Отмечая
роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии регионов, нельзя не учитывать,
что кризисные явления в экономике
страны – инфляция, расстроенность
финансовой системы – не позволяют местным
бюджетам проявлять в полной мере свою
роль. К таким негативным факторам можно
также отнести бюджетный дефицит.
Роль
местных бюджетов в социально-экономическом
развитии регионов будет возрастать
по мере стабилизации экономики страны
и расширения полномочий органов местного
самоуправления по формированию доходов
местных бюджетов и их использованию.
Формирование
и исполнение местных бюджетов основывается
на принципах самостоятельности, государственной
финансовой поддержки, гласности формирования
и использования финансовых ресурсов.
[10,104]
Бюджет
муниципального района (районный бюджет)
и свод бюджетов городских и сельских
поселений, входящих в состав муниципального
района (без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами), образуют консолидированный
бюджет муниципального района.
В
качестве составной части бюджетов
городских и сельских поселений
могут быть предусмотрены сметы
доходов и расходов отдельных
населенных пунктов, других территорий,
не являющихся муниципальными образованиями.
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов
К
собственным доходам местных
бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального
закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" относятся:
- средства
самообложения граждан;
- доходы от
местных, региональных и федеральных налогов
и сборов;
- безвозмездные
перечисления из бюджетов других уровней,
включая дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных образований,
иные средства финансовой помощи из бюджетов
других уровней и другие безвозмездные
перечисления;
- доходы от
имущества, находящегося в муниципальной
собственности;
- часть прибыли
муниципальных предприятий, остающейся
после уплаты налогов и сборов и осуществления
иных обязательных платежей, в размерах,
устанавливаемых нормативными правовыми
актами представительных органов муниципального
образования, и часть доходов от оказания
органами местного самоуправления и муниципальными
учреждениями платных услуг, остающаяся
после уплаты налогов и сборов;
- штрафы, установление
которых федеральным законом отнесено
к компетенции органов местного самоуправления;
- добровольные
пожертвования;
- иные поступления
в соответствии с федеральными, региональными
законами и решениями органов местного
самоуправления.
Доходы
местных бюджетов формируются за
счет налоговых и неналоговых доходов,
а также безвозмездных поступлений.
К
налоговым доходам местных бюджетов
относятся доходы от предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах местных налогов, от
пеней и штрафов по ним, а также отчисления
от федеральных налогов и сборов, в том
числе от налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами и региональных налогов.
К
неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от
использования имущества, находящегося
в муниципальной собственности, после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах,
за исключением имущества автономных
учреждений и муниципальных унитарных
предприятий, в том числе казенных;
- доходы от
продажи имущества (кроме акций и иных
форм участия в капитале),находящегося
в государственной и муниципальной собственности,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах,
за исключением имущества автономных
учреждений и муниципальных унитарных
предприятий, в том числе казенных;
- доходы от
платных услуг, оказываемых муниципальными
казенными учреждениями, после уплаты
налогов и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах;
- средства,
полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации, а также
средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации, ее
субъектам, муниципальным образованиям,
и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан; иные
неналоговые доходы;
К
безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации и
субсидии из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации (межбюджетные
субсидии);
- субвенции
из федерального бюджета и (или) из бюджетов
субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные
трансферты из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
- безвозмездные
поступления от физических и юридических
лиц, международных организаций и правительств
иностранных государств, в том числе добровольные
пожертвования.
К
доходам бюджетов от использования
имущества, находящегося в муниципальной
собственности, относятся:
- доходы,
получаемые в виде арендной либо иной
платы за передачу в возмездное пользование
муниципального имущества, за исключением
имущества автономных учреждений, а также
имущества государственных и муниципальных
унитарных предприятий, в том числе казенных;
- средства,
получаемые в виде процентов по остаткам
бюджетных средств на счетах в Центральном
банке Российской Федерации и в кредитных
организациях;
- средства,
получаемые от передачи имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности (за исключением имущества
автономных учреждений, а также имущества
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, в том числе казенных), в залог,
в доверительное управление;
- плата
за пользование бюджетными кредитами;
- доходы
в виде прибыли, приходящейся на доли в
уставных (складочных) капиталах хозяйственных
товариществ и обществ, или дивидендов
по акциям, принадлежащим муниципальным
образованиям;
- часть
прибыли государственных и муниципальных
унитарных предприятий, остающаяся после
уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие
предусмотренные законодательством Российской
Федерации доходы от использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности,
за исключением имущества автономных
учреждений, а также имущества государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
в том числе казенных.
В
местные бюджеты зачисляются
два вида налоговых доходов:
-
от местных налогов, в полном
объеме,
-
и отчисления от федеральных
и региональных налогов.
