Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1 Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь

2 Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и его использования.

3 Вопросы совершенствования выплат пособий населению в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Теория финансов -Фонд социальной защиты населения.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

Пособия по временной нетрудоспособности при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, в связи с заболеванием, травмой, причинами которых явилось употребление алкоголя, в случае нарушения режима, если временная нетрудоспособность наступила в период прогула, в случае назначения недополученного пособия в связи со смертью получателя его членам семьи, а также в связи с травмой назначаются комиссией по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, которая создается плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд. Указанной комиссией принимается решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности работникам производится в дни, установленные для выплаты заработной платы.  Индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, творческим работникам, частным нотариусам, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, пособие по временной нетрудоспособности  назначается органами Фонда по месту их регистрации в качестве плательщиков обязательных страховых взносов и выплачивается в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд. Если суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, органами Фонда производится дотация средств на его выплату в установленном порядке.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности.

Выплата пособия на погребение за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты производится в случае смерти:

- лиц, подлежавших на день смерти обязательному государственному социальному страхованию либо уплачивавших обязательные страховые взносы в Фонд самостоятельно в порядке, установленном законодательством (далее – застрахованные);

- пенсионеров, получавших пенсию за счет средств государственного социального страхования (далее – пенсионеры);

- безработных, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов населения в установленном порядке (далее – безработные);

- детей застрахованных, пенсионеров и безработных, не достигших 18-летнего возраста (учащихся – 23-летнего возраста) [22].

Пособие (материальная помощь) на погребение в случае смерти застрахованных, пенсионеров, безработных выплачивается физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего. В случае смерти детей застрахованных пособие на погребение выплачивается одному из родителей (усыновителей), опекуну (попечителю).

Юридическим лицам, взявшим на себя организацию погребения, а также гражданам, получившим гарантированный перечень услуг по погребению, пособие на погребение не выплачивается.

Пособие на погребение в случае смерти застрахованных из числа лиц, подлежавших обязательному государственному социальному страхованию, выплачивается плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее - плательщик) по месту работы умершего. Пособие на погребение в случае смерти их детей выплачивается по месту работы одного из родителей (усыновителей), опекуна (попечителя).

Обращение за пособием (материальной помощью) на погребение может осуществляться в течение 6 месяцев после возникновения права на него.

Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Увеличение абсолютной численности пен­сионеров, их удельного веса в общей числен­ности населения и другие факторы стали при­чиной кризисных явлений в системе пенси­онного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населе­ния на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страхо­вых платежей.

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного перио­да слабо влияет на размер получаемой пенсии.

В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами тру­да, усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания пред­посылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повы­шения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на пер­сональный характер социального страхования. Он регламентирован за­коном Республики Беларусь от 6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персо­нифицированном) учете в системе государственного социального стра­хования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов и дополнительных пенсий, формируе­мых по накопительному принципу.

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого ра­ботающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работни­ка, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может рабо­тать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, стра­ховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, об­легчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН [4, с. 12].

Однако качественную оценку возмож­ностей пенсионной системы нельзя делать без учета демогра­фической ситуации.

Так как наша пенсион­ная система является распредели­тельной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов ра­ботающих и их работо­дателей. Основное уравнение системы, рассчитанное по формуле 1 имеет вид:

                                                (1)

где m - тариф взносов на пенсионное страхо­вание,

-средняя за­работная плата по стра­не, на которую начис­ляются  страховые взносы,  

Р - количество работаю­щих и уплачивающих страховые взносы;

к - коэффициент замеще­ния,

П - количество пен­сионеров.

Значит, к — , т.е. коэффициент замещения (что больше все­го интересует пенсионера) равен тарифу страховых взносов, ум­ноженному на соотношение между количеством пла­тельщиков взносов и числом пен­сионеров. Следовательно, на раз­мер пенсии решающее влияние оказывают два фактора: тариф страховых взносов и соотноше­ние численности плательщиков страховых взносов и пенсионе­ров. Демографическая ситуация в республике складывается так, что это соотношение достигло недо­пустимо низкой величины и про­должает уменьшаться. По данно­му критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире.

В Республике Беларусь сохраняется низкий воз­раст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекис­тан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионе­ров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособно­го возрастов будет ухудшаться и дальше [8, с. 18].

Возникает проблема – как в дан­ных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замеще­ния? Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе невоз­можно. Выход один – улучшать со­отношение количества платель­щиков страховых взносов и полу­чателей пенсий.

Наряду с этим в пенсионной си­стеме Беларуси немало внутренних проблем, одной из которых являет­ся порядок предоставления досроч­ных пенсий.

Расточительность нашей пен­сионной системы связана также с тем, что законодательством пре­дусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уп­латы страховых взносов (с начис­лением пенсии за эти годы). К ним относятся: служба в армии; учеба в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению ква­лификации, в аспирантуре, клини­ческой ординатуре и т.д. В совер­шенных пенсионных системах за указанные периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет соот­ветствующих страховых фондов и др.

Одним из основных принципов пенсионной сис­темы является солидар­ность. Однако у нас этот принцип давно перерос в гипертрофированный перераспределительный эффект.

К числу проблем пенсионной системы относится также наличие льготных страховых тарифов. Такой подход нарушает главный принцип социального страхова­ния – зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и де­лает ее несправедливой. В мировой практике подход иной – тариф на пенсионное страхование оди­наков для всех застрахованных.

Настоящим бедствием пенсион­ной системы (как, впрочем, и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых денег идут на финансирования проблем республиканского бюджета. Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казна­чейства Министер­ства финансов. Система стала не­прозрачной и, следовательно, воз­можности для нецелевого исполь­зования средств социального страхования еще более расшири­лись [3, с. 63].

Аналогичная ситуация наблю­дается и в системе страхования от безработицы. Она усугубилась, когда Государ­ственный фонд содействия заня­тости решением правительства был преобразован из страхового внебюджетного фонда в бюджет­ный.

В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансово­го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин­ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива­цию страховых признаков системы.

Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным услови­ям, которая должна обеспечивать [1, с.42]:

        сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием пос­леднего; 

        равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

        возвратность пенсионных и других стра­ховых платежей по замкнутой траектории;

        индивидуальный учет не только уплачен­ных взносов, но и полученных страховых выплат;

        целевое использование страховых взно­сов на выплату пенсий;

        эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

        консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахо­ванных;

        увеличение страховых выплат в накопи­тельном звене за счет полученных инвести­ционных доходов;

        прямую зависимость размера пенсии от тру­дового (страхового) вклада застрахованных лиц;

        адекватность величины пенсии совре­менным условиям — сохранение ее покупа­тельной способности в течение всего перио­да получения путем индексации пенсионно­го капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки пришла система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Данные персонифицированного учета также будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [6, с. 28].

Информация о работе Фонд социальной защиты населения