Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;
определить основные проблемы формирования местного бюджета.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
Данные
расходные обязательства
Расходные обязательства муниципального образования, далее, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ.
Главными
направлениями использования
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности их территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально- культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению, в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местного бюджета. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей, малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство и т.д.
Установленный
в законодательном порядке
Бюджетным кодексом внесены существенные дополнения в регламентацию механизмов исполнения бюджетов всех уровней, а также расширены права органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, в полномочия органов местного самоуправления входит:
Кодекс регламентирует взаимоотношения, которые строятся на договорной основе местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.[14,13]
Казенные
(бюджетные) учреждения исполняют расходную
часть бюджета, получая из него предусмотренные
денежные средства для осуществления
своей деятельности. На основе своевременной
и эффективной проделанной работы всех
структурных подразделений по формированию
местного бюджета выстраивается положительная
стратегия на результативное и успешное
исполнение бюджета. Поэтому важнейшим
направлением государственной политики
является именно формирование и исполнение
местного бюджета, являющееся основой
для развития выше стоящих бюджетов.
Формирование бюджета города осуществляется на основе действующего федерального, регионального бюджетного и налогового законодательства, с учетом нормативно-правовых требований Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальных правовых актов, изменений и дополнений к ним.
На протяжении рассматриваемого нами периода бюджет города исполнялся с дефицитом в 2008 году и с профицитом в 2009 и 2010 годах.
Данные
о состоянии бюджета представлены в
Таблице 1.
Таблица 1 – Бюджет города Ханты-Мансийска
Наименование | 2008г
(тыс.руб.) |
2009г
(тыс.руб.) |
2010г
(тыс.руб.) |
Отклонение 2010 от (%) | Отклонение
2010 от
(+/-) | ||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | ||||
Доходы | 5 558 801 | 4 308 103 | 5 206 262 | 93,6 | 120,8 | -352539 | 898159 |
Расходы | 5 819 965 | 4 231 605 | 5 201 043 | 79,8 | 109,7 | -1176255 | 412105 |
Дефицит | -216 164 | - | - | - | - | - | - |
Профицит | - | 76 498 | 5 219 | - | - | - | - |
Доходы
местного бюджета формируются из
налоговых и неналоговых
Таблица 2 – Состав и структура доходов бюджета города Ханты-Мансийска
Наименование | 2008г | 2009г | 2010г | Отклонение 2010 от (%) | ||||
Сумма, тыс.руб. | Уд. Вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд. Вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд. Вес, % | |||
2008 | 2009 | |||||||
Доходы
Всего |
5 558 801 | 100 | 4 308 103 | 100 | 5 206 262 | 100 | 93,6 | 120,8 |
Налоговые доходы | 1 753 894 | 32 | 1 963 229 | 46 | 2 189 093 | 42 | 124,8 | 111,5 |
Неналоговые доходы | 226 228 | 4,0 | 154 691 | 3,5 | 209 707 | 3,2 | 92,7 | 135,6 |
Безвозмездные поступления | 3 510 899 | 63 | 2 114 964 | 49 | 2 740 580 | 53,3 | 78,9 | 129,5 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 67 780 | 1,0 | 75 219 | 1,5 | 66 882 | 1,5 | 98,6 | 88,9 |
Общий объем доходов в 2010 году составил 5 206 262 тыс. руб., что выше уровня 2009 года на 20% в относительном и на 898 159 тыс. руб. в абсолютном выражении. Однако по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение уровня доходов на 6,4% или 352 539 тыс. руб.
Это объясняется, в первую очередь, снижением объема безвозмездных поступлений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Мировая экономика с конца 2007 года находится в стадии спада, в экономике России это проявилось с середины 2008 года. Кризис негативно влияет на нефтегазовую отрасль, которая является одной из важнейших составляющих экономики как ХМАО-Югры, так и России в целом. Для Ханты-Мансийска это означает существенное снижение финансовой помощи, поступающей из регионального бюджета.
Структура доходов городского бюджета за период 2008-2010 годы представлена в Приложении 1.
В структуре доходов бюджета, на протяжении всего рассматриваемого периода, наблюдается увеличение доли налоговых доходов, если в 2008 году они составляли 32% от общей суммы доходов, то в 2010 – 42%. Поступления от налогов за анализируемый период имели тенденцию к увеличению. Рост в 2010 году составил 24,8% к 2008 году и 11,5% к 2009. В структуре налоговых доходов преобладают налоги на доходы физических лиц. На протяжении трех лет их доля росла и к 2010 году составила 82,7%. Неналоговые доходы составляют порядка 4% всех доходов. В их составе большую часть занимают доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют безвозмездные поступления. В течение всего анализируемого периода они составляют не менее 60% всех доходов. В структуре безвозмездных поступлений наибольшую долю занимают дотации. В их составе 600 тыс. руб. это дотации городу Ханты-Мансийску на выполнение функций административного центра ХМАО-Югры, остальная сумма направляется на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности составляют порядка 1% всей суммы доходов.
На протяжении ряда лет поступления в доходную часть бюджета города имеют тенденцию к увеличению, в 2010 году доходы городского бюджета составили 5 206 262 тыс. рублей, что на 20,8 % превышает поступления 2009 года (4 308 103 тыс. рублей). В последние годы наметилась чёткая тенденция роста собственных доходов в структуре доходов бюджета, как в абсолютных, так и в относительных показателях, что обусловлено, прежде всего, увеличением объема поступления налоговых доходов в бюджет города. Если в 2008 году собственные доходы составляли 37% поступлений в бюджет, то в 2010 году этот показатель возрос до 40%. Прежде всего, рост собственных доходов связан с увеличением поступлений в бюджет города налога на доходы физических лиц. За рассматриваемый период поступления от данного налога увеличились, по сравнению с 2008 годом на 22%, с 2009- на 7,4%. Это может быть обусловлено как ростом фонда заработной платы, так и с политикой Ханты-Мансийского автономного округа, направленной на повышение самостоятельности местных бюджетов, выразившейся в передаче местным бюджетам части закреплённых Бюджетным Кодексом РФ поступлений от данного налога в бюджет субъекта.