Финансы в проиводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:37, реферат

Описание работы

Деньги в условиях рыночной экономики являются единст­венным средством реализации экономических взаимосвязей хозяйственных субъектов во всех фазах воспроизводственного процесса и на всех его организационных уровнях.
Финансы и кредит выступают денежно-стоимостной фор­мой отражения процесса воспроизводства валового обществен­ного продукта и национального дохода страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Глава Теоритические аспекты финансов в воспроизводстве………….….3
1.1. Финансы, их формы и значение в воспроизводстве…………………...3
1.2. Роль финансов в общественном воспроизводстве……………………..5
2. Глава 2. Анализ финансов в воспроизводстве………………………………9
2.1. Финансовая система в воспроизводстве……………………………………………………..9
2.2. Анализ,сущность, функции и роль кредита и кредитной системы в воспроизводстве………………………………………………………………………….8
3. Кризис воспроизводства в переходной экономике.
3.1. Изменение условий воспроизводства. …………………………………….24
3.2. Ухудшение финансового положения……………………………………….30
3.3. Кризис инвестиционных источников………………………………………32

Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

роль финансов в производстве.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Преодоление складывающейся ситуации возможно только путем применения соответствующей макроэкономической политики, в рамках которой инвестиционной должна отводится ведущая роль. Конечно, возможности государства по осуществлению прямо инвестиционной деятельности, равно как и по объемам выделяемых средств, в переходной экономике крайне ограничены. Сокращение участия государства в инвестиционном процессе при переходе к рыночной экономике неизбежно и объективно. Однако это означает снижение его инвестиционной активности как условия формирования определенного инвестиционного климата.

Основные задачи инвестиционной политики государства в отношении микроуровня экономики сводится к сохранению производственного –экономического потенциала предприятий, а во – вторых, создают импульсы для его развития. Решение этой задачи возможно только при условии самой обширной реформаторской деятельности, важнейшими мероприятиями которой будут преобразование собственности и изменение хозяйственного законодательства, ценовая, налоговая и кредитная политика. И все же, при характерном для переходной экономики остром дефиците инвестиционных ресурсов, главная функция государства в инвестиционной сфере - это  определение приоритетных направлений использования имеющихся ресурсов и концентрация их на этих направлениях, что соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов как конституирующего принципам рыночного хозяйствования. Напротив, отсутствие таких приоритетов создает обширные возможности лоббирования узко ведомственных интересов, что приводит к распылению и непродуктивному использованию ресурсов.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Ухудшение финансового положения

 

Резкое сокращение платежеспособного спроса привело к сокращению финансовой базы предприятий как из-за падения объемов денежных поступлений, так и их инфляционного обеспечения в результате удлинения сроков реализации. Активизировать эластичность спроса не имея развитой сбытовой сети предприятия не могли. А их попытки увеличить эластичность своего предложения не могли быть реализованы из-за отсталости оборудования и отсутствия финансовых средств для обновления. Поскольку динамика цен на производственные ресурсы опережала рост цен на готовую продукцию, трудности сбыта привели к быстрому росту кредиторской задолженности и снижению финансовой устойчивости предприятий.

Главное, однако, заключалось в том, что в результате применения шоковых методов реформирования экономики предприятия лишились значительной части собственных средств. Высокие темпы 1992 – 1993 гг. практически полностью обесценили оборотные фонды предприятий и лишили их собственных оборотных средств. Это проявилось  в высоком уровне дебиторской задолженности, хроническом недостатке производственных запасов и нарастающем дефиците высоколиквидных средств (денежные остатки на счетах). Острейший дефицит оборотных средств вынудили предприятия прибегнуть к использованию амортизационных средств, подрывая тем самым воспроизводственную базу предприятия. В то же время, замедление оборота средств предприятия в результате усложнения процесса реализации сопровождалось потерей части капитальной стоимости в результате недоамортизации. Предприятия оказались лишенными возможности возмещения авансированной стоимости. С другой стороны, вялый спрос лишил их возможности компенсировать постоянно растущие издержки за счет повышения цен. Это могло быть сделано только за счет доходной части. В результате – резкое снижение рентабельности производства, а следовательно, сокращение доходов и сужение возможностей накопления. В итоге воспроизводственные источники предприятия оказались подорванными.

Финансовое положение предприятия – не только результат их работ, но очень часто и следствие принимаемых государством решений. В значительной степени ухудшение финансового положения предприятий связано с чрезвычайно тяжелым налоговым бременем. Практически 75% доходной части предприятия вынуждены направлять на уплату налогов. Высокая налоговая нагрузка негативно сказывается на возможностях развития производства и совершенствования производственного потенциала. Причем характерно то, что основное налоговое бремя несут отрасли машиностроения, чем закрепляется тенденция к деиндустриализации экономики и сырьевой направленности ее развития. Жесткий налоговый пресс подрывает сами стимулы к цивилизованному предпринимательству. Стремление к сокрытию доходов становится характернейшей чертой хозяйственной деятельности подавляющего большинства предприятий. В экономике получают распространение такие негативные явления, как повсеместное применение бартерных операций, множества расчетных счетов, неучтенной выручки и т.п. Все это ведет к массовым злоупотреблениям и, конечно, не способствует становлению рыночных методов и рационализации хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Кризис инвестиционных источников

 

Недостаток финансовых источников развития оказалось невозможным восполнить за счет привлечения заемных средств.

