Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль социального страхования в современной системе экономики России. Главные задачи данной работы: изучить сущность социального страхования РФ; рассмотреть деятельность и функционирование Фонда социального страхования; обозначить проблемы и направления развития системы социального страхования в России. Для изучения данной темы будут использованы российские законы, книги, статьи таких авторов как Агапцов С.А., Артемов Н.М., Филина Ф.Н., Роик В.Ю., Седова М.Л., Фоминых А.А., Гречко В. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость социальной защиты населения 5
1.1 Понятие системы социальной защиты населения, этапы ее становления в РФ 5
1.2 Организационно-правовые основы системы социальной защиты населения…………………………………………………………………………..8
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования РФ и его роль в обеспечении социальной защиты населения 13
2.1 Формирование средств Фонда социального страхования, их расходование и единый социальный налог 13
2.2 Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда социального страхования 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ 23
3.1 Проблемы развития системы социальной защиты населения 23
3.2 Совершенствование системы социальной защиты населения 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Платеж  в ФСС = Налог - Расходы7 

     Уплата  налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

     Разница между суммой налога, исчисленной  исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом8.

     Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (доплата по годовому расчету). Налоговая декларация подается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом9.

     В случае если по годовому расчету образуется отрицательная разница (исчисленная сумма налога за год меньше уплаченной суммы налога), то она подлежит либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

     В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

     Начиная с 1 января 2005 года для индивидуальных предпринимателей, прекращающих свою деятельность в таком качестве, установлено специальное правило по уплате налога и сдаче налоговой декларации.

     Так, если индивидуальный предприниматель  прекращает свою деятельность до конца налогового периода, то он обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно10.

     При этом разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

2.2 Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда социального страхования

 

     Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию11.

     Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении  застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

     Рассмотрение спорных  вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

     Уплата  страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.

     Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией.

     Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

     Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией.

     Работодатели и  банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством. Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

     При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке12.

     Все споры между  работодателями, иными плательщиками  страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

     В случае нехватки в финансовой системе  обязательного социального страхования  денежных средств для обеспечения  выплат социальных пособий, оплаты санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах социального обеспечения выплаты по обязательному социальному страхованию13.

     Вложение  временно свободных денежных средств  обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

                                                                                                                       

Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения

3.1 Проблемы развития системы социальной защиты населения в РФ

      Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения14.

      Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной  уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

      Приходится  констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям. Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной)15.

      Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически  связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и  состоянием рынка труда, демографическим  положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

      Именно  поэтому необходимо разработать  среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в  ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков)16.

      Много серьезных вопросов в этой связи  предстоит решить законодателям, и  прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование  законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

3.2 Совершенствование системы социальной защиты населения в РФ

 

     В 1993 году в РФ была предпринята попытка  создания трехсторонней комиссии, аналогичной  тем, что существуют в развитых западных странах, например, в Швеции. В России со значительным государственным сектором, в результате сохранения за государством в течение длительного времени важнейших рычагов экономического регулирования наибольшее развитие получила практика фискального перераспределения доходов, составной частью которой являются проходящие еще с начала века переговоры профсоюзов и предпринимателей (в том числе государственных предприятий)17. Сегодня взаимоотношения сторон определяются заключенным еще в 1938 году Сальтшебаденским соглашением. Крупнейшие представители сторон - Центральное объединение профсоюзов Швеции и Объединение предпринимателей Швеции - настолько сильны, что в состоянии достичь соглашения о зарплате и других условиях труда самостоятельно.  Поэтому роль правительства при этом ограничивается консультациями по важнейшим вопросам и иногда арбитражными функциями.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения