Фискальная политика государства, ее особенности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Казахстанская экономика переживает трудности – остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Цель курсовой работы: исследовать сущность фискальной политики, найти пути совершенствования налоговой политики РК.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
Исследовать сущность, типы, цели фискальной политики;
Проанализировать фискальную политику Казахстана за 2007–2010 годы;
Наметить пути совершенствования фискальной политики в РК.

Содержание

Введение

Понятие и типы фискальной политики
1.1Понятие фискальной политики
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальные политики
1.3 Сущность, значение, стратегия и тактика налоговой политики
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.

2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики

2.2 Политика доходов и расходов РК

3. Совершенствование фискальной политики РК

3.1 Пути совершенствования и реформирования налогово-бюджетной политики Казахстана

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РК.docx

— 65.27 Кб (Скачать)

Такое же воздействие оказывает  и прогрессивность налоговой  системы. При уменьшении объема национального  производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые  ставки, что сопровождается уменьшением  как абсолютной суммы налоговых  поступлений в казну, так и  их доли в доходах общества. В  результате падение совокупного  спроса будет более мягким.

2. Системы пособий по безработице  и социальные выплаты. Они также  оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и  тем самым помогают стабилизировать  выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более  короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице  и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство не дискреционной  фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует  временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует  отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем  более действенна не дискреционная  политика.

Политика встроенных стабилизаторов или автоматическая фискальная политика, под ней понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизатором относятся:

Изменение налоговых поступлений  сумма налогов зависит от величины доходов и в период активного  роста ВВП налогового поступления  автоматически возрастают, что обеспечивают снижение покупательной способности  и сдерживания экономического роста.

Система пособий по безработице  и различных соц. выплат, программы  по поддержанию малоимущих слоев  населения.

1.3 Сущность, значение, стратегия и тактика налоговой  политики

фиьнаналоговая политика

Налоговая политика – часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Налоговая политика государства связана  не только с обеспечением поступлений  в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Наше молодое суверенное государство  делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

– Стабильность налоговой системы;

– Упорядоченность механизма сбора  налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

– Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением  льгот после подтверждения наличия  практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

– Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

– Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);

– Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

– Простота налоговой системы (Способ реального упрощения – значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок).

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и  управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного  богатства. Исходной установкой при  проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового  порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых  законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с  расчетом на перспективу, – это налоговая  стратегия, а на текущий момент –  налоговая тактика. Тактика и  стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные – перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные – повышение доходов государства;

международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

 

 

 

2 Анализ фискальной  политики РК в период с 2007 по 2010 гг.

 

2.1 Социально-экономическое  положение РК. Цели и задачи  среднесрочной фискальной политики

 

Фискальная политика Правительства  Республики Казахстан в 2005–2007 годах  была направлена на обеспечение устойчивого  роста экономики, главными факторами  которого должны стать эффективность  проводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого  капитала.

Правительством целенаправленно  проводится политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и на постепенное снижение зависимости роста экономики и поступлений в бюджет от сырьевого сектора экономики в целом.

Начиная с 2005 года наблюдались  высокие темпы роста в строительстве, промышленности и сфере услуг. В сфере услуг существенный вклад в рост экономики внесли торговля, транспорт и связь, а также операции с недвижимым имуществом. Удельный вес производства услуг в структуре ВВП составил в среднем за период с 2001 по 2006 год 51,4%. Одной из основных стратегических задач социально-экономической политики страны является создание высоких стандартов жизни граждан на уровне наиболее развитых стран мира, одним из показателей которых является уровень ВВП на душу населения. По данному показателю Казахстан также достиг больших успехов. Так ВВП на душу населения в 2006 году превысил уровень 2000 года в 4,3 раза и составил 5292 долл. США.

В среднесрочной перспективе  экономическая политика страны будет  направлена на обеспечение качественного, сбалансированного роста экономики  путем перехода от форсированного роста  к умеренным темпам развития, позволяющим  обеспечить выполнение стратегических задач.

Среднегодовой реальный прирост  ВВП в 2008–2010 годах составит 5,6% в  среднем за год, что позволит обеспечить выполнение задачи по удвоению ВВП  в 2008 году по отношению к 2000 году.

ВВП на душу населения к 2010 году, по прогнозу, составит свыше 10 тыс. долларов США, что в два раза превышает  уровень 2006 года. Мировая цена на нефть  в планируемом периоде прогнозируется в пределах 95–60 долл. США за баррель. Предполагается увеличение объемов  добычи нефти и газового конденсата с 67,5 млн. тонн в 2007 году до 81,3 млн. тонн в 2010 году.

В 2005–2006 годах уровень  инфляции удерживался в запланированных  пределах. Среднегодовой уровень  инфляции в 2005 году составил 7,6%, в 2006 году – 8,6%. На инфляционные процессы оказывали  влияние значительный приток иностранной  валюты в виде экспортной выручки  и внешнего заимствования частного сектора.

В среднесрочном периоде  Правительством Республики Казахстан  совместно с Национальным Банком Республики Казахстан продолжится  реализация комплексной антиинфляционной политики, направленной на сдерживание инфляции на уровне, не превышающем 10%.

Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде  является обеспечение стабильности национальной экономики, содействие устойчивому экономическому росту страны, путем укрепления и модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а не увеличения их уровня.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение  следующих основных задач:

  1. Совершенствование бюджетного законодательства с целью внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, что позволит повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести гармонизацию стратегических, среднесрочных планов развития с бюджетными планами;
  2. Совершенствование налогового и гармонизация бухгалтерского законодательства в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности;

3. Устойчивое повышение  конкурентоспособности за счетстимулирования более высоких показателей роста человеческого капитала, инфраструктуры, государственного управления, инноваций;

4. Совершенствование стратегического  планирования в государственных  органах, с усилением ответственности  за достижение конкретного результата  и рассмотрение промежуточных  (по итогам года) результатов и  результатов по истечению среднесрочного  периода;

5. Снижение уровня ненаблюдаемой  экономики по всем ее составляющим  путем устранения экономических  условий, порождающих и стимулирующих  скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов деятельности  правовыми механизмами;

6. Обеспечение макроэкономической  стабильности, недопущение резкого  падения темпов роста экономики  и усугубления кризиса финансовой  системы.

Информация о работе Фискальная политика государства, ее особенности на современном этапе