Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль социального страхования в современной системе экономики России. Главные задачи данной работы: изучить сущность социального страхования РФ; рассмотреть деятельность и функционирование Фонда социального страхования; обозначить проблемы и направления развития системы социального страхования в России. Для изучения данной темы будут использованы российские законы, книги, статьи таких авторов как Агапцов С.А., Артемов Н.М., Филина Ф.Н., Роик В.Ю., Седова М.Л., Фоминых А.А., Гречко В. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость социальной защиты населения 5
1.1 Понятие системы социальной защиты населения, этапы ее становления в РФ 5
1.2 Организационно-правовые основы системы социальной защиты населения…………………………………………………………………………..8
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования РФ и его роль в обеспечении социальной защиты населения 13
2.1 Формирование средств Фонда социального страхования, их расходование и единый социальный налог 13
2.2 Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда социального страхования 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ 23
3.1 Проблемы развития системы социальной защиты населения 23
3.2 Совершенствование системы социальной защиты населения 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Сохранение  трудового мира обеспечивается путем заключения коллективных договоров. Система договоров четко структурирована на трех уровнях:

     1) рекомендации на национальном  уровне (в России ему соответствует  Генеральное соглашение);

      2)  соглашение между ассоциациями  предпринимателей и правительством  (попытки формирования подобной системы взаимоотношений были предприняты в рамках работы Торгово-промышленной палаты РФ);

     3) конкретные договора отдельных  компаний и местных (отраслевых)  профсоюзов (аналогом является договор  между компанией Росуголь и независимым профсоюзом угольщиков).

       В компетенцию коллективных договоров  входят вопросы посредничества  при рассмотрении трудовых конфликтов, отработка трудового законодательства, вопросы оплаты, страхования, дисциплины  на производстве, собственности и акционирования, образования целевых фондов как из бюджетных средств, так и финансируемых из прибыли предприятий. Однако в условиях России 1993 года сделать аналогичную систему не удалось. Она более напоминала “Лебедя рака и щуку” из известной басни18.

       Профсоюзы агрессивно пытались  добиться от правительства увеличения  ассигнований на социальные нужды.  Правительство, в свою очередь,  не располагая необходимыми финансовыми  средствами, всеми силами старалось  сгладить ситуацию, предлагая поэтапные меры стабилизации положения с выплатами пособий и пенсий, а также их постепенного увеличения. Итогом работы комиссии стало летне-осеннее выступление профсоюзов, которое, несмотря на широкий общественный резонанс, никакого экономического эффекта не имело. Оно привело лишь к тому, что Совет Министров ужесточил свою позицию по отношению к Федерации независимых профсоюзов, что сделало дальнейшую работу трехсторонней комиссии неэффективной и фактически похоронило ее как экономический рычаг воздействия на политику правительства в социальной сфере.

     По  мнению многих специалистов, оптимальным было бы восстановление трехсторонней комиссии на основе взаимовыгодного сотрудничества всех ее участников19. Если не вдаваться в политические амбиции, то из ее работы каждая из сторон сможет извлечь реальную пользу:

       профсоюзы - усилить свое влияние  на политику в социальной сфере  и добиться принятия реалистичной  социальной программы;

       правительство - усилить свои  позиции путем принятия той  же социальной программы,  тем  самым подняв свой рейтинг у населения;

       предприниматели - лишний раз  получить несколько очков рейтинга  у своих западных партнеров,  продемонстрировав стремление к  цивилизованному ведению бизнеса,  а также успокоить трудовые  коллективы, показав им, что регулярная  выплата заработной платы и гарантии в социальной сфере не только сладкие воспоминания советской эпохи, но реальность нашего постсоциалистического  настоящего и будущего.

     В России в силу хорошо известных особенностей её социально-экономической эволюции в ХХ столетии социальное страхование играло второстепенную роль; однако системные преобразования заключительного десятилетия истекшего века предопределили императивность формирования данного института в его классических характеристиках, с созданием всех соотвествующих экономических, организационных и правовых механизмов.

     Это формирование на протяжении последних 15 лет оказалось непоследовательным и противоречивым. В первой половине 90-х годов был сделан подробно охарактеризованный выше принципиально  важный шаг в направлении создания современной системы соцстрахования, что во многом обеспечило социальное «демпфирование» процессов смены общественного строя. Далее, однако, начались «откаты» назад, также описанные выше.

     В настоящее время, по мнению авторитетных представителей экспертного сообщества, многих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, руководителей профсоюзных организаций и предпринимательских объединений, реформы в области социальной защиты населения зашли в тупик. Самую серьезную критику вызывают такие осуществленные уже в годы нового столетия шаги, как отказ от страхования безработицы, введение ЕСН, а также его последующее резкое снижение. Эти меры спровоцировали крупномасштабный и нарастающий дефицит государственных внебюджетных страховых фондов, а также утрату последними свойств, необходимых для функционирования в рыночной экономике (финансовой устойчивости, самодостаточности и автономности от бюджетов всех уровней). Налицо и общая недостаточность страховых финансовых ресурсов – всего 8% ВВП, что вдвое – втрое меньше уровня, необходимого для обеспечения хотя бы простого воспроизводства народонаселения (в странах Евросоюза средняя величина соотвествующих ресурсов составляет 18% ВВП, а в ФРГ, Франции и Италии на социальное страхование направляется четверть ВВП)20.

