Фискальная политика государства, ее особенности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Казахстанская экономика переживает трудности – остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Цель курсовой работы: исследовать сущность фискальной политики, найти пути совершенствования налоговой политики РК.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
Исследовать сущность, типы, цели фискальной политики;
Проанализировать фискальную политику Казахстана за 2007–2010 годы;
Наметить пути совершенствования фискальной политики в РК.

Содержание

Введение

Понятие и типы фискальной политики
1.1Понятие фискальной политики
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальные политики
1.3 Сущность, значение, стратегия и тактика налоговой политики
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.

2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики

2.2 Политика доходов и расходов РК

3. Совершенствование фискальной политики РК

3.1 Пути совершенствования и реформирования налогово-бюджетной политики Казахстана

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РК.docx

— 65.27 Кб (Скачать)

Одним из главных условий  успешного осуществления налоговой  реформы является максимальное сближение, как правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов  и точек зрения всех, участвующих  в процессе налогообложения сторон (государства в лице налоговой  администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой стороны).

В свою очередь налогоплательщики, юридические и физические лица, должны быть полностью уверены, что налоговое  законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы гарантировать  хотя бы на ближайшую перспективу  законность совершаемых в соответствии с ним действий без риска невольно оказаться жертвой его очередного внезапного изменения; во-вторых, в  равной степени защищает интересы всех, участвующих в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости, можно рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по своей форме, но и, по сути, не делая  ни для кого исключений и объективно отражая истинные потребности всего  общества; в четвертых, принято не задним числом, а гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая налогоплательщиков.

Следующим критерием, отражающим привлекательность налоговой реформы  в социально-экономическом плане  для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих отдельных  видов налогов.

Исследования по налогам  на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя составляет при  нынешних экономических условиях более 50 процентов. Из истории становления налоговых систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если доля налоговых изъятий в общей сумме валовых доходов производителей (за вычетов сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию производства, в пределах 45–50% – обеспечивается процесс простого воспроизводства, ну а для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо, чтобы удельный вес налогов в валовом доходе товаропроизводителей не превышал 30%.

Важно заметить также, что  лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей  налоговой системы, возможно, разрешить  одну из злободневных проблем казахстанской  экономики – низкую собираемость налогов.

Налоговая система тесно  связана с бюджетной, налоги должны в первую очередь должны обеспечить в определенной степени доходы бюджета. Подтверждение этому было в процессе проведения анализа влияния подоходного налога на бюджеты разных уровней.

Но, если в условиях рынка  рассматривать этот вопрос системно, то увидим, что налоговая система  также влияет на расходную часть  бюджета.

Одна из предпосылок нормального  функционирования системы налогообложения  – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики  и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи  с разработкой смежных законодательных  актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки [18, с. 97].

Все это дестабилизирует  хозяйственную деятельность, усиливает  риски предпринимательства. Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение доходов  хозяйствующих субъектов в течение  финансового года. Все подобные изменения  должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они  могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать  эти изменения в хозяйственных  договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно  не представляя конечных результатов  труда.

В настоящее время экономистам  Казахстана, СНГ и зарубежными  экономистами обсуждается, идея единого  налога на доход. Идея справедливости в налогообложении впервые прозвучала в теории единого налога. Практический аспект теории единого налога был  связан с преобразованиями в налоговой  системе. Во все времена и эпохи  человеческий ум много изощрялся  над изобретением налогов и целых  податных систем. Как выразился один политический деятель: В основе теории единого налога лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного источника – доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем  множество отдельных налогов. Идея единого налога появилась еще  в средние века, когда в целях  привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев  общества, была создана теория единого  акциза.

Помимо совершенствования  законодательной базы необходимо совершенствовать и механизм взимания.

Ныне действующий механизм подоходного налогообложения юридических  и физических лиц, не стимулирует  увеличению объемов выпускаемой  продукции, снижению себестоимости, а  наоборот способствует искусственному раздуванию вычетов и уклонения  от налогов.

Для решения проблем, связанных  с подоходным налогообложением, выдвигаются  различные предложения, например, А. Алипов предлагает применить на практике налогообложение совокупного валового дохода (валовой выручки). Ее принципиальное отличие от действующего ныне механизма обложения заключается в том, что объектом обложения рекомендуется рассматривать сумму совокупного валового дохода за минусом налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость выпускаемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. При этом подоходный налог предлагается взимать по ставке 5%. Для рентабельных и сверх рентабельных предприятий предусматривается понижающий коэффициент основной ставки – соответственно 25% и 50%. Ставку налога на добавленную стоимость необходимо снизить до 15% [19, с. 56].

