Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить роль социального страхования в современной системе экономики России. Главные задачи данной работы: изучить сущность социального страхования РФ; рассмотреть деятельность и функционирование Фонда социального страхования; обозначить проблемы и направления развития системы социального страхования в России. Для изучения данной темы будут использованы российские законы, книги, статьи таких авторов как Агапцов С.А., Артемов Н.М., Филина Ф.Н., Роик В.Ю., Седова М.Л., Фоминых А.А., Гречко В. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость социальной защиты населения 5
1.1 Понятие системы социальной защиты населения, этапы ее становления в РФ 5
1.2 Организационно-правовые основы системы социальной защиты населения…………………………………………………………………………..8
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования РФ и его роль в обеспечении социальной защиты населения 13
2.1 Формирование средств Фонда социального страхования, их расходование и единый социальный налог 13
2.2 Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда социального страхования 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ 23
3.1 Проблемы развития системы социальной защиты населения 23
3.2 Совершенствование системы социальной защиты населения 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Сохранение трудового мира обеспечивается путем заключения коллективных договоров. Система договоров четко структурирована на трех уровнях:
1) рекомендации на национальном уровне (в России ему соответствует Генеральное соглашение);
2) соглашение между ассоциациями предпринимателей и правительством (попытки формирования подобной системы взаимоотношений были предприняты в рамках работы Торгово-промышленной палаты РФ);
3)
конкретные договора отдельных
компаний и местных (
В компетенцию коллективных
Профсоюзы агрессивно пытались
добиться от правительства
По мнению многих специалистов, оптимальным было бы восстановление трехсторонней комиссии на основе взаимовыгодного сотрудничества всех ее участников19. Если не вдаваться в политические амбиции, то из ее работы каждая из сторон сможет извлечь реальную пользу:
профсоюзы - усилить свое влияние
на политику в социальной
правительство - усилить свои позиции путем принятия той же социальной программы, тем самым подняв свой рейтинг у населения;
предприниматели - лишний раз
получить несколько очков
В
России в силу хорошо известных особенностей
её социально-экономической
Это
формирование на протяжении последних
15 лет оказалось
В настоящее время, по мнению авторитетных представителей экспертного сообщества, многих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, руководителей профсоюзных организаций и предпринимательских объединений, реформы в области социальной защиты населения зашли в тупик. Самую серьезную критику вызывают такие осуществленные уже в годы нового столетия шаги, как отказ от страхования безработицы, введение ЕСН, а также его последующее резкое снижение. Эти меры спровоцировали крупномасштабный и нарастающий дефицит государственных внебюджетных страховых фондов, а также утрату последними свойств, необходимых для функционирования в рыночной экономике (финансовой устойчивости, самодостаточности и автономности от бюджетов всех уровней). Налицо и общая недостаточность страховых финансовых ресурсов – всего 8% ВВП, что вдвое – втрое меньше уровня, необходимого для обеспечения хотя бы простого воспроизводства народонаселения (в странах Евросоюза средняя величина соотвествующих ресурсов составляет 18% ВВП, а в ФРГ, Франции и Италии на социальное страхование направляется четверть ВВП)20.
Отсутствие
тщательного проработанных
В
описанных обстоятельствах
В
соответствии с этим предстоит, в
частности, решить серьезные задачи
в области подготовки кадров для
государственных и
Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Фонд
социального страхования
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о нем. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Все функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды возложены на налоговые органы, в том числе и по взысканию сумм недоимки, пени и штрафов.
Они же осуществляют и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев). Зачисление данных сумм должно производиться в бюджеты соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов.
Шкала ставок единого социального налога, установленная ст. 241 Налогового кодекса РФ, является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. ЕСН взимается по процентным налоговым ставкам.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования.
Необходимо
разработать среднесрочную
В России со значительным государственным сектором, в результате сохранения за государством в течение длительного времени важнейших рычагов экономического регулирования наибольшее развитие получила практика фискального перераспределения доходов, составной частью которой являются проходящие еще с начала века переговоры профсоюзов и предпринимателей. По мнению многих специалистов, оптимальным было бы восстановление трехсторонней комиссии на основе взаимовыгодного сотрудничества всех ее участников.
Стоит
необходимость радикальной модернизации
действующей системы социальной защиты,
причем выходом здесь может быть именно
формирование современной системы обязательного
социального страхования (по предложенным
алгоритмам), увязанное с изменением политики
заработной платы. В соответствии с этим
предстоит, в частности, решить серьезные
задачи в области подготовки кадров для
государственных и муниципальных органов
управления и непосредственно для предприятий.