Фискальная политика государства, ее особенности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Казахстанская экономика переживает трудности – остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Цель курсовой работы: исследовать сущность фискальной политики, найти пути совершенствования налоговой политики РК.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
Исследовать сущность, типы, цели фискальной политики;
Проанализировать фискальную политику Казахстана за 2007–2010 годы;
Наметить пути совершенствования фискальной политики в РК.

Содержание

Введение

Понятие и типы фискальной политики
1.1Понятие фискальной политики
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальные политики
1.3 Сущность, значение, стратегия и тактика налоговой политики
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.

2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики

2.2 Политика доходов и расходов РК

3. Совершенствование фискальной политики РК

3.1 Пути совершенствования и реформирования налогово-бюджетной политики Казахстана

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РК.docx

— 65.27 Кб (Скачать)

 

 

2.2 Политика доходов  и расходов РК

 

Политика доходов в 2008–2010 году будет направлена на продолжение  стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности  и создание рационального баланса  налоговой нагрузки в экономике.

Казахстанская система налогообложения  доходов малого и среднего бизнеса  представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно  упрощенной отчетностью.

С 1 января 2006 года произведено  расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов  малого бизнеса, применяющих специальный  налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.

Учитывая положительный  опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3% до 2%, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной  шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3% до 5% и от 3% до 7% установлена  соответственно единая ставка на уровне 3%. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.

В 2007 году ставка налога на добавленную  стоимость снижена с 2008 года до 13 процентов, и с 2009 года будет снижена  до 12 процентов. Данная мера позволила  предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его  расширение и развитие.

С 2007 года введена плоская  шкала индивидуального подоходного  налога на уровне 10 процентов, которая  стала одной из самых низких в  мире.

При этом из облагаемого  дохода исключается минимальный  размер заработной платы вместо месячного  расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение  мотивации людей к повышению  собственного материального благополучия.

В целях создания условий  для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.

Основные направления  налоговой политики на 2008–2010 годы будут  ориентированы на решение задач  фискальной политики с учетом необходимости  укрепления социально-значимых функций  налогов как справедливого и  оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений  экономики и обеспечивающего  полное выполнение государственных  функций, которые заключаются в  следующем: создание конкурентной налоговой  системы, которая позволит усилить  конкурентоспособность страны;

приведение налоговой  системы в соответствие с задачами нового этапа

развития Казахстана, которая  должна способствовать модернизации и  диверсификации экономики;

оптимизация льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на

несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами (в целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики предлагается последовательно, в течение трех лет вдвое против действующей уменьшить ставку корпоративного подоходного налога);

приведение налога на добавленную  стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

в рамках реформирования социального  налога предлагается установить плоскую  шкалу со ставкой 11%;

реформирование системы  налогообложения недропользователей, введение налога на добычу полезных ископаемых вместо роялти, изменение методологии исчисления рентного налога и налога на сверхприбыль;

упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг  и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Вышеуказанные задачи будут  решаться в рамках разрабатываемого нового Налогового кодекса, что должно оказать влияние на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития бизнеса в несырьевом секторе экономики в условиях усиления международной конкуренции и свободного перетока капитала между странами, развитие конкуренции, увеличение ВВП, доходной части бюджета и роста экономической активности населения.

Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году в результате снижения ставки с 14 до 13 процентов составят 57,7 млрд. тенге, в 2009 году со снижением ставки с 13 до 12 процентов – 78,0 млрд. тенге.

По корпоративному подоходному  налогу в 2009 году условные потери в  результате снижения ставки с 30% до 20% составят 348,7 млрд. тенге, в 2010 году со снижением  ставки с 20% до 17,5% – 78,1 млрд. тенге.

В прогнозах нефтяных доходов  учтены дополнительные поступления  индивидуального подоходного и  социального налогов за счет повышения  заработной платы в 2009–2010 годах  ежегодно на 25% работникам системы государственного управления и государственных учреждений и уменьшение поступления социального  налога в местные бюджеты в 2009–2010 годы за счет отчислений в Государственный  фонд социального страхования в 2009 году – 4%, в 2010 году – 5%, вместо установленного отчисления в 2007 году 3%.

Прогноз доходов нефтяного  сектора на 2008–2010 годы определен

исходя из условий Концепции  формирования и использования Национального  фонда Республики Казахстан на среднесрочную  перспективу, с учетом внесенных  в бюджетное законодательство изменений, направленных на осуществление четкого  разграничения нефтяных и нефтяных доходов.

В 2008 году поступления в  Национальный фонд (за исключением  инвестиционного дохода) прогнозируются на уровне 9,8% к ВВП, в 2009 году – 7,2% к  ВВП и в 2010 году – 6,5% к ВВП.

Уменьшение связано со снижением мировой цены на нефть  со 105 долларов США за баррель в 2008 году до 60 долларов США за баррель  в 2009–2010 годах. Прогнозируемые темпы  роста ВВП превышают темпы  роста доходов нефтяного сектора, несмотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении.

В 2008 и 2009 годах по поручению  Главы государства для финансового  обеспечения первоочередных мер  Программы стабилизации экономики  и финансовой системы будет выделено в виде целевого трансферта из Национального  фонда Республики Казахстан десять миллиардов долларов США.

Привлечение целевого трансферта в таком объеме окажет влияние  на

снижение общего объема накоплений фонда в долях от ВВП с 21,3% в 2007 году до 16,3% к ВВП в 2010 году.