При выборе пути реформ необходимо должным образом оценить действующую  налоговую систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь  созданная стоимость. Первый тип  – налог на добавленную стоимость, которым облагается вновь созданная  стоимость на этапе потребления  и второй тип – подоходные налоги, которыми облагается вновь созданная  стоимость на этапе получения  доходов. Прямые подоходные налоги в  любое конкретное время превосходят  НДС на размер накопления. Однако в  долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими  налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно  было потребить.

При введении в 90-е гг. НДС  немало было высказываний о том, должен ли этот налог действовать наряду с прямыми подоходными налогами, или новый налог должен полностью  заменить прежние, применяемые с  начала столетия подоходные налоги. Мнения были одинаково твердыми, однако одно из них отстаивало простые и низкие налоги, а другое – защищало увеличивающееся  перераспределение. Как мы видим  сегодня, второе мнение победило, выдвинув в качестве последнего аргумента  возрастающие потребности бюджетов.

«В интересах развития предпринимательства в Республике Казахстан и укрепления налоговой  базы предлагается снижение ставки НДС  до 13% с одновременным снижением  льгот по нему, а также пересмотр  применения нулевой ставки НДС, ограничившись  лишь ее применением при экспорте товаров» .

Налоги и налоговая  политика – мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства  инструмент непосредственного воздействия  на экономику и в то же время  – механизм обратной связи государства  с хозяйствующими субъектами. Вот  почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики  и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать  либо в качестве средства, обеспечивающего  его хозяйственную безопасность, либо, напротив, – источника повышенного  для него риска, либо даже угрозы.

Концептуальное изменение  фискальной политики государства в  переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в  области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что  в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее налогообложение.

Построение налоговой  системы в Казахстане зависит  в первую очередь, от того как в  конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими органами. Однако меры социального  налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно  встраиваться в общую налоговую  систему и строится в зависимости  от выбранных приоритетов политики республики. Однако, несмотря на определенные достижения налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения.

Налоговая система является важным рычагом мобилизации доходов  в бюджет государства и одновременно тонким регулятором социально –  экономических процессов, и совершенствование налоговой системы это объективный процесс, требующий воздействия на систему налоговых правонарушений с учетом состояния экономической системы региона и экономической ситуации в стране.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой  политики, можно сделать вывод, что  воздействие на экономику государственных  расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные  расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем  самым позволяют стимулировать  экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может  сокращать его потребительский  спрос.

Ныне экономисты самых различных  школ безоговорочно признают, что  фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую  систему.

Государство пытается вовлечь в  оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. 
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно  используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных  расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться  из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также  факторов, влекущих за собой дефицит  бюджета, является одной из важнейших  задач ряда государственных институтов. Также отмечу, что рациональное использование  государством своего бюджета ведёт  к повышению уровня жизни населения.

Необходимо совершенствовать бюджетный  механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения  и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование  механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы  экономического роста, возможность  использования государством экономических  рычагов регулирования.

Итак, отмечу, что в этой курсовой работе, были рассмотрены и выполнены  поставленные задачи, а именно:

1. Была исследована сущность  фискальной политики, которая заключается  в совокупности государственных  мероприятий по организации управления  финансовыми ресурсами государства,  их использовании в целях решения  социально-экономических проблем  страны. Рассмотрела типы налогово-бюджетной  политики: дискреционную и автоматическую. Описала цели фискальной политики, которые включают в себя: сглаживание колебаний экономического цикла; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции; стабилизацию темпов экономического роста.

2. Проанализирована фискальная  политика РК за 2008–2010 годы, которая  была направлена на обеспечение  качественного, сбалансированного  роста экономики путем перехода  от форсированного роста к  умеренным темпам развития, позволяющим  обеспечить выполнение стратегических  задач.

3. Были отмечены пути совершенствования  фискальной политики РК, которые  заключаются в улучшении законодательной  базы и усовершенствовании механизма  взимания налогов.

Информация о работе Фискальная политика государства, ее особенности на современном этапе