Проблемы
стабилизации финансов и возможные
пути их решения.
Под финансовой стабилизацией
понимается устойчивое снижение месячных
темпов инфляции в результате достижение
как бюджетной, так и денежной стабилизации.
Бюджетная стабилизация и денежная стабилизация
означают такое изменение параметров
расширенного бюджета и кредитной эмиссии
денежных властей, которое обеспечивает
устойчивое (в течение не менее полутора-двух
лет) снижение темпов инфляции ниже 2% в
месяц, делающее возможным восстановление
устойчивого экономического роста.
Важнейшими элементами финансовой стабилизации
являются бюджетная, денежная и валютная
стабилизация.
Бюджетная стабилизация считается
достигнутой в том случае, если бюджет
в средне- и долгосрочной перспективе
перестает выступать в качестве источника
дополнительной кредитной эмиссии и нового
денежного предложения. Иными словами,
бюджетная стабилизация считается достигнутой
тогда, когда бюджет является полностью
сбалансированным, или же тогда, когда
сохраняющийся бюджетный дефицит финансируется
неэмиссионным образом, не создавая при
этом среднесрочных рисков: ни дефолта
по государственному долгу, ни его монетизации
(из-за роста внутреннего государственного
долга), ни валютного кризиса (из-за роста
внешнего государственного долга).
Непосредственно денежная стабилизация
считается достигнутой в том случае, если
темпы денежного предложения по всем направлениям
(кроме кредитования государственного
бюджета) достигают такого уровня, что
сами по себе не приводят к повышению месячных
темпов инфляции выше 2%.
Денежно-валютная (валютная) стабилизация
считается достигнутой в том случае, если
обеспеченность денежной базы ликвидными
валютными резервами достигает уровня,
исключающего возможность внезапной валютной
дестабилизации (снижения курса национальной
валюты по отношению к резервным валютам
более чем на 20% в течение месяца).
Как и в некоторых других случаях в экономической
науке количественные критерии финансовой
стабилизации стали результатом накопления
определенного практического опыта и
сложившихся договоренностей. Так, например,
критерием гиперинфляции в современной
экономической науке традиционно считается
достижение месячными темпами инфляции
рубежа в 50%, критерием рецессии – продолжительность
экономического спада в течение 6 месяцев
подряд (более ранняя версия – в течение
двух кварталов подряд), критерием валютного
кризиса – снижение курса национальной
валюты более чем на 20% в течение месяца,
критерием финансовой стабилизации –
устойчивое (в течение полутора-двух лет)
снижение месячных темпов инфляции до
2% и ниже.
Главными
проблемами являются:
1) сбалансированность
бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов;
2) совершенствование
налоговой системы;
3) оптимизация
структуры расходов государства;
4) принятие
реального и прозрачного бюджета;
5) расширение
инвестиционного финансирования;
6) обеспечение
единства денежно-кредитной и
финансовой политики;
7) стабилизация
валютного курса рубля;
8) повышение
эффективности использования государственной
собственности;
9) переход
на казначейскую систему исполнения
бюджетов;
10)
развитие финансовых взаимоотношений
со странами СНГ и дальнего
зарубежья.
1. Сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов
может быть достигнута за счет
увеличения сбора налогов и
сокращения расходов, расширения
эмиссионных и не эмиссионных
источников финансирования бюджетного
дефицита. С этой цепью Федеральный
бюджет на 1999 г.предусматривает первичный
профицит, то есть превышение
доходов над расходами без
учета расходов на обслуживание
государственного долга.
2. Увеличение
сбора налогов достигается путем
расширения налогооблагаемой базы,
сокращения просроченной задолженности,усиления
финансового контроля, изменения
порядка зачисления платежей
по уровням бюджетной системы,
введения государственной монополии
на производство алкогольной
продукции.Особую роль играет
изменение налогового законодательства.Низкий
уровень сбора налогов- это
не только сокрытие выручки
налогоплательщиками,но и фактическое
создание механизма ухода от
уплаты налогов через недостатки,заложенные
в правовых актах, а главное-
постоянное сужение налогооблагаемой
базы в результате сокращения
реального ВВП Пока главная
производительная сила общества-
экономически активный человек-
не имеет возможности для своего
нормального расширенного воспроизводства,удовлетворения
социальных потребностей,образуется"порочный
круг":нет доходов,нет спроса
на продукцию, нет развития
производства,нет инвестиций,нет
накоплений,растет импорт,растут
долги,неплатежи,процентные ставки,
спекулятивные сделки, падает национальная
валюта, сокращается уровень жизни,увеличивается
зависимость от иностранного
капитала.
3. Возможности
сокращения расходов федерального
бюджета практически исчерпаны.
Речь в настоящее время
может идти лишь об оптимизации структуры
расходных статей. Отдельно следует
сказать о расходах на обслуживание
государственного долга. Необходимо решить
вопрос о реструктуризации государственного
долга и установлении верхней
границы доходности по государственным
заимствованиям.Финансирование бюджетного
дефицита за счет эмиссии государственных
ценных бумаг с низкой бюджетной
эффективностью приводит к потере управляемости
государственным долгом.
Дальнейшие пути развития
общества предполагают либо движение
к сужению функций государства
в области экономической и
социальной политики, углублению регионального
сепаратизма,либо к укреплению основ государственности
на федеративной основе с четко очерченными
геополитическими функциями в области
интеграционных процессов.
Стратегический курс в
сфере государственных финансов
- это прежде всего реальный бюджет.
А это означает, что до тех пор,
пока экономика не "встанет на
ноги" путем возрождения производства,
у государства нет оснований
для популистских заявлений относительно
возможностей решения социально-экономических
проблем за счет централизованного
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов. Для решения этой проблемы
необходимо создать все условия,
чтобы накопления, активы, созданные
в России, работали в ее интересах,
как это делается в странах
с развитой рыночной экономикой. В
этом важнейшая задача всех ветвей
власти, предпринимателей, населения.
Реальный бюджет - это
и возможность его исполнения
в соответствии с утвержденными
параметрами,что во многом зависит
от макроэкономических показателей
развития экономики.Важнейший из них
- уровень инфляции,определяющий динамику
денежной массы и ее соответствие
спросу экономики на деньги.
5. Сокращение государственного
сектора экономики и увеличение
частной собственности в ключевых
отраслях, включая естественные
монополии, не привело к увеличению
доходной базы государственного
бюджета, росту объемов производства.Расширение
совокупного предложения в современных
условиях может обеспечить только
инвестиционное финансирование
за счет внутренних и внешних
заимствований,сбережений средних
слоев населения, а также лиц,
получающих высокие и сверхвысокие
доходы, средств нерезидентов.
6. Известно,что активы
Федеральной резервной системы
США(ФРС) формируются в основном
за счет правительственных займов,
доходность которых соответствует
учетной ставке ФРС. Такие монетаристские
методы проведения финансовой
и денежно-кредитной политики
вполне могла бы позаимствовать
Россия. В то же время, следуя
рекомендациям западных экспертов,в
том числе американских,Банк России
минимизировал свое участие в
поддержке рынка государственных
ценных бумаг и не использовал
рыночные способы поддержки доходности
на приемлемом для бюджета
уровне, а сужал денежную базу.
7. Большое значение имеет
стабилизация валютного курса
рубля. Целесообразно обратить
внимание на проблему перевода
валютных корреспондентских счетов
НОСТРО российских коммерческих
банков в Центральный банк
РФ. Это позволило бы не только
увеличить денежную базу и расширить денежную
массу в обращении,но и поставить надежный
заслон на пути незаконного вывоза капитала,сделать
более реалистичным валютный курс рубля.
Необходим комплекс мер по ограничению
спекуляции на валютном рынке. Например,проводимая
в последние годы денежно-кредитная политика"подталкивает"и
вынуждает население к использованию
иностранной валюты в качестве основной
формы сбережений в целях снижения инфляционного
риска. Это негативно влияет на валютный
курс рубля,искажая реальное соотношение
рубля и доллара по паритету покупательной
способности.Такие вложения носят в основном
спекулятивный характер и напрямую зависят
от макроэкономических показателей.Выход
из создавшейся ситуации выглядит так:
государство создает предпосылки для
конвертации иностранной валюты, принадлежащей
физическим лицам и хранящейся вне банковской
системы, в рублевые активы, для привлечения
средств на счета коммерческих банков,
для гарантирования сохранности вкладов
и их индексации.Одновременно в основу
денежно-кредитной политики оно закладывает
регулирование процентных ставок.
8. Одна из проблем федерального
бюджета - повышение отдачи от
использования государственной
собственности.Необходимо повысить
персональную ответственность представителей
государства в органах управления
корпораций,доля акций которых
принадлежит государству,за эффективное
использование активов, налаживание
кооперационных связей и создание
условий для привлечения инвестиций.Соответствующие
положения должны быть предусмотрены
в контрактах,заключаемых с представителями
государства.Следует обеспечить
поступление в бюджет дивидендов,арендной
платы от использования государственного
имущества. Для этого целесообразно
активизировать работу Центрального
фонда хранения и обработки
информации фондового рынка- Центрального
депозитария и единой национальной
депозитарной системы, сформировать
систему доверительного управления
государственными пакетами акций
и другой собственностью,создать
полный реестр объектов недвижимости,включая
незавершенное строительство на
федеральном и региональном уровнях,
обеспечить подтверждение прав
РФ на зарубежную собственность
и повышение эффективности ее
использования.
9. Для формирования доходной
базы бюджетов всех уровней
особое значение имеет проблема
их кассового исполнения.В процессе
управления финансовыми потоками
государства возникают временные
кассовые разрывы.Минимизация остатков
на отдельных бюджетных счетах
возможна лишь с переходом
к единому счету Федерального
казначейства,что обеспечит централизацию
всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими
правовыми актами Правительства РФ решить
вопрос по счетам Государственного таможенного
комитета РФ и государственных внебюджетных
фондов, средства которых остаются в распоряжении
коммерческих банков на достаточно длительное
время. Эти ресурсы могли бы эффективно
использоваться на покрытие временных
кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская
система требует серьезного реформирования
и придания ей самостоятельного статуса
по аналогии с имеющимся зарубежным опытом
в целях укрепления финансовой дисциплины
и разведения процессов составления,утверждения
и исполнения бюджета, которые в настоящее
время сконцентрированы в Минфине РФ.
10. Необходима ориентация
финансовой и денежно-кредитной
политики России на ее геополитические
интересы. А они, прежде всего,
находятся в пределах стран
СНГ. Ориентация государств СНГ
на использование во взаимных
расчетах доллара США, привлечение
крупных внешних займов, существенно
увеличивающих нагрузки на бюджеты,
вызывает сложности с погашением
задолженности,обеспечением сбалансированности
платежных балансов
Таким образом,для стабилизации
экономики и финансовой системы
необходимо:
- обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
- реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
- установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям,расширить операции Банка России на открытом рынке;
- стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
- сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
- реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность,повысив статус,расширив сферу применения;
- ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Основные направления финансовой
политики в России на 2012 год и период 2013
и 2014 годов подготовлены в соответствии
со статьей 45 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»
и информируют общественность о целях,
стоящих перед Банком России в этой области
макроэкономического регулирования, инструментах
и условиях достижения целей.
В предстоящий трехлетний период Банк
России завершит переход к таргетированию
инфляции на основе установления целевого
интервала изменения индекса потребительских
цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная
политика Банка России будет сосредоточена
на последовательном снижении инфляции,
а в более отдаленной перспективе – на
поддержании стабильно низких темпов
роста цен (стабильности цен). Такая политика
будет способствовать обеспечению устойчивого
экономического роста и повышению благосостояния
населения.
В рамках выбранной стратегии ставится
задача снизить инфляцию до 4 – 5% в
годовом выражении в 2014 году.
Реализация денежно-кредитной политики
будет проходить в условиях гибкого курсообразования.
При этом Банк России сохранит свое присутствие
на валютном рынке исключительно с целью
сглаживания избыточной волатильности
валютного курса, не оказывая влияния
на тенденции в его динамике, формируемые
фундаментальными факторами. Это позволит
избежать рисков для стабильности российской
финансовой системы вследствие чрезмерно
резких колебаний валютного курса и в
то же время поможет адаптации экономических
агентов к работе в условиях практически
свободно плавающего валютного курса.