Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль социального страхования в современной системе экономики России. Главные задачи данной работы: изучить сущность социального страхования РФ; рассмотреть деятельность и функционирование Фонда социального страхования; обозначить проблемы и направления развития системы социального страхования в России. Для изучения данной темы будут использованы российские законы, книги, статьи таких авторов как Агапцов С.А., Артемов Н.М., Филина Ф.Н., Роик В.Ю., Седова М.Л., Фоминых А.А., Гречко В. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость социальной защиты населения 5
1.1 Понятие системы социальной защиты населения, этапы ее становления в РФ 5
1.2 Организационно-правовые основы системы социальной защиты населения…………………………………………………………………………..8
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования РФ и его роль в обеспечении социальной защиты населения 13
2.1 Формирование средств Фонда социального страхования, их расходование и единый социальный налог 13
2.2 Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда социального страхования 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ 23
3.1 Проблемы развития системы социальной защиты населения 23
3.2 Совершенствование системы социальной защиты населения 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное общеобразовательное  учреждение высшего профессионального  образования  «Финансовая академия при Правительстве РФ» 

Факультет налогов и налогообложения 

Кафедра «Финансы» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

на  тему:

 Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения. 
 
 
 

Выполнила: 
 
 
 

Москва - 2009

 

План 

 

Введение

 

     В п. 1 статьи 143 БК РФ приводится следующее  определение понятия «государственный внебюджетный фонд»: это государственные  денежные фонды, находящиеся на самостоятельном бюджетном регулировании и не входящие в состав бюджета какого-либо уровня бюджетной системы (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета). Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.

     В целях реализации конституционного права человека и гражданина на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении, создан Фонд социального страхования Российской Федерации. Правовой статус, порядок создания и ликвидации регламентированы в Законе об основах обязательного социального страхования, в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на уровне постановления Правительства РФ о фонде социального страхования.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации является одним из четырех  государственных внебюджетных фондов, в число которых входят также Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.

     Цель  курсовой работы – изучить роль социального страхования в современной  системе экономики России. Главные задачи данной работы: изучить сущность социального страхования РФ; рассмотреть деятельность и функционирование Фонда социального страхования; обозначить проблемы и направления развития системы социального страхования в России. Для изучения данной темы будут использованы российские законы, книги, статьи таких авторов как Агапцов С.А., Артемов Н.М., Филина Ф.Н., Роик В.Ю., Седова М.Л., Фоминых А.А., Гречко В. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Сущность и необходимость социальной защиты населения

1.1 Понятие системы социальной защиты населения, этапы ее становления

 

      Социальная  защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретени.

      В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

      1) социал-демократической ориентации  с высокой ролью государства  в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

      2) неолиберальная – с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы.

      В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

    • государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
    • частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

      Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

      Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

      Основные  формы социальной защиты:

    • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
    • регулирование доходов и расходов населения;
    • социальное страхование;
    • социальное вспомоществование;
    • социальные услуги;
    • целевые социальные программы.

      Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

    • поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
    • заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
    • патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

      Политически ангажированная поощрительность, в  совокупности с патернализмом, привела  к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных  льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

    • доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
    • реформирования пенсионной системы;
    • упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
    • соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;
    • создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;
    • воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

      Модернизация  политики льгот, а именно так следует  рассматривать эту проблему, требует  концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и  политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

1.2 Организационно –  правовые основы  системы социальной  защиты населения

 

    В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

    Глава 1 Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение  основ государства. Особенно выделим  статью 7, которая гласит:

1. Российская  федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В  Российской Федерации охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается

 гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается

 государственная  поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан, развивается  система социальных служб, устанавливаются  государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовым  инструментом реализации социальной роли государства являются

конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь

обязательный  на всей территории страны минимум  социальных гарантий. Каждый субъект  РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.

Глава 2 Конституции РФ – «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.

    Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, его роль в системе социальной защиты населения