Порядок
взимания местных налогов находится
в ведении самих органов местного
самоуправления, который они реализуют
в соответствии с Налоговым кодексом РФ,
а порядок отчислений от федеральных и
региональных налогов в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ определяется
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации законом субъекта
(за исключением закона субъекта РФ о бюджете
РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный
срок действия).[2]
Доходы от местных налогов
заведомо недостаточны для финансирования
расходов местного характера. Для финансового
обеспечения деятельности муниципальных
образований органы государственной власти
субъектов РФ устанавливают единые нормативы
отчислений в местные бюджеты от федеральных
налогов и (или) региональных налогов и
сборов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами и подлежащих зачислению
в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
и законодательством о налогах и сборах
в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 58 БК РФ). Это
позволяет сделать более точным прогнозирование
налоговых доходов местных бюджетов.
Неналоговые
доходы местных бюджетов формируются
в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного
кодекса РФ, где указаны виды неналоговых
доходов - источников формирования бюджетов.
К неналоговым доходам, которые полностью
являются источниками формирования местных
бюджетов в соответствии со ст. 62 Бюджетного
кодекса РФ, относятся доходы от:
а)
использования имущества, находящегося
в муниципальной собственности, за исключением
имущества муниципальных автономных учреждений
и муниципальных унитарных предприятий,
в том числе казенных;
б)
продажи имущества (кроме акций
и иных форм участия в капитале),
находящегося в муниципальной собственности,
за исключением имущества муниципальных
автономных учреждений и муниципальных
унитарных предприятий;
в)
платных услуг, оказываемых муниципальными
бюджетными учреждениями;
Кроме
того, местные бюджеты формируются
за счет неналоговых доходов от части
прибыли муниципальных унитарных предприятий,
остающейся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, в размерах, определяемых
в порядке, установленном муниципальными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований.[9,297]
Неналоговые
доходы в виде штрафов за нарушение
законодательства Российской Федерации
и иных сумм принудительного изъятия зачисляются
в местные бюджеты в соответствии со ст.
46 Бюджетного кодекса РФ.
За
нарушение законодательства о налогах
и сборах подлежат зачислению в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации
суммы денежных взысканий (штрафов):
1)
исчисляемых исходя из сумм
налогов (сборов), предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, - в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации
по нормативам отчислений, установленным
бюджетным законодательством Российской
Федерации применительно к соответствующим
налогам(сборам);
2)
предусмотренных ст. 116-118, п. 1 и 2 ст.
120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132-135, 135.1 Налогового
кодекса РФ, - в бюджеты муниципальных
районов, городских округов, городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга по
месту нахождения органа или должностного
лица, принявшего решение о наложении
денежного взыскания (штрафа), по нормативу
50%.
Расходы
местных бюджетов - это затраты, возникающие
в результате выполнения органами местного
самоуправления своих функций. Они
соответствуют природе и характеру
местного самоуправления. Расходная
часть местных бюджетов включает
финансирование расходов, связанных с
решением вопросов местного значения,
управлением и развитием экономики и социальной
сферы муниципального образования.[11,86]
Расходная
часть местных бюджетов включает
расходы, связанные:
- с решением
вопросов местного значения, установленные
законодательством РФ и законодательством
субъекта РФ:
- осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления;
- обслуживанием
и погашением долга по муниципальным займам;
- обслуживанием
и погашением муниципального долга по
ссудам;
- ассигнованием
средств на страхование муниципальных
служащих, объектов муниципальной собственности,
а также гражданской ответственности
и предпринимательского риска.
Уставом
муниципального образования могут
быть предусмотрены и другие расходы,
а также уточнен порядок исполнения расходной
части местного бюджета. Кроме того, все
расходы муниципальных образований можно
разделить на те, которые финансируются
исключительно из местных бюджетов, и
те, которые финансируются совместно с
бюджетами других уровней. [8,153]
Исключительно
из местных бюджетов финансируются
следующие функциональные виды расходов:
- содержание
органов местного самоуправления;
- формирование
муниципальной собственности и управление
ею;
- организация,
содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, культуры, физической
культуры и спорта, средств массовой информации,
других учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
- содержание
муниципальных органов охраны общественного
порядка;
- организация,
содержание и развитие муниципального
жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное
дорожное строительство и содержание
дорог местного значения;
- благоустройство
и озеленение территорий муниципальных
образований;
- организация
утилизации и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных);
- содержание
мест захоронения, находящихся в ведении
муниципальных органов;
- организация
транспортного обслуживания населения
учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
- обеспечение
противопожарной безопасности;
- охрана окружающей
природной среды на территориях муниципальных
образований;
- обслуживание
и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование
населения;
- содержание
муниципальных архивов:
- проведение
муниципальных выборов и местных референдумов;
- финансирование
реализации иных решений органов местного
самоуправления и прочие расходы, отнесенные
к вопросам местного значения, определяемые
представительными органами местного
самоуправления в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации.
[11,87]