     Отсутствие  тщательного проработанных концептуальных подходов к развитию экономики и  социальной сферы России оказало  пагубное воздействие на качество государственной политики доходов и социальной защиты населения. Из сферы социального страхования исключены значительные страты, в том числе работники малого бизнеса и агросферы; почти четверть трудоспособного населения страны не может рассчитывать на получение пенсий по соответствующему виду страхования.

     В описанных обстоятельствах очевидна абсолютная, настоятельная необходимость радикальной модернизации действующей системы социальной защиты, причем выходом здесь может быть именно формирование современной системы обязательного социального страхования (по предложенным алгоритмам), увязанное с изменением политики заработной платы.

     В соответствии с этим предстоит, в  частности, решить серьезные задачи в области подготовки кадров для  государственных и муниципальных  органов управления и непосредственно для предприятий.

 

Заключение

 

     Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации является одним из четырех  государственных внебюджетных фондов, в число которых входят также  Государственный фонд занятости  РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

     Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных в Положении о нем. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

     Все функции по контролю за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды возложены на налоговые органы, в том числе и по взысканию сумм недоимки, пени и штрафов.

     Они же осуществляют и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев). Зачисление данных сумм должно производиться в бюджеты соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов.

     Шкала ставок единого социального налога, установленная ст. 241 Налогового кодекса РФ, является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. ЕСН взимается по процентным налоговым ставкам.

     Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

     Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования.

     Необходимо  разработать среднесрочную программу  мер (например, на 3 - 5 лет) с целью  завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования  в России в увязке ее с реформами  в системе заработной платы и  налоговой системе.

     В России со значительным государственным сектором, в результате сохранения за государством в течение длительного времени важнейших рычагов экономического регулирования наибольшее развитие получила практика фискального перераспределения доходов, составной частью которой являются проходящие еще с начала века переговоры профсоюзов и предпринимателей. По мнению многих специалистов, оптимальным было бы восстановление трехсторонней комиссии на основе взаимовыгодного сотрудничества всех ее участников.

     Стоит необходимость радикальной модернизации действующей системы социальной защиты, причем выходом здесь может быть именно формирование современной системы обязательного социального страхования (по предложенным алгоритмам), увязанное с изменением политики заработной платы. В соответствии с этим предстоит, в частности, решить серьезные задачи в области подготовки кадров для государственных и муниципальных органов управления и непосредственно для предприятий. 
 
 
 

 

Список использованной литературы

 
  1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  5. Постановление Правительства РФ от «О Фонде социального страхования Российской Федерации» 12 февраля 1994 г. № 101.
  6. Агапцов С.А. Актуальные вопросы законодательного обеспечивается доходов государственных фондов / С.А. Агапцов, Е.Ю. Романов. – М.: Финансовый контроль, 2006.
  7. Артемов Н.М. Финансовое право: Вопросы и ответы / Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина. – М.: Юриспруденция, 2007.
  8. Алексеева О.П. История доверия в недоверительные времена / О.П. Алексеева. – М.: Эксмо, 2007.
  9. Павлюченко В.Г. Социальное страхование / В.Г. Павлюченко. – М.: Дашков И К, 2007.
  10. Филина Ф.Н. Взносы на обязательное страхование: исчисление, уплата, отчетность / Ф.Н. Филина. – М.: Гроссмедия, 2007. 
  11. Гейц И.В. Пособия и иные расходы из средств социального страхования. – М., 2005.
  12. Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА, 2007.
  13. Роик В.Ю. Становление системы социального страхования в России: достигнутые рубежи, ключевые проблемы и пути их решения // российский экономический журнал. – 2007. – №1-2, №3.
  14. Восковский А. Пособия на законном основании // Экономика и жизнь. – 2007. – №2.
  15. Сапожков А.В. Реформа единого социального налога: «за» и «против» // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2007. – №2.
  16. Фоминых А.А. Для человека труда // Вестник государственного социального страхования. – 2007. – №6.
  17. Корелова Н.Г. Новые законы повышают уровень социальной защиты граждан // Вестник государственного социального страхования. – 2007. – №4.
  18. Гречко В. Как в России будут учить и учиться завтра // Вестник государственного социального страхования. – 2006. – №4.
  19. Захаров Д.В. Социальный страховой риск. Социальное страхование. Социальное обеспечение //  Вестник государственного социального страхования. – 2005. – №2.
  20. Роик В.Д. Основы социального страхования. – М.: Анкил, 2005.
  21. Грачева Е.Ю. Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко – М.: ТК Велби, 2007.
  22. ИА REGNUM Фонд социального страхования. – 2007 // www.regnum.ru
  23. www.fss.ru – Официальный сайт Фонда социального страхования Российской федерации.
  24. www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы. 
  25. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения