношения, которые строятся на договорной основе местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.[14,13]

     Казенные (бюджетные) учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. На основе своевременной и эффективной проделанной работы всех структурных подразделений по формированию местного бюджета выстраивается положительная стратегия на результативное и успешное исполнение бюджета. Поэтому важнейшим направлением государственной политики является именно формирование и исполнение местного бюджета, являющееся основой для развития выше стоящих бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ  И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ  МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

2.1 Анализ  показателей доходной части бюджета

 

    Формирование  бюджета города осуществляется на основе действующего федерального, регионального бюджетного и налогового законодательства, с учетом нормативно-правовых требований Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальных правовых актов, изменений и дополнений к ним.

    На  протяжении рассматриваемого нами периода  бюджет города исполнялся с дефицитом  в 2008 году и с профицитом в 2009 и 2010 годах.

Данные  о состоянии бюджета представлены в Таблице 1. 

    Таблица 1  – Бюджет города Ханты-Мансийска

Наименование 2008г

(тыс.руб.)

2009г

(тыс.руб.)

2010г

(тыс.руб.)

Отклонение 2010 от (%) Отклонение 2010 от

(+/-)

2008 2009 2008 2009
Доходы 5 558 801 4 308 103 5 206 262 93,6 120,8 -352539 898159
Расходы 5 819 965 4 231 605 5 201 043 79,8 109,7 -1176255 412105
Дефицит -216 164 - - - - - -
Профицит - 76 498 5 219 - - - -
 

     Доходы  местного бюджета формируются из налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений  и доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Данные по поступлениям в бюджет города представлены в Таблице 2. 
 

     Таблица 2 – Состав и структура  доходов бюджета города Ханты-Мансийска

Наименование 2008г 2009г 2010г Отклонение 2010 от (%)
Сумма, тыс.руб. Уд. Вес, % Сумма, тыс.руб. Уд. Вес, % Сумма, тыс.руб. Уд. Вес, %
2008 2009
Доходы

Всего

5 558 801 100 4 308 103 100 5 206 262 100 93,6 120,8
Налоговые доходы 1 753 894 32 1 963 229 46 2 189 093 42 124,8 111,5
Неналоговые доходы 226 228 4,0 154 691 3,5 209 707 3,2 92,7 135,6
Безвозмездные поступления 3 510 899 63 2 114 964 49 2 740 580 53,3 78,9 129,5
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 67 780 1,0 75 219 1,5 66 882 1,5 98,6 88,9
 

    Общий объем доходов в 2010 году составил 5 206 262 тыс. руб., что выше уровня 2009 года на 20% в относительном и на 898 159 тыс. руб. в абсолютном выражении. Однако по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение уровня доходов на 6,4% или 352 539 тыс. руб. 

     Это объясняется, в первую очередь, снижением  объема безвозмездных поступлений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Мировая экономика с конца 2007 года находится в стадии спада, в экономике России это проявилось с середины 2008 года. Кризис негативно влияет на нефтегазовую отрасль, которая является одной из важнейших составляющих экономики как ХМАО-Югры, так и России в целом. Для Ханты-Мансийска это означает существенное снижение финансовой помощи, поступающей из регионального бюджета.

     Структура доходов городского бюджета за период 2008-2010 годы представлена в Приложении 1.

     В структуре доходов бюджета, на протяжении всего рассматриваемого периода, наблюдается  увеличение доли налоговых доходов, если в 2008 году  они составляли 32% от общей суммы доходов, то в 2010 – 42%. Поступления от налогов за анализируемый период имели тенденцию к увеличению. Рост в 2010 году составил 24,8% к 2008 году и 11,5% к 2009. В структуре налоговых доходов преобладают налоги на доходы физических лиц. На протяжении трех лет их доля росла и к 2010 году составила 82,7%. Неналоговые доходы составляют порядка 4%  всех доходов. В их составе большую часть занимают доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют безвозмездные поступления. В течение всего анализируемого периода они составляют не менее 60% всех доходов. В структуре безвозмездных поступлений наибольшую долю занимают дотации. В их составе 600 тыс. руб. это дотации городу Ханты-Мансийску на выполнение функций административного центра ХМАО-Югры, остальная сумма направляется на выравнивание бюджетной обеспеченности.  Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности составляют порядка 1% всей суммы доходов.

     На  протяжении ряда лет поступления  в доходную часть бюджета города  имеют тенденцию к увеличению, в 2010 году  доходы городского бюджета составили 5 206 262 тыс. рублей, что на 20,8 % превышает поступления 2009 года (4 308 103  тыс. рублей).  В последние годы наметилась чёткая тенденция роста собственных доходов в структуре доходов бюджета, как в абсолютных, так и в относительных показателях, что обусловлено, прежде всего, увеличением объема поступления налоговых доходов в бюджет города. Если в 2008 году собственные доходы составляли  37% поступлений в бюджет, то в 2010 году этот показатель возрос  до 40%.  Прежде всего, рост собственных доходов связан с увеличением поступлений в бюджет  города налога на доходы физических лиц. За рассматриваемый период поступления от данного налога увеличились, по сравнению с 2008 годом на 22%, с 2009- на 7,4%. Это может быть обусловлено  как  ростом фонда  заработной платы, так и с политикой Ханты-Мансийского автономного округа, направленной на повышение самостоятельности местных бюджетов, выразившейся в передаче  местным бюджетам части закреплённых Бюджетным Кодексом РФ поступлений от данного налога в бюджет субъекта.

Информация о работе Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)