Во – первых, высокие темпы инфляции и ее непредсказуемый, скачкообразный характер не позволяют определить равновесную цену денег, а следовательно, и проводить эффективное кредитование. Принявшие всеобъемлющий, массовый характер неплатежи еще больше увеличили риски кредитования. Все это способствовало резкому росту стоимости кредита. Ухудшение соотношения между возросшей процентной ставкой и уровнем рентабельности предприятий в результате снижения последней, сделало долгосрочное кредитование практически недоступным для предприятий.
              Во – вторых, в значительной степени сузилось кредитное поле. Собственные средства банков еще недостаточны для проведения долгосрочного кредитования. Использование временно свободных средств предприятий, являющихся основным источником кредитования, оказалось невозможным как в силу их недостаточности, так и нестабильности поступлений. Даже увеличивающиеся сбережения населения не могут служить в качестве долгосрочных кредитных ресурсов, так как носят краткосрочный характер и являются неустойчивым источником.
              В – третьих, неразвитость вторичного рынка ценных бумаг лишает предприятия и этого источника инвестиций. Население не склонно вкладывать деньги в акции предприятий, да и возможности  для таких вложений у него невелики.

В – четвертых, длительность сроков окупаемости из-за высокой капиталоемкости производства, рыночная нестабильность и непредсказуемость самой хозяйственной ситуации начисто лишают предприятия возможностей привлечения банковского капитала.

Наконец, ошибки приватизации и расплывчатость прав собственности, низкая рентабельность и тяжелое налоговое бремя делает иллюзорной и ставку на привлечение иностранных инвесторов.

Отсутствие собственных и недоступность кредитных средств поставили российские предприятия в чрезвычайно тяжелые условия. Сталкиваясь, с одной стороны, с настоятельной необходимостью в структурной перестройке, развитии производственного аппарата и обновления продукции, предприятия, с другой – полностью лишены средств для осуществления этих преобразований. Более того, многие из них оказались перед реальной угрозой технико – экономической деградации производства, так как не обеспечевают из-за нарушения непрерывности кругооборота фондов даже простого воспроизводства.

Следовательно, проблема заключается не в том. Кризисное явления охватили все стадии и фазы индивидуального воспроизводства. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о воспроизводственном кризисе на микроуровне экономики. Учитывая зависимый характер индивидуального процесса воспроизводства по отношению к общественному, решение его проблем требует радикальных корректировок в хозяйственной и инвестиционной политике государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Десятилетие рыночной трансформации позволило странам с переходной экономикой ликвидировать тотальное огосударствление хозяйства, провести широкую приватизацию и создать условия для развития предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

В сфере производства реальные результаты трансформации не вполне отвечали поставленным целям. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, плохо адаптировались к условиям рынка, в большинстве оставались экономически неэффективными, сохраняли избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру. Индустриальные гиганты по – прежнему оставались монополистами на соответствующих сегменты рынка. Тяжелое финансово – экономическое положение большинства крупных предприятий способствовало увеличению взаимной задолженности и привело к невозврату кредитов, невозможности платить налоги и взносы в социальные фонды. Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике.

В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации – преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли – продажи земель сельскохозяйственного назначения.

              Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учреждения на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации.

Ключевую роль в рыночной адаптации как и государственных, так и приватизационных предприятий играет их последовательная и целенаправленная структуризация. Последняя имеет организационный и финансовый аспект. В результате организационной реструктуризации число и характер субъектов реального сектора приближается к нормам рыночной экономики. Финансовая реструктуризация способствует оздоровлению активов, расчистке балансов компаний по критериям рыночной экономики. Значительную роль в реструктуризации играют банки.   


  

   

 

Список использованной литературы:

 

1. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГУ, 1994

2. Курс экономической теории.  Учебное пособие / Рук. Авт. Колл. А.Б. Сидорович. – М.: МГУ им.  Ломоносова, изд. «Дис» 1997

3. Курс экономической теории: Учебное пособие; Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров: МИМО, 1994

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 1998

5. Бузгалин А.В. Переходная экономика

6.  Экономика. Издание 3-е, под редакцией А.С. Булатова. Юристъ, Москва. 2000

1.      Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/

2.      Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2000 —№ 11-12

3.      Кармоков X Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. — 2000 — № 3

4.      Кочерин Е. Госконтроль: на одного с сошкой... // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/

5.      Нерубайло В.Е. Осуществление внешнего контроля государственных финансов региональными счетными палатами Франции. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 1999 — № 6

6.      Опенышев С.П., Жуков В.А. Доктрина государственного контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 1999 — № 11

7.      Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000 — № 4

8.      Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 1999 — № 12

 

3

 



Информация о работе Финансы в проиводстве