Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:01, доклад

Описание работы

Под финансовыми ресурсами предприятий следует понимать совокупность собственных денежных доходов, накоплений и капитала, а также внешних поступлений денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности.
В ходе образования и использования финансовых ресурсов предприятия возникают финансовые отношения. Они сопровождают процессы кругооборота средств по всем видам деятельности компаний (текущей, операционной или производственной, инвестиционной, финансовой и пр.).

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 1,020.56 Кб (Скачать)

Организационно-правовая форма  юридического лица устанавливается  Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 4 Финансовое планирование и прогнозирование). В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические  лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий. Различные  организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и  участников.

Так, финансовые ресурсы  в момент создания акционерных обществ  формируются за счет средств, поступивших  от размещения акций; товариществ и  кооперативов — от размещения паев; унитарных предприятий - за счет бюджетных  средств. Для хозяйственных обществ предусмотрена возможность привлечения финансовых ресурсов за счет размещения долговых ценных бумаг.

Организационно-правовая форма  влияет на особенности распределения  прибыли: у акционерных обществ  часть прибыли распределяется в  форме дивидендов между акционерами; прибыль унитарных предприятий  может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но и неналоговых  платежей (если собственником не принято  иное решение); в производственных кооперативах между членами распределяется часть  предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, как правило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерных обществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 15% размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников). Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода в неделимый фонд.

В целом финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи  следующие черты:

финансовые ресурсы находятся  в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

управление финансами  коммерческой организации ориентировано  на реализацию ее основной цели — получение  прибыли;

ограниченное по сравнению  с другими звеньями финансовой системы  государственное регулирование  финансов коммерческих организаций. Государственная  регламентация формирования и использования  финансовых ресурсов коммерческих организаций  связана с определением налоговых  обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования  бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный  заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные  кредиты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности управления финансами  коммерческих организаций

 

Управление финансами  коммерческой организации — это  процесс создания финансового механизма  организации ее финансовых отношений  с другими субъектами.

Он включает следующие  основные элементы:

  • финансовое планирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль.

1. Финансовое планирование. При разработке финансовых планов  коммерческой организации происходят  соизмерение намечаемых затрат  на осуществляемую деятельность  с имеющимися возможностями, определение  направлений эффективного вложения  капитала; выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения финансовых  ресурсов; оптимизация финансовых  взаимоотношений с контрагентами,  государством и т. д.; осуществляется  контроль за финансовым состоянием  предприятия. Необходимость финансового  планирования коммерческой организации  может быть вызвана не только  внутренней потребностью эффективного  управления финансовыми ресурсами,  но и внешней — желанием  кредиторов и инвесторов иметь  информацию о доходности предстоящих  вложений.

Для составления финансовых планов и прогнозов коммерческой организации применяются разнообразные  методы:

-нормативный,

-экономико-математического моделирования,

-дисконтирования и др.

Нормативный метод может  быть использован при оценке будущих  налоговых обязательств и размеров амортизационных отчислений. Оптимизация  источников финансовых ресурсов, оценка влияния разных факторов на возможный  их рост осуществляются с помощью  метода экономико-математического моделирования. При принятии решений долгосрочного характера используется метод дисконтирования, предусматривающий оценку предстоящей доходности вложений и влияния на нее инфляционных факторов.

Рыночная экономика характеризуется  неопределенностью, поэтому наиболее сложным при разработке финансовых планов и прогнозов коммерческой организации является оценка возможных  рисков. При управлении рисками необходимо их выявить, классифицировать, оценить  размер и влияние на принимаемые  решения, определить возможные меры по снижению риска (страхование, хеджирование, создание резервов, диверсификация). В  настоящее время существуют и  широко используются стандартные методики оценки рисков различных сфер деятельности и разработки механизмов их минимизации.

Спецификой финансового  планирования коммерческой организации  является отсутствие каких-либо обязательных форм финансовых планов и прогнозов. Требования к составу показателей  финансовых планов и прогнозов могут  быть определены: органами управления коммерческими организациями (например, собранием акционеров акционерного общества); органом, регулирующим рынок  ценных бумаг и определяющим состав информации, представляемой в эмиссионном  проспекте; кредитной организацией. При этом у различных кредитных  организаций формы технического обоснования кредитной заявки, в  которых отражаются прогнозные финансовые показатели, могут отличаться.

В настоящее время процесс  разработки финансовых планов и прогнозов  коммерческой организации принято  называть бюджетированием.