Проводимая в среднесрочном  периоде политика расходов будет  направлена на обеспечение социального  благополучия казахстанцев, модернизацию экономики, а также полное выполнение государственных обязательств, в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами социально-экономической политики, в прямой зависимости от планируемых результатов и с усилением социальной и инвестиционной составляющей бюджетов за счет улучшения качества отраслевого планирования и сокращения непродуктивных расходов. В структуре расходов государственного бюджета на 2008–2010 годы приоритетными направлениями являются:

Расходы, обеспечивающие рост человеческого капитала – образование, здравоохранение, социальная защита населения, развитие культурного потенциала республики, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, обеспечение населения качественным водоснабжением, дальнейшее развитие жилищной политики;

Расходы, стимулирующие дальнейшую диверсификацию экономики – развитие инфраструктуры, аграрного и индустриального секторов, инноваций.

Бюджетная политика в сфере  образования, строящаяся на том, что  более образованное население связано  с более высокими темпами экономического роста и сильной системой управления в данной области, будет реализовываться  в соответствии с Государственной  программой развития образования в  Республике Казахстан на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года №1459.

Основной упор в среднесрочном  периоде будет сделан на обеспечение  экономики высокопрофессиональными  специалистами технической направленности, путем проведения следующих мероприятий:

Принятие Государственной  программы развития технического профессионального  образования в Республике Казахстан, которая позволит гармонизировать  образовательные программы технического и профессионального образования  с программами высшего образования; создание межрегиональных центров  по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда  в обрабатывающей отрасли и машиностроении;

выработка мер по привлечению  работодателей и инвесторов к  созданию и укреплению учебно-производственной базы учебных заведений профессионального  образования, развитию государственно-частного партнерства в подготовке востребованных в приоритетных отраслях кадров; изменение  структуры государственного заказа с акцентом на технические специальности;

Кроме того, в сфере высшего  образования будет продолжена работа по трансформации высшего и послевузовского  профессионального образования  в трехступенчатую модель: бакалавриат – магистратура – докторантура, внедрению новых принципов формирования государственного образовательного заказа с обязательным внедрением дифференциации государственных образовательных грантов в зависимости от специальности и статуса вуза.

С 2008 года будет проведена  работа по международной аккредитации отдельных образовательных программ высших учебных заведений. В вузы республики будут привлекаться зарубежные преподаватели и консультанты, а  одаренные граждане Казахстана и  в дальнейшем смогут обучаться в  лучших вузах мира в рамках международной  стипендии Республики Казахстан  «Болашак».

Основной целью бюджетной  политики в социальной сфере будет  являться закрепление итогов реализации Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан  на 2005–2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан  от 30 ноября 2004 года №1241, а именно по созданию трехуровневой системы  социального обеспечения, приближению  системы государственных социальных стандартов к международным, развитию социального страхования основных социальных рисков.

Одной из задач в социальной сфере является расширение охвата населения  накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.

Система пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов будет совершенствоваться путем  разработки механизма гарантий государства  по сохранению пенсионных накоплений и их достаточности при наступлении  старости и других мероприятий.

Размеры пенсионных выплат будут повышаться, и в течение  двух среднесрочных периодов данный рост составит более 2,5 раза по сравнению  с 2007 годом, при этом ограничение учитываемое для исчисления пенсий с 2008 года поднято с 15-кратного до 25-кратного МРП.

Государственная политика в  аграрном секторе будет направлена на устойчивое развитие агропромышленного  комплекса на 2008–2010 годы и совершенствование  механизмов государственной поддержки  сельского хозяйства.

Расходы государственного бюджета  в области развития агропромышленного  комплекса на 2008–2010 годы будут определяться с учетом необходимости обеспечения  адекватных условий сельского хозяйства  при вступлении Республики Казахстан  в ВТО.

 

 

 

3. Совершенствование  фискальной политики РК

 

3.1 Пути совершенствования  и реформирования налогово-бюджетной  политики Казахстана

 

Совершенствование системы  налогообложения заключается в  совершенствовании законодательной  базы, а также в совершенствовании  механизма обложения.

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете  стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования  и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое  законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики  государства, поможет создать достаточный  уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой  реформы, умения предвидеть все, даже самые  отдаленные, ее социально-экономические  и политические последствия и  факторы, которые могут вызвать  какие-либо отклонения, способности  четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в  предварительные расчеты необходимых  поправок.

Законодательная база Республики Казахстан, необходимая для успешного  ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное большинство проблем возникает  именно из-за несовершенства принятых законов и других документов республиканского уровня. Чтобы досконально разобраться  в налоговом законодательстве, нужны  специальные знания. Ведь на данный момент законодательная база состоит  из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Налоговая система Республики Казахстан в ее конечном виде рассчитана на очень законопослушных граждан. В настоящее время механизм исчисления подоходного налога с юридических  и физических лиц сталкивается с  препятствиями, приобретающими постепенный  государственный характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик – это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень  простым способом: при увеличении суммарной величины вычетов юридических  лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого  дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии  изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных  хозяйствующих субъектов не в  полной мере сформировалось понятие  налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики  сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение  данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные отрасли народно-хозяйственного комплекса.

Информация о работе Фискальная политика государства, ее особенности на современном этапе