Фонд социального страхования и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы

Содержание

1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования………………………………………………………………..
1.1Правовое положение Фонда социального страхования……………..
1.2Становление и особенности функционирования ФСС РФ………….
1.3Формирование,цели,задачи и структура ФСС РФ…………………..
1.4 Управление ФСС РФ…………………………………………………….
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования
2.1 Анализ расходов Фонда и анализ ее изменения
2.2 Анализ показателей текущей работы Фонда
3. Перспективы развития Фонда социального страхования
3.1 Проблемы социального страхования
3.2 Перспективы развитие Фонда социального страхования РФ
3.3 Зарубежный опыт

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

      Законодательно  не утверждены порядок, процедуры, источники  финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий.

      Следующей проблемой можно назвать недостаточное  обоснование уровня социальных выплат. По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца, уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено  Конвенцией Международной организации  труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза. Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель — 40%, а в ЕС — 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.

      Еще одной проблемой является неблагоприятные  демографические тенденции, которые  связаны с сокращением доли населения  в трудоспособном возрасте.

      Реформирование  системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.

      Реализация  указанных принципов потребует  осуществление целого комплекса  мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных  условий для эффективного функционирования системы ОСС. Соответственно, Правительству  Российской Федерации потребуется  сосредоточить усилия на следующих  направлениях:

1) проведении  анализа законодательной и нормативной  правовой базы (федеральной и  региональной) в сфере ОСС, ведомственных  актов, регулирующих вопросы социального  страхования;

2) ревизии перечня  выплат и расходов, осуществляемых  в системе ОСС, и подготовке  предложений по установлению  четких границ для страховых  и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования  для каждого их вида;

3) осуществлении  мер, направленных на приведение  порядка, условий и размеров  страхового обеспечения в соответствие  с социально-экономическим положением  страны;

4) определении  потребности системы ОСС в  финансовых средствах;

5) изменении  законодательства о внебюджетных  государственных социальных фондах, о системе управления системой  и ресурсами социального страхования,  об обеспечении паритетности  участия представителей субъектов  ОСС в органах управления системы  ОСС;

6) создании условий  для привлечения частных страховых  компаний к системам ОСС и  Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

      Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности  администрирования расходов, предназначенных  для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной  перспективе следует создать  единую информационную базу по всем видам  ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального  номера и выдачи персональных карточек социального страхования.

      Введение  персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев  получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему  социальной защиты более адресной.

      В этом контексте можно рассмотреть  возможность организационного объединения  всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность  территориальных фондов ОМС. Данное решение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет снизить уровень  административных расходов, с другой — возникает проблема обеспечения  финансовой устойчивости единого фонда  и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные  цели.

      Следует также иметь в виду, что решение  об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными  изменениями в действующем законодательстве.

      В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального  страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня  можно говорить только о модели социального  страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования. 

3.2. Перспективы развитие Фонда социального страхования РФ

     Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть  у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путей принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены.

     Современное общество все настойчивее требует  обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население  в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

     Происходящие  в стране экономические преобразования, вызванные переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие  перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

     Анализ  современного положения дел в  сфере социальной защиты приводит к  выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено  преимущественно неэффективным  использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости  оказания социальных услуг и успешно  заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием[15, с.55-57]. 

     Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие "переходного" периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в нем широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования «остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения».

     В социальной защите выделяются два основных вида:

-     социальная помощь, предназначенная    для избирательной и адресной    поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;

- социальное страхование, ориентированное на социально активное население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.

      Социальное  страхование трудового населения  не только как нельзя лучше вписывается  в рыночные отношения, но и способно принести экономической сфере определенную помощь и выгоду.

Деятельность   системы социального страхования  в  первую   очередь адресована   группам   трудозанятого населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие «человеческого капитала» и в итоге способствуют стабилизации общества.

     Реформирование  системы социального страхования    должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты должна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальной ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных сенмей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности[14, с.203-205].

     При переходе России к более совершенной системе социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в рантах социальной помощи. Для этого необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и является социальное страхование.

Социальная           политика    должна    строиться    в    соответствии    с   базовыми    Конвенциями   МОТ,   а  также с национальными особенностями понимания целей и задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность, наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности населения.

     Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и анализировалась система социального страхования, оказываются тесно взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются там основой системы социальной защиты.

     В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена[7, с.58].

Здесь необходима тщательная проработка нормативных  актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата; взносов  в фонд - одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения  как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

     Данная  ситуация создается из-за высоких  ставок отчислений в фонды, естественно  предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и  объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В-третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития