Фонд социального страхования и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы

Содержание

1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования………………………………………………………………..
1.1Правовое положение Фонда социального страхования……………..
1.2Становление и особенности функционирования ФСС РФ………….
1.3Формирование,цели,задачи и структура ФСС РФ…………………..
1.4 Управление ФСС РФ…………………………………………………….
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования
2.1 Анализ расходов Фонда и анализ ее изменения
2.2 Анализ показателей текущей работы Фонда
3. Перспективы развития Фонда социального страхования
3.1 Проблемы социального страхования
3.2 Перспективы развитие Фонда социального страхования РФ
3.3 Зарубежный опыт

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ бюджета Фонда социального страхования

2.1. Анализ расходов Фонда и анализ ее изменения

     Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ.

     Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».

     Расходы Фонда предусмотрены - в 2008 году в  сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим  видам: на обязательное социальное страхование - в 2008 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 98% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к  уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2009 году - 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.

В проекте  бюджета Фонда предусмотрено  увеличение максимального размера  пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с  учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается. Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей. Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в первом полугодии 2008 года - 50900 рублей, во втором полугодии 2008 года - 51800 рублей, в 2009 году - 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей, тогда как в 2007 году эта сумма составляла 46900 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на первое полугодие 2008 года 39100 рублей, на второе полугодие 39840 рублей, в 2009 году - 41000 рублей и в 2010 году - 43500 рублей, тогда как в 2007 году он составлял 36000 рублей.

Размер  единовременного пособия при  рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия  устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого  ребенка, 3000 рублей на второго и последующих  детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей. Проект бюджета  Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 16,4 млрд. рублей, что свидетельствует о  финансовой неустойчивости Фонда и  является аргументом необходимости  реформирования всей системы обязательного  социального страхования.

Закон содержит новые нормы по стоимости  пребывания одного ребенка в сутки  в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного  действия, расположенных на территории РФ.

Оплата  стоимости путевок продолжительностью пребывания 21-24 дня для детей застрахованных граждан предусмотрена из расчета: в 2008 году - до 535 рублей на одного ребенка  в сутки, в 2009 г. - до 570 рублей и в 2010 г. - до 640 рублей. В 2007 году этот показатель составлял 500 рублей в сутки на одного ребенка. В отличие от ранее действующих  норм, не предусмотрена оплата проезда  к месту лечения и обратно  при направлении в санаторно-курортные  учреждения по путевкам, выданным гражданам  в санатории системы Росздрава.

В расходы  ФСС по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в 2008 -2009 гг. включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  и оптимизации страховых тарифов. В 2008 году данный вид расходов составляет 532710,2 тыс. руб., а в 2009 году - 567336,4 тыс. руб. Согласно статье 17 Закона на 2008 год  установлен размер оплаты государственным  и муниципальным учреждениям  здравоохранения услуг по медицинской  помощи в части диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка, поставленного  в течение первого года жизни  в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, который с 1 января 2008 года составит 1, 0 тыс. рублей за первые шесть месяцев  и 1, 0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев  диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента  постановки его на диспансерный учет.

Бюджет  ФСС на 2008 год и на период до 2010 года является напряженным, впервые  в Законопроекте предусмотрено  поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета  ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует  о снижении автономности бюджета  Фонда и наличии тенденции  отхода системы социального страхования  от страховых принципов.

2.2 Анализ показателей текущей работы Фонда

Число страхователей, зарегистрированных в Фонде, по итогам первого квартала 2010 года составило 4,9 миллиона, увеличившись за квартал  почти на 63 тысячи. При этом среднесписочная  численность застрахованных лиц, напротив, уменьшилась с 59,7 млн. человек до 54,6 млн. человек, или на 8,5%. По предварительным  оценкам, это связано либо с сокращением  числа работающих по совместительству либо за счет увеличения числа незанятых  граждан.

Сумма начисленных  страховых взносов в первом квартале 2010 г. составила 66,4 млрд. руб. или 106,0% к сумме начисленного ЕСН за соответствующий период 2009 года.

Как доходы, так  и расходы Фонда в первом квартале 2010 года возросли:  доходы получены в сумме 99,0 млрд. руб.  - на 7,6% больше, чем в такой же период 2009 года, а расходы составили 112,9 млрд. руб.  - на 11% больше, чем в первом квартале 2009 года.

