Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1 Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь

2 Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и его использования.

3 Вопросы совершенствования выплат пособий населению в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Теория финансов -Фонд социальной защиты населения.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

   основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахо­ванным лицом и нанимателем;

   разработать методику расчета дотаций на санаторно-курортное лечение с учетом страхового стажа реципиентов и их реального вклада в систему со­циальных трансфертов.

На первом этапе актуарного моделирования необходимо определить исход­ные параметры будущего прогноза — основные макроэкономические и демо­графические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система должна обеспечивать участникам.

На следующем этапе устанавливаются основные показатели расходной части бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом рас­четы осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.

Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регули­рование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда [1, с. 46].

В связи с необходимостью пенсионного и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдель­ной когорты застрахованных в силовых ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застра­хованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при мак­роэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.

В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирова­ния, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учиты­вают главных принципов пенсионного страхования и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по ре­формированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].

Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и со­циальное страхование позволит размежевать распределительную и накопитель­ную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и пол­ностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника — зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элемен­тами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.

Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимате­лей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей деятельности стра­хователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен преду­сматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому стра­ховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за сред­ствами социального страхования со стороны страхователей. Необходимо также исключить произвольную, не учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное лечение и оздоровление [13].

ФСЗН может ежегодно устанавливать дифференцированный по типам оз­доровительных учреждений норматив страхового возмещения с учетом мини­мальной стоимости путевки и сроков санаторно-курортного лечения.

Эта методика дает возможность более справедливо использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых возмещений, а так­же расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных оздоровитель­ных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и со­циального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.

Таким образом, из средств государственного социального страхования выплачиваются следующие пособия и выплаты социального характера: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; по временной нетрудоспособности; пособие на погребение.

Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей числен­ности населения и другие факторы стали при­чиной кризисных явлений в системе пенси­онного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов ФСЗН на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страхо­вых платежей. Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан. Система социального страхова­ния также требует глубокой транс­формации, которая обусловлена не­обходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий. Для действия подлин­ного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страхов­щиком в лице фонда, страхователями и застрахованными. Значительным скрытым резер­вом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике, также было бы це­лесообразно начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Социальное страхование представляет собой систему отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. К основным признакам относятся: наличие риска случайного характера и страха его проявления; повторяемость и предсказуемость страховых событий; договорной характер отношений между страхователями и страховщи­ками и др. Основные принципы: личная ответственность; солидарность; организационное самоуправление; всеобщность; государственное регулирование. К важнейшим функциям относятся: защитная; компенсирующая; воспроизводственная; перераспределительная; стабилизирующая и др. В республике действуют три вида социального страхования: пенсионное и по временной нетрудоспособности; от безрабо­тицы; от производс­твенного травматизма и профзаболеваний. До 1990 г. в Беларуси со­циального страхования в полном его понимании не существовало. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В Республике Беларусь сохраняется низкий воз­раст выхода на пенсию. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионе­ров превысит 32%. Наряду с этим в пенсионной си­стеме Беларуси немало внутренних проблем, одной из которых являет­ся порядок предоставления досроч­ных пенсий.

2. Ключевым элементом системы социального страхования является Фонд социальной защиты населения. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. Главными задачами фонда являются: финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сбор страховых взносов и др. Функциями ФСЗН являются: методическая и организационная работа но установлению порядка платежей и размеров страховых взносов; контроль за поступлением и расходованием средств; координация работы структурных подразделений и др. Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимате­лей и граждан, от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам.

3. В современных условиях нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан. Система социального страхова­ния также требует глубокой транс­формации, которая обусловлена не­обходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий. Для действия подлин­ного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страхов­щиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обяза­тельствами фонда. Значительным скрытым резер­вом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике, также было бы це­лесообразно начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1          Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2009. – №7. – С. 42-46.

2          Алешкевич, И. Н. ФСЗН: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2010. – №1. – С. 63-66.

3          Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 8. – С. 21-23.

4          Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 7. –  С. 12-13.

5          Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. – 2010. –  № 5. –  С. 34-37.

6          Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. – 2008. –  № 5. –  С. 27-29.

7          Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в РБ //  Н. К. Громыко // Отдел кадров. – 2010. – № 8. - С. 84-97.

8          Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №173-з «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 10.12.2010.

9          Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ –  2008. – №20. - С. 18.

10      Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров. – 2008. – № 5. - С. 70-78.

11      Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. Уч. пос. – М.:АУП, 2010. – 320 с.

12      Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов/ Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2009. – 336 с.

13      Мировые тенденции в социальном страховании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 12.12.2010.

14      Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. – 2008. –  №3.- С. 21-42.

15      Об основах государственного соци­ального страхования: Закон Республики Бе­ларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 18.12.2010.

16      О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок [Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by

17      Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2009. - 542с.

18      Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2009. – 324 с.

19      Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2007. – 501 с.

20      Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития //Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 4. – С. 12-13.

21      Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2008. – 245 с.

22      Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 23.12.2010.

 


РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа 32 с., 1 формула, 2 рис., 22 источника.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ

 

Объект исследования – Фонд социальной защиты населения в системе социальной защиты Республики Беларусь.

Предмет исследования – тенденции и направления совершенствования социального страхования и порядка выплат пособий в Республике Беларусь.

Цель работы – раскрыть сущность и особенности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в системе социальной защиты населения и разработать направления совершенствования социального страхования и выплат пособий населению в стране.

Экономическая и социальная значимость: применение предложенных направлений совершенствования социального страхования и выплат пособий населению в стране позволит повысить эффективность системы социальной защиты и социального страхования, косвенно будет содействовать экономическому росту и росту благосостояния населения.

При выполнении работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает исследуемый объект, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

______________

 

 

32

Информация о работе Фонд социальной защиты населения