2. выполнение функции
оператора по реализации программы»30
корпоративных лидеров Казахстана»
и иных программ и планов
по решению Правительства Республики
Казахстан;
3. освоение новых секторов
экономики и приобретение экономически
привлекательных активов как
в стране, так и за рубежом;
4. обеспечение скоординированной
и активной инвестиционной политики
при реализации компаниями инвестиционных
и инновационных проектов, основным
приоритетом которой является
реализация проектов на территории
Казахстана;
5. привлечение отечественных
и иностранных, государственных
и частных инвестиций и внедрение
инноваций в различные отрасли
экономики;
6. осуществление сбалансированного
заимствования капитала на мировом
и отечественном рынках капитала;
7. финансирование проектов
малого и среднего бизнеса;
8. создание эффективной
комплексной системы финансово-инвестиционных
инструментов в рамках группы
компаний;
9. развитие межрегиональных
экономических связей, в том числе
путем реализации проектов на
территории Республики Казахстан;
10. обеспечение прорывного
развития регионов через социально-предпринимательские
корпорации.
В части
содействия в стабилизации страны
возникает необходимость предпринимать
меры для предупреждения факторов
существующего и потенциального
возможного негативного влияния
внешних изменений на экономический
рост страны в целях повышения
кризисоустойчивости национальной
экономики, и особую роль в
этом может сыграть фонд. В
сложившейся ситуации перед фондом
стоит задача реализации стабилизационных
и предупреждающих мер для
устойчивого развития экономики.
В рамках рассматриваемой задачи
фонд будет выполнять следующие
функции:
1. участие в стабилизационных
программах Правительства Республики
Казахстан;
2. приобретение объявленных
голосующих акций банков второго
уровня;
3. размещение обусловленных
средств в банках второго уровня
в целях поддержания социально-экономического
развития, в том числе завершения
объектов строительства, финансирования
субъектов малого и среднего
бизнеса и агропромышленного
комплекса;
4. содействие в
развитии рынка ипотечного кредитования
и системы жилищных строительных
сбережений;
5. определение, утверждение
и осуществление мониторинга
порядка осуществления закупок
фонда и компаний, предусматривающего
механизмы по увеличению отечественного
содержания в закупках фонда
и компаний у казахстанских
производителей товаров и услуг,
обеспечению локализации в Казахстане
производства, сборки, работ по ремонту
и обслуживанию импортного оборудования
при его крупных закупках компаниями;
6. осуществление
доверительного управления государственным
пакетом акций акционерного общества
«фонд стрессовых активов».
Управления фондом осуществляется
государством в лице Правительства
РК, которое является единственным
акционером фонда. Правительство
РК определяет состав Совета
директоров фонда в порядке,
установленном законодательством
РК. Председателем Совета директоров
фонда является премьер-министр
РК. В Составе Совет директоров
фонда входят первые руководители
министерств экономики и бюджетного
планирования, финансов, энергетики
и минеральных ресурсов, индустрии
и торговли, независимые директора,
Председатель правления фонда
и иные лица.
На макроэкономическом уровне
задача компаний состоит в
повышении международной конкурентоспособности
казахстанской экономики и в
увеличении притока иностранных
инвестиций. Фонд путем эффективного
управления компаниями должен
обеспечить диверсификацию экономики,
повышение производительности в
ее секторах, снизить зависимость
от сырьевых ресурсов и стимулировать
экономическое развитие регионов.
Мировая
практика показывает, что наиболее
действенным способом повышения
эффективности компаний с государственным
участием является улучшение
корпоративного управления. Это
позволяет Правительству, заинтересованному
в повышении своей эффективности
как акционера, получить действенный
инструмент по улучшению качества
управления и контроля над
деятельностью переданных компаний.
Высокий уровень корпоративного
управления в национальном управляющем
холдинге является важным условием
эффективного управления переданными
государством активами в рамках
реализации важных для Казахстана
стратегических задач.
В рамках
реализации направления по повышению
эффективности деятельности компаний
на фонд возлагается выполнение
следующих задач:
1) максимизация
долгосрочной экономической ценности
компаний и повышение их конкурентоспособности;
2) внедрение
лучшей мировой практики корпоративного
управления.
Финансирования деятельности фонда
осуществляется за счет средств
уставного капитала и доходов,
формируемых за счет дивидендов
от компаний и иных источников,
не запрещенных законодательством
РК. Исполнительным органом является
правления фонда.
Решения о реализации акций
компаний принимается единственным
акционером фонда путем принятия
соответствующего постановления
Правительства РК.
Для обеспечения надлежащего
контроля за выполнением фондом
задач и функций, возлагаемых
на него, в стратегии развития
фонда отражаются соответствующие
количественные и качественные
ключевые показатели деятельности
фонда.
Фонд реализует единую политику
по управлению деньгами юридических
лиц, все голосующие акции которых
принадлежат фонду, утверждаемую
советом директором фонда. Организации,
входящие в группу фонда, вправе
предоставлять иным организациям,
в том числе входящим в группу
фонда, кредиты в денежной форме
на условиях платности, срочности
и возвратности, Порядок и условия
предоставления кредитов определяются
правилами о внутренней кредитной
политике, утвержденным советом
директоров фонда.
Международное сотрудничество АО
Фонд национального благосостояния
«Самрук - Казына» ведет деятельность
в соответствии с приоритетными
направлениями работы Правительства
Республики Казахстан.
Фонд планирует и осуществляет
через дочерние компании совместные
проекты со многими зарубежными
партнерами, в частности с Россией
и другими странами СНГ, Индией, Китаем
и другими странами Азии, Европы,
США, Канады, и странами Персидского
залива.
Сотрудничество с Российской
Федерацией (РФ), являясь одним из
приоритетных направлений, ведется
последующим основным направлениям:
транзит нефти, развитие трубопроводного
транспорта, освоение шельфа Каспийского
моря, газовая отрасль, проекты
строительства Прикаспийского газопровода,
реконструкция существующей газотранспортной
системы и создания новых мощностей
для транспортировки природного
газа региона Центральной Азии.
Каспийский трубопроводный
консорциум (КТК) сегодня является крупнейшим
направлением экспортных поставок казахстанской
нефти.
Планомерно развивается
Карачаганакский проект, являющийся
одним из крупнейших нефтегазовых проектов
на территории Казахстана.
В рамках реализации поставленных
задач по плану мероприятий к
Программе экономического сотрудничества
между Правительством Республики Казахстан
и Российской Федерации на 2008-2011
годы, Фондом проведена работа по созданию
совместного венчурного фонда.
Двухстороннее сотрудничество
с РФ также осуществляется в сфере
коммуникаций, почтовых услуг, железнодорожного
транспорта, энергетической и военно-промышленной
отрасли.
Сотрудничество
с Индией ведется по следующим
направлениям: энергетика, нефть и
газ, телекоммуникация, промышленность
и военно-техническое сотрудничество.
АО НК «Казатомпром» подписали
Меморандум о сотрудничестве
с NPCIL в ядерно-топливном цикле, состоялось
подписание Соглашения о принципах между
АО НК «Казмунайгаз» и «ONGCVideshLimited» по проекту
«Сатпаев». В Казахстане работают индийские
ИТ компании «NIIT», «3-iInfotech», «LarsenandToubro»,
«PunjLLoyd», представительство «PanjabNationalBank»,
энергетическая компания «KECInternational»,
а также 74 индийские фармацевтические
компании, которые поставляют свою продукцию
на казахстанский рынок. Казахстанские
компании в Индии представлены транспортной
компанией «Союзтранслинк», корпорацией
«Казстройсервис» и «Казахстанкаспийшельф»,
который выступает субпорядчиком индийской
нефтяной компании «Shivani» в области сейсмических
исследований нефтяных месторождений
в индийском штате Ассам.
Партнерство
с Китайской Народной Республикой
проводится в рамках сотрудничества
как в сырьевых, так и несырьевых
секторах экономики. Инвестиционные
проекты включают строительство
скоростной железной дороги «Астана
- Алматы», строительство второй
очереди нефтепровода «Казахстан
- Китай» на участке «Кенкияк -
Кумколь» и газопровода «Казахстан
- Китай».
В рамках программы сотрудничества
РК – КНР АО НК «Казахстан инжиниринг»
и АО «KEGOC» с 2007 года сотрудничают с
китайской корпорацией TBEA по организации
совместного производства трансформаторов
и другой электротехнической продукции
на заводах компании «Казахстан инжиниринг».
США являются
одним из главных стратегических
партнеров Республики Казахстан
в сфере инвестиций. Американские
компании ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips, Halliburton и
другие активно сотрудничают с национальной
компанией «КазМунайГаз» в нефтегазовой
сфере, являясь участниками крупнейших
проектов – «Кашаган», «Блок Н», «Тенгиз»,
«Карачаганак», КТК.
Компании Microsoft и Cisco недавно
проверили в г. Астана презентации возможностей
сотрудничества с Фондом в сфере информационных
технологий и развития инновационных
технологий, и выразили интерес в дальнейшем
развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Сотрудничество
Фонда с Федеративной Республикой
Германия развивается по таким
направлениям, как: нефтегазовая
промышленность, телекоммуникации, электроэнергетика,
агропромышленность, инновационные
технологии, страхование и торговля.
Сотрудничество
с Объединенными Арабскими Эмиратами
осуществляется в сферах разведки,
добычи и транспортировки нефти,
сферах энергетики, прямых инвестиций
и банковской деятельности.
К примеру, АО НК «КазМунайГаз»
осуществляет деятельность по проекту
«Первый нефтехимический комплекс
в Атырауской области» и проекту
«N» , совместно с «КонокоФиллипс»
и государственным АО «МубадалаДевелопмент
Компании».
В кризисный
период ФНБ «Самрук - Казына»
выполняет основную роль в
реализации антикризисной программы.
В рамках антикризисной программы
из средств Национального Фонда
Фонду «Самрук – Казына» было
выделено 1 трлн. 80 млрд. тенге, из
них 480 млрд. тенге – на стабилизацию
финансового сектора, 360 млрд. тенге
– на решение проблем на
рынке недвижимости, 120 млрд. тенге
– на реализацию инновационных,
индустриальных и инфраструктурных
проектов.
Из данных средств более
734 млрд. тенге, или около 70% уже размещено,
т.е. фактически находится в экономике
страны.
Средства размещены в
4 крупных системообразующих банках.
Одна часть средств предусматривалась
на выкуп простых акций банков,
другая – на кредитование экономики.
На сегодняшний день осуществлена покупка
простых акций АО «БТА Банк» в
размере 75,1% на сумму 212,2 млрд. тенге, а
также выкуплены простые акции
АО «Народный Банк Казахстана» на
сумму 26,9 млрд. тенге.
В настоящее время прорабатывается
вопрос по приобретению простых акций
АО «Казкоммерцбанк» и АО «Альянс
Банк».
Следует отметить, что с
момента принятия решения о вхождении
государства в капитал этих банков,
они превратились в активный инструмент
государственной поддержки экономики.
Как вы знаете, все 4 банка являются
ключевыми финансовыми операторами
антикризисной программы.
Так, для реализации программ
кредитования МСБ, рефинансирования ипотечных
займов т поддержки АПК БТА
банку выделено 75 млрд. тенге, Казкоммерцбанку
– 61 млрд. тенге, Народному банку
– 54 млрд. тенге и Альянс банку
– около 42 млрд. тенге. Кроме того,
Альянс банк является основным оператором
программы поддержки студентов
на сумму 15 млрд. тенге.