При бюджетировании разрабатываются  и увязываются между собой  финансовые планы:

-денежных доходов и расходов организации (финансовые планы предприятий традиционно разрабатывались в форме баланса доходов и расходов);

-активов и пассивов (прогноз бухгалтерского баланса, как правило, увязанный по срокам обязательств и вложений);

-денежных потоков (в условиях централизованно плановой экономики такие финансовые планы назывались кассовым планом, где отражаются поступления наличной выручки и предстоящие расходы в наличной форме, и платежным календарем (оценка предстоящих поступлений и платежей в безналичной форме)).

Баланс денежных доходов  и расходов как основной финансовый план коммерческой организации, как  правило, содержит четыре раздела:

-доходы;

-расходы;

-взаимоотношения с бюджетной системой;

-расчеты с кредитными организациями.

Прогнозы доходов и  расходов, активов и пассивов, а  также денежных потоков могут  содержаться в бизнес-плане коммерческой организации. Бизнес-план отражает стратегию  финансово-хозяйственной деятельности организации, на его основе кредиторы  и инвесторы принимают решение  о предоставлении ей средств. Финансовая часть бизнес-плана содержит следующие  расчеты: прогноз финансовых результатов; расчет потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования; модель дисконтированных денежных потоков; расчет порога рентабельности (точки безубыточности).

2. Оперативное управление. Большое значение для управления  финансами коммерческой организации  имеет анализ исполнения финансовых  планов и прогнозов. При этом  не всегда обязательным условием  является соответствие плановых  финансовых показателей фактическим.  Наибольшее значение для эффективного  управления имеет выявление причин  отклонения от плановых (прогнозных) показателей. Данные о фактическом  исполнении финансовых планов  анализируются не только специальными  подразделениями организации, но  и органами управления коммерческой  организации. 

Для принятия оперативных  управленческих решений по финансовым вопросам руководству организации  важно не только иметь финансовые планы и прогнозы, но и получать обширную информацию о состоянии  финансового рынка, финансовом состоянии  контрагентов по сделкам, возможном  изменении конъюнктуры рынка, налоговом  реформировании. В крупных организациях для сбора такой информации создаются  специальные аналитические центры. Коммерческая организация может  также покупать такую информацию — в частности, аналитические  обзоры по финансовым рынкам являются одной из услуг современных коммерческих банков. Услуги консультационного характера, влияющие на принятие финансовых решений, могут оказывать также аудиторские фирмы.

Коммерческие организации  прибегают к услугам управляющих  компаний и других участников рынка  ценных бумаг при размещении финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещении собственных ценных бумаг на рынке, осуществлении кассовых и срочных  сделок на различных сегментах финансового  рынка.

Кредитная организация, как  правило, выступает головной компанией  в финансово-промышленной группе, соответственно функции по управлению финансами  всех организаций, входящих в данную группу, в большей степени сосредоточены  у нее. Головная компания финансово-промышленной группы оптимизирует финансовые потоки между участниками, управляет рисками, определяет стратегию размещения финансовых ресурсов организаций, входящих в группу.

3. Финансовый контроль. Государственный  финансовый контроль за коммерческими организациями негосударственных форм собственности ограничен вопросами исполнения налоговых обязательств, а также использованием бюджетных средств, если коммерческая организация такие средства получает в рамках государственной помощи. Большое значение для эффективного управления финансами коммерческой организации имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, а также аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться специальными подразделениями, созданными в коммерческих организациях, осуществляющими проверки и анализ документов. Внутрихозяйственный  финансовый контроль происходит также  в процессе визирования руководителем  организации (руководителями подразделений) документов, оформляющих финансово-хозяйственные  сделки. Коммерческие организации, входящие в холдинги, ассоциации проверяются  головными («материнскими») компаниями, также имеющими в своем составе  специальные контрольные службы.

Для получения достоверной  информации о финансовом состоянии  коммерческой организации, выявления  имеющихся резервов ее руководство  может инициировать аудиторскую  проверку и обследование. Отдельные  виды деятельности, организационно-правовые формы, высокие показатели активов  и выручки от реализации продукции (работ, услуг), участие иностранного капитала требуют обязательного  аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности коммерческой организации. Таким образом, аудиторские проверки коммерческой организации могут носить как инициативный, так и обязательный характер.

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых  управленческих решений, а также  выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Таким образом, управление финансами  коммерческой организации включает элементы управления, аналогичные другим звеньям финансовой системы, но при  этом существует специфика финансового  планирования, оперативного управления и организации финансового контроля.

 

Органы управления финансами в коммерческих организациях

Управление финансами  в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это  собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

Органы управления финансами  в некоммерческих организациях. Состав органов управления финансами в  некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами  и видом деятельности. Кроме руководителей  таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий