Финансы в системе рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть сущность финансов;
• дать характеристику функциям финансов;
• рассмотреть элементы финансового механизма;
• рассмотреть проблемы стабилизации финансов и возможные пути их решения в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике 4
1.1. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений 9
2. Финансовый механизм и его элементы 12
3. Проблемы стабилизации финансов и возможные пути их решения. 16
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 60.98 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине :

 «Финансы, денежное обращение,  кредит»

На тему: «Финансы в системе рыночной экономики»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ЗНФ -301

Пузачева Евгения Викторовна

Преподаватель Трофимовская А. В.

Оценка _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике 4

1.1. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений 9

2. Финансовый механизм и его элементы 12

3. Проблемы стабилизации финансов и возможные пути их решения. 16

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

Введение

 

Сущность финансов,закономерности их развития,сфера охватываемых ими  товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются экономическим строем общества,природой и функциями государства.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий,отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.Их возникновение произошло  в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному  обмену и было тесно связано с  развитием государства и его  потребностей в ресурсах.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что в странах  с развитой рыночной экономикой решение  кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем  ее финансового управления.

Успех деятельности акционерных  обществ во многом определяется знанием  всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают  кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента(наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий)приобретают исключительно важное значение.

Объектом курсовой работы являются финансы.

Предмет исследования- рассмотрение финансов в рыночной экономике.

Целью курсовой работы является изучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть сущность финансов;
  • дать характеристику функциям финансов;
  • рассмотреть элементы финансового механизма;
  • рассмотреть проблемы стабилизации финансов и возможные пути их решения в России.
  1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике

 

 

Финансы – как  экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, учавствующих в создании совокупного общественного продукта.

Финансы – это наука  о том, каким образом люди распределяют дефицитные ресурсы во времени.

Функциями финансов являются:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая;

 

Важнейшая из них — распределительная. Именно она в наибольшей степени  раскрывает суть финансов.

Условием функционирования финансов является наличие денег,а  причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах,обеспечивающих их деятельность.

 

 

Распределительная функция.

Сущность этой функции  состоит в распределнии денежных доходов по целевым денежным фондам. Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы. С одной стороны, финансы формируются за счет доходов. С другой стороны, расходы бюджетов и внебюджетных фондов формируют вторичные доходы. Тем самым обеспечивается распределение и перераспределение валового национального продукта через финансовую систему.

Содержание этого процесса составляет движение доходов. Именно они  сначала распределяются, а впоследствии — перераспределяют. Поэтому выделяют первичное и вторичное распределение.

Обычно выделяют три стадии движения доходов, отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная плата), заработную плату работника и прибыль собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников факторов производства. Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе  из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на социальное страхование, оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из бюджетов различных уровней власти и внебюджетных фондов выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура  доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и  вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые  для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией  является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров  и услуг. Определенная часть доходов  сберегается.

Сумма первичных доходов  за определенный период обязательно  равняется сумме конечных доходов  плюс сбережения. Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения  доходов.

 

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Финансы как денежные отношения  возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего воспроизводственного процесса и оказывают на него сильнейшее влияние.

 

 

Контрольная функция.

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам.

Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной  властью нормативам. Эта функция  предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку  в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система финансового контроля. Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об исполнении бюджетов.

Объектом контрольной функции  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий,организаций,учреждений.Повышение  эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами,работниками  финансовых отделов, достоверности  финансовой информации,соблюдения финансовой дисциплины,правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности.Только при  таких условиях результаты финансового  контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение  дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью  особых контролирующих органов. В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный,внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный(вневедомственный)финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное Собрание,Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые,кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий,учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации.Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля —аудита — привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудитпредставляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство— это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.

 

Регулирующая  функция.

Регулирующая функция  регулирует распределение денег  по целевым денежным фондам  в соответствии с установленными нормативами.

Регулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики.

 

 

    1. Сущность  и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений

 

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве  в связи с налаживанием регулярного  товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических  формациях большая часть государственных  потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических  государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость  развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано  с распределением общественного  продукта в целях образования  фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного  потребления.

Информация о работе Финансы в системе рыночной экономики