Определенное  влияние на соотношение доходов  и расходов бюджета в этом году оказывают страхователи, применяющие  специальные налоговые режимы. Для  них страховые взносы по общеустановленному тарифу 2,9% будут введены лишь с 2011 г., в то время как пособия по временной нетрудоспособности они рассчитывают уже с этого года по общим правилам (без ограничения пособия максимальным размером).

Всего в первом квартале 2010 года Фондом оплачено 97,2 млн. дней временной нетрудоспособности по 8,1 млн. случаев среди застрахованных лиц. Среднедневной размер пособия  составил 453 руб., что на 21% выше этого  показателя за 2009 год в целом. На выплату пособий в первом квартале 2010 года Фонд направил 44,0 млрд. руб. (115,4 % к первому кварталу 2009 г.).

Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера  пособия показал, что из 80 руб. прибавки свыше 55 рублей приходится на рост средней  заработной платы, из которой исчисляется  размер пособия, и менее 25 руб. –  на увеличение в связи с отменой  ограничения пособия по временной  нетрудоспособности максимальным размером (в 2009 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб.в расчете на полный календарный месяц, а с 1 января 2010 года размер пособий определяется из заработка, на который начисляются страховые взносы, то есть из суммы, не превышающего 415 тысяч руб. в год).

- Анализируя  различные факторы, можно утверждать, что модернизация страхования  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством  обошлась бюджету Фонда всего  лишь в 6-7% дополнительных расходов. - Социальный же эффект существенный: у значительной части работников  с заработком в размере среднего  и выше теперь сняты  экономические барьеры для обращения к врачу за получением своевременной медицинской помощи. При этом по итогам первого квартала мы не ожидаем роста числа больничных листов, по оценкам их число может даже снизиться с 32 млн. планируемых до 30 млн.

Рост произошел  и по выплатам пособий, связанных  с материнством и детством. В первом квартале 2010 года оплачен отпуск по беременности и родам 238 тысячам  женщин, а 259,5 тысяч работающих женщин получили пособия при рождении ребенка. Среднедневной размер пособия по беременности и родам вырос в  сравнении в 2009 годом на 16% и составил 460 руб. Расходы на выплату пособий  по беременности и родам в первом кв. 2010 г. выросли на 17,4% к первому кварталу 2009 года и составили 15,3 млрд. руб., а на выплату пособий при рождении ребенка сложились в сумме 3,0 млрд. руб.

Пособия по уходу  за ребенком до полутора лет выплачены 1,2 млн. застрахованных лиц в среднем  размере 5100 руб. в месяц (на 22% больше чем средний размер в 2009 году). Расходы  на выплату этих пособий выросли  в первом квартале  2010 года на 13 % по сравнению с этим же периодом прошлого года и составили 17,8 млрд. руб. 

На другой вид  обязательного социального страхования - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - всего  с начала года (по состоянию на 30 июня 2010г.) поступило 26,2 млрд. руб. страховых  взносов, что на 8,1 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.

В первом квартале 2010 г. Фонд оплатил 1,05 млн. дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, не повлекшими стойкой утраты профессиональной трудоспособности, 10,8 тыс. пострадавших. Расходы на эти цели составили 630,5 млн. рублей (100,3 % к первому кварталу 2009 г.). Кроме того, на обеспечение более 485 тысяч пострадавших направлено 10,2 млрд. рублей (112 % к первому кварталу 2009 г.), из них:

- единовременные  страховые выплаты (4,55 тыс. выплат) – 147 млн. рублей;

- ежемесячные  страховые выплаты – 8,8 млрд. рублей;

- оплата дополнительных  расходов – 1,24  млрд. рублей. 
 
 
 
 

3. Перспективы развития Фонда социального страхования

3.1 Проблемы социального страхования

      Социальное  страхование — одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную  и общественную) денежного и материального  обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.

      Социальное  страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется  за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике  существенно меняет социально-экономическую  среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.

      Одной из первых проблем можно назвать  — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда  социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых  расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня  услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских  спортивных школ.

      Второй  проблемой является несбалансированность государственных обязательств и  объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного  социального страхования нестраховых  выплат, с одной стороны, а также  недостаточно высокий уровень администрирования  доходов и расходов государственных  внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.

      Третьей проблемой является незавершенность  правового регулирования системы  государственного обязательного социального  страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон  «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития