Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;
определить основные проблемы формирования местного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОО КУРСАЧ итоговая.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

   Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике  страны – инфляция, расстроенность финансовой системы – не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит.

   Роль  местных бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления  по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

   Формирование  и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной  финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. [10,104]

    Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

     1.2  Доходы и расходы местных бюджетов

 

     К собственным доходам местных  бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:

  • средства самообложения граждан;
  • доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • иные поступления в соответствии с федеральными, региональными законами и решениями органов местного самоуправления.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

     К налоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах местных налогов, от пеней и штрафов по ним, а также отчисления от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и региональных налогов.

     К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале),находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы;

     К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

      К доходам бюджетов от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

     В местные бюджеты зачисляются  два вида налоговых доходов:

     - от местных налогов, в полном  объеме,

     - и отчисления от федеральных  и региональных налогов. 

     Порядок взимания местных налогов находится  в ведении самих органов местного самоуправления, который они реализуют в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а порядок отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта (за исключением закона субъекта РФ о бюджете РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия).[2]

       Доходы от местных налогов  заведомо недостаточны для финансирования расходов местного характера. Для финансового обеспечения деятельности муниципальных образований органы государственной власти субъектов РФ устанавливают единые нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 58 БК РФ). Это позволяет сделать более точным прогнозирование налоговых доходов местных бюджетов.

     Неналоговые доходы местных бюджетов формируются  в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, где указаны виды неналоговых доходов - источников формирования бюджетов. К неналоговым доходам, которые полностью являются источниками формирования местных бюджетов в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, относятся доходы от:

     а) использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

     б) продажи имущества (кроме акций  и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;

     в) платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

     Кроме того, местные бюджеты формируются  за счет неналоговых доходов от части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.[9,297]

    Неналоговые доходы в виде штрафов за нарушение  законодательства Российской Федерации и иных сумм принудительного изъятия зачисляются в местные бюджеты в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

     За  нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов):

     1) исчисляемых исходя из сумм  налогов (сборов), предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, - в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам(сборам);

     2) предусмотренных ст. 116-118, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132-135, 135.1 Налогового кодекса РФ, - в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 50%.

     Расходы местных бюджетов - это затраты, возникающие  в результате выполнения органами местного самоуправления своих функций. Они  соответствуют природе и характеру  местного самоуправления. Расходная  часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.[11,86]

     Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

  • с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ:
  • осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнованием средств на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

     Уставом муниципального образования могут  быть предусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. Кроме того, все расходы муниципальных образований можно разделить на те, которые финансируются исключительно из местных бюджетов, и те, которые финансируются совместно с бюджетами других уровней. [8,153]

     Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов:
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. [11,87]

Информация о работе Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)