Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 20:55, курсовая работа
Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь.
Введение
1 Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь
2 Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и его использования.
3 Вопросы совершенствования выплат пособий населению в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахованным лицом и нанимателем;
разработать методику расчета дотаций на санаторно-курортное лечение с учетом страхового стажа реципиентов и их реального вклада в систему социальных трансфертов.
На первом этапе актуарного моделирования необходимо определить исходные параметры будущего прогноза — основные макроэкономические и демографические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система должна обеспечивать участникам.
На следующем этапе устанавливаются основные показатели расходной части бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом расчеты осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.
Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регулирование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда [1, с. 46].
В связи с необходимостью пенсионного и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдельной когорты застрахованных в силовых ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застрахованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при макроэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.
В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирования, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учитывают главных принципов пенсионного страхования и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по реформированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].
Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и социальное страхование позволит размежевать распределительную и накопительную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и полностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника — зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элементами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.
Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимателей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей деятельности страхователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен предусматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому страховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за средствами социального страхования со стороны страхователей. Необходимо также исключить произвольную, не учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное лечение и оздоровление [13].
ФСЗН может ежегодно устанавливать дифференцированный по типам оздоровительных учреждений норматив страхового возмещения с учетом минимальной стоимости путевки и сроков санаторно-курортного лечения.
Эта методика дает возможность более справедливо использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых возмещений, а также расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных оздоровительных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и социального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.
Таким образом, из средств государственного социального страхования выплачиваются следующие пособия и выплаты социального характера: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; по временной нетрудоспособности; пособие на погребение.
Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности населения и другие факторы стали причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов ФСЗН на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей. Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан. Система социального страхования также требует глубокой трансформации, которая обусловлена необходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий. Для действия подлинного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страховщиком в лице фонда, страхователями и застрахованными. Значительным скрытым резервом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике, также было бы целесообразно начать постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Социальное страхование представляет собой систему отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. К основным признакам относятся: наличие риска случайного характера и страха его проявления; повторяемость и предсказуемость страховых событий; договорной характер отношений между страхователями и страховщиками и др. Основные принципы: личная ответственность; солидарность; организационное самоуправление; всеобщность; государственное регулирование. К важнейшим функциям относятся: защитная; компенсирующая; воспроизводственная; перераспределительная; стабилизирующая и др. В республике действуют три вида социального страхования: пенсионное и по временной нетрудоспособности; от безработицы; от производственного травматизма и профзаболеваний. До 1990 г. в Беларуси социального страхования в полном его понимании не существовало. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%. Наряду с этим в пенсионной системе Беларуси немало внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления досрочных пенсий.
2. Ключевым элементом системы социального страхования является Фонд социальной защиты населения. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. Главными задачами фонда являются: финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сбор страховых взносов и др. Функциями ФСЗН являются: методическая и организационная работа но установлению порядка платежей и размеров страховых взносов; контроль за поступлением и расходованием средств; координация работы структурных подразделений и др. Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам.
3. В современных условиях нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан. Система социального страхования также требует глубокой трансформации, которая обусловлена необходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий. Для действия подлинного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страховщиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами фонда. Значительным скрытым резервом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике, также было бы целесообразно начать постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе.
1 Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2009. – №7. – С. 42-46.
2 Алешкевич, И. Н. ФСЗН: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2010. – №1. – С. 63-66.
3 Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 8. – С. 21-23.
4 Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 7. – С. 12-13.
5 Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. – 2010. – № 5. – С. 34-37.
6 Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. – 2008. – № 5. – С. 27-29.
7 Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в РБ // Н. К. Громыко // Отдел кадров. – 2010. – № 8. - С. 84-97.
8 Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №173-з «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 10.12.2010.
9 Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ – 2008. – №20. - С. 18.
10 Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров. – 2008. – № 5. - С. 70-78.
11 Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. Уч. пос. – М.:АУП, 2010. – 320 с.
12 Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов/ Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2009. – 336 с.
13 Мировые тенденции в социальном страховании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 12.12.2010.
14 Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. – 2008. – №3.- С. 21-42.
15 Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 18.12.2010.
16 О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок [Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by
17 Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2009. - 542с.
18 Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2009. – 324 с.
19 Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2007. – 501 с.
20 Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития //Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 4. – С. 12-13.
21 Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2008. – 245 с.
22 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 23.12.2010.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 32 с., 1 формула, 2 рис., 22 источника.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ
Объект исследования – Фонд социальной защиты населения в системе социальной защиты Республики Беларусь.
Предмет исследования – тенденции и направления совершенствования социального страхования и порядка выплат пособий в Республике Беларусь.
Цель работы – раскрыть сущность и особенности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в системе социальной защиты населения и разработать направления совершенствования социального страхования и выплат пособий населению в стране.
Экономическая и социальная значимость: применение предложенных направлений совершенствования социального страхования и выплат пособий населению в стране позволит повысить эффективность системы социальной защиты и социального страхования, косвенно будет содействовать экономическому росту и росту благосостояния населения.
При выполнении работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает исследуемый объект, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________
32