Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:37, реферат
Деньги в условиях рыночной экономики являются единственным средством реализации экономических взаимосвязей хозяйственных субъектов во всех фазах воспроизводственного процесса и на всех его организационных уровнях.
Финансы и кредит выступают денежно-стоимостной формой отражения процесса воспроизводства валового общественного продукта и национального дохода страны.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Глава Теоритические аспекты финансов в воспроизводстве………….….3
1.1. Финансы, их формы и значение в воспроизводстве…………………...3
1.2. Роль финансов в общественном воспроизводстве……………………..5
2. Глава 2. Анализ финансов в воспроизводстве………………………………9
2.1. Финансовая система в воспроизводстве……………………………………………………..9
2.2. Анализ,сущность, функции и роль кредита и кредитной системы в воспроизводстве………………………………………………………………………….8
3. Кризис воспроизводства в переходной экономике.
3.1. Изменение условий воспроизводства. …………………………………….24
3.2. Ухудшение финансового положения……………………………………….30
3.3. Кризис инвестиционных источников………………………………………32
Заключение…………………………………
Наиболее распространенной является распределительная концепция финансов. Сторонники ее определяют финансы как денежные фонды, создаваемые в процессе распределения валового общественного продукта и национального дохода и отношений по поводу образования и использования этих фондов.
Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении сущности финансов. Сторонники этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении национального дохода, но и во всех сферах его движения и, прежде всего, в сфере непосредственного создания национального дохода.
По мнению же сторонников распределительной теории содержания финансов, их воспроизводственный подход затрудняет выявление специфики финансовых отношений и их места в системе денежных отношений.
Если учесть, что финансы — это денежные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса воспроизводства как в рамках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспроизводственная концепция фмансовой системы не лишена экономического смысла. Финансовые ресурсы — объект финансовых отношений, это денежные средства, находящиеся в распоряжении всех хозяйствующих субъектов страны — государства, юридических и физических лиц. Основной источник их образования — национальный доход.
Содержание финансов наиболее полно раскрывается при рассмотрении их функций, финансового механизма и финансовой политики.
В одних источниках различают три, а в других — две функции финансов.
Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство отраслей непроизводственной сферы.
В распределительной функции финансы осуществляют первичное распределение национального дохода и вторичное его распределение, т.е. перераспределение. Первичное распределение осуществляется на предприятии (фирме). Из денежной выручки от реализации продукции (услуг) образуются следующие денежные фонды, т.е. финансы предприятия: амортизационный фонд для восстановления потребленных (в размере износа) средств труда (машин, оборудования и др.); фонд оборотных средств для восстановления потребленных в процессе производства предметов труда (сырья, основных и вспомогательных материалов, энергоносителей и др.); фонд оплаты труда работников и их социального обеспечения; прибыль. Вторичное распределение распространяется на прибыль предприятия, из которой уплачиваются налоги в государственный бюджет и проценты за полученный в банке кредит. Оставшаяся после уплаты налогов и ссудного процента часть прибыли служит источником расширенного воспроизводства, т.е. превращается в капитал, капитализируется.
В стимулирующей и контрольной функциях финансы способствуют эффективному экономическому росту и обеспечивают согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений.
Финансовая политика — это совокупность разрабатываемых правительством мер по мобилизации финансовых ресурсов и их наиболее рациональному использованию.
Финансовый механизм представляет собой систему организационных методов, форм и учреждений, их реализующих. Поскольку финансы и финансовые отношения — категории, динамично трансформирующиеся под влиянием изменений в самом процессе воспроизводства, то и финансовая политика, и финансовый механизм должны постоянно обновляться. Существенные изменения в финансовую политику и финансовый механизм могут быть внесены в связи с объективной оценкой реального финансового положения страны.
В качестве основных показателей, используемых для оценки финансового состояния государства, применяют размеры бюджетного дефицита и государственного внутреннего и внешнего долга. В связи с этим возникает вопрос о границах бюджетного дефицита. Мировая практика признает дефицит в размере 3—4% (не более) к национальному доходу допустимым.
В организационной структуре финансов основным элементом является государственный бюджет.
Бюджет — это баланс доходов и расходов страны за определенный период (месяц, квартал, год).
Главным источником доходной части госбюджета являются налоги. Это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоги существуют с момента возникновения государства. С расширением государственных функций по мере развития общества увеличивается значение налогов в развитии как государства, так и всего общества. Существенно важно для создания устойчивой и эффективной финансовой системы страны наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования являются:
• способность механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;
• понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов.
В западной экономической литературе используется понятие «эластичность налоговой системы». Это понятие отражает взаимосвязь доходов и налогов. Утверждается, что при достижении оптимального уровня налоговых ставок (критической точки перегиба) прирост государственных доходов снижается, сокращаются поступления в бюджет, производство устремляется в теневую экономику. Перегиб же в пользу государства ведет к увеличению необеспеченного платежеспособного спроса.
Необходимо стремиться к установлению оптимальной нормы налоговых ставок, что позволяет иметь налоговые ставки довольно высокими, чтобы предотвратить инфляцию, и достаточно низкими, чтобы заинтересовать предпринимателей в расширении производства. Каждой стране и в каждый из периодов ее экономического развития присущи свои оптимальные нормы налоговых ставок. Прав Я. Корнай, отмечая, что не надо пытаться вводить шведские налоги с венгерских доходов.
В период централизованного планового управления экономикой в государственный бюджет СССР поступало более половины создаваемой хозяйственными организациями прибыли: в 1970 г. - 59%, в 1980 г. - 59%, в 1985 г. - 56%, в 1986 г. - 55%. Из оставшейся в распоряжении хозяйственных организаций прибыли на расширенное воспроизводство (капитальные вложения и увеличение собственных оборотных средств) было направлено: в 1970 г. — 44%, в 1980 г. — 20%, в 1985 г. — 18%, в 1986г. - 13%i.
Из общей суммы доходов государственного бюджета подавляющая часть приходилась на хозяйственные организации: в 1970 г. - 91,2%, в 1980 г. - 91,4%, в 1985 г. - 91,7%, в 1986 г. -91,9%. Подоходный налог с населения составлял незначительную долю доходной части государственного бюджета: в 1970 г. — 8,1%, в 1980 г.-8,1%, в 1985 г. - 7,7% и в 1986 г. - 7,4%2.
Главным образом через государственный бюджет осуществлялось перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между 1 и II подразделениями общественного производства — производством средств производства и производством предметов потребления, между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями, предприятиями и районами страны. В расходной части государственного бюджета на финансирование народного хозяйства, включая военно-промышленный комплекс, приходилось: в 1970 г. — 48,2%, в 1980 г. - 54,7%, в 1985 г. - 56,8% и в 1986 г. - 57.3%.
Следует отметить, что за счет этой высокой доли расходов государственного бюджета на финансирование народного хозяйства покрывались убытки рада предприятий и целых отраслей, таких, как угольная, нефтедобывающая, железнодорожный и речной транспорт, осуществлялись дотации сельскому хозяйству, строительной индустрии, связи и др.
Фактически посредством активной перераспределительной функции финансов и особенно государственного бюджета убыточные государственные предприятия, которых в промышленности было около 25%, осуществляли экономический рост за счет рентабельных предприятий. Это в конечном итоге отрицательно сказывалось на эффективности общественного воспроизводства.
В условиях перехода Казахстана к рынку и характерного для смешанной экономики плюрализма форм собственности роль финансов предприятий в общественном воспроизводстве возрастает. От величины прибыли, полученной предприятием, зависит возможность его расширенного воспроизводства, а убытки угрожают ему банкротством.
Принципиально меняется и структура доходов государственного бюджета. Основным каналом поступления средств в государственный бюджет становятся налоги.
В Казахстане в условиях резко усилившейся в начале 90-х годов инфляции ставки налогов были существенно повышены. Для многих промышленных предприятий они носят так называемый запретительный характер: у предприятий не остается прибыли для инвестиций в расширенное воспроизводство и даже для поддержания простого воспроизводства.
Некоторое представление о структуре федерального бюджета Казахстана дают следующие данные (табл. 6).
Из приведенных данных видно, что более 85% доходов бюджета России составляют налоги. Основная сумма налогов поступает в форме налогов на добавленную стоимость и налога на прибыль. План по доходной части в бюджете не выполняется (по данным Минфина фактически поступило доходов всего лишь 56% к плану). Расходы же федерального бюджета профинансированы на 71%, вследствие чего бюджетный дефицит вырос на 1,5%.
Такая ситуация является следствием проведения бюджетной политики, не ориентированной на использование методов государственного стимулирования развития общественного воспроизводства страны. Необходимость дальнейшего продолжения экономического реформирования не вызывает сомнения. Однако все яснее становится актуальность корректировки целевых установок, выработки всесторонне обоснованной государственной стратегии и тактики экономического реформирования.
Вполне очевидно, что целью реформ является создание социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное развитие российской экономики, ее социальную направленность. На этой основе должны быть четко определены национальные цели и приоритеты экономической политики и в качестве производной сформулирована финансовая политика.
Таблица 6
Исполнение федерального бюджета Казахстана в 1 квартале 1996 г., трлн тн. *
|
| Фактически | |
Элементы федерального бюджета | План 1 квартала | Данные Минфина | Данные Счетной палаты |
ДОХОДЫ (всего) | 71.3 | 48,7 | 62,6 |
Налоговые доходы (всего) | 60,1 | 35,3 | 52,3 |
в том числе: |
|
|
|
налог на прибыль | 11.3 | 5,4 | 8,2 |
НДС | 27.8 | 16.5 | 23.9 |
подоходный налог | 1.2 | ' 1,0 | 1.2 |
акцизы | 9,2 | 3,8 | 9,1 |
налоги на внешнюю торговлю | 7,3 | 6.7 | 6.6 |
неналоговые доходы (всего) | 6,2 | 8.7 | 7.2 |
в том числе: |
|
|
|
доходы от внешнеэкономической деятельности | 2.5 | 4.7 | 3.9 |
РАСХОДЫ (всего) | 90.0 | 69.8 | 74,0 |
в том числе: |
|
|
|
государственное управление | 1.9 | 1.8 | 1,8 |
международная деятельность | 6.4 | 3.7 | 5,6 |
национальная оборона | 17.6 | 13,9 | 13,5 |
правоохранительная деятельность | 7,8 | 8.1 | 6.6 |
наука | 2.7 | 1,4 | 1,4 |
промышленность н строительство | 7.7 | 3.7 | 3.5 |
сельское хозяйство | 2,9 | 2,Ь | 2,7 |
социально-культурные мероприятия | 8,8 | 5.8 | 5,2 |
обслуживание госдолга | 12,4 | 7.2 | 10,3 |
ДЕФИЦИТ | 18.7 | 21.0 | 11.4 |
Источники покрытия дефицита (всего) | 18.7 | 21.0 | 28.1 |
в том числе: |
|
|
|
реализация ценных бумаг | 10,0 | 15,0 |
|
внешние заимствования | 8,8 | 5,3 | — |
* Данные Министерства финансов и Счетной палаты РК// Финансовые известия. № 44. 22 апреля 1996 г.
2.2. Анализ,сущность, функции и роль кредита и кредитной системы в воспроизводстве.
Кредит — движение стоимости в товарной или денежной форме на основе ее возвратности. Как экономическая категория кредит выражает отношение между заимодавцем кредита (ссуды) и его заемщиком.
В современном рыночном хозяйстве кредит служит формой движения ссудного капитала — денежного капитала, приносящего проценты. Движение ссудного капитала можно выразить формулой: Д — Д', или Д = Д+£1,гдес1— процент за предоставленный кредит. Источниками ссудного капитала являются:
• во-первых, временно свободные денежные капиталы предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях народного хозяйства — промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и др. Они образуются в ходе кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства, вследствие несовпадения времени поступления денежной выручки от реализации товаров (услуг) со временем тех или иных вложений, затрат и платежей. Например, продажа готовой продукции и покупка сырья, энергоносителей, основных и вспомогательных материалов, а также выплата заработной платы работникам происходят в разное время; амортизационный фонд создается постепенно в течение ряда лет, а расходуется единовременно для восстановления изношенных средств труда и т.д.;
• во-вторых, временно свободные денежные доходы и сбережения различных социальных слоев общества.
Ссудный капитал — это капитал-собственность в противоположность капиталу-функции. Он не вкладывается его собственниками в какое-либо предприятие, а передается во временное пользование предпринимателям, действующим в той или иной отрасли народного хозяйства.
Другая важная особенность ссудного капитала — специфическая форма его отчуждения. Если отчуждение обычных товаров осуществляется в форме куличи-продажи, то отчуждение ссудного капитала как особого товара происходит в форме ссуды, посредством кредитования. Возвращается ссуда собственику
В процессе общественного воспроизводства не только образуются временно свободные денежные капиталы как источник ссудного капитала, но и возникает временная потребность функционирующих предпринимателей в дополнительном денежном капитале в форме кредита.
Вследствие того что в ходе кругооборота капитала в процессе общественного воспроизводства происходит смена товарной и денежной форм капитала, возникает необходимость в кредите для обеспечения непрерывности воспроизводства. Функционирующие капиталисты прибегают к кредиту на разных стадиях воспроизводства на сроки до получения денежной выручки от реализации готовой продукции.