Финансы в проиводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:37, реферат

Описание работы

Деньги в условиях рыночной экономики являются единст­венным средством реализации экономических взаимосвязей хозяйственных субъектов во всех фазах воспроизводственного процесса и на всех его организационных уровнях.
Финансы и кредит выступают денежно-стоимостной фор­мой отражения процесса воспроизводства валового обществен­ного продукта и национального дохода страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Глава Теоритические аспекты финансов в воспроизводстве………….….3
1.1. Финансы, их формы и значение в воспроизводстве…………………...3
1.2. Роль финансов в общественном воспроизводстве……………………..5
2. Глава 2. Анализ финансов в воспроизводстве………………………………9
2.1. Финансовая система в воспроизводстве……………………………………………………..9
2.2. Анализ,сущность, функции и роль кредита и кредитной системы в воспроизводстве………………………………………………………………………….8
3. Кризис воспроизводства в переходной экономике.
3.1. Изменение условий воспроизводства. …………………………………….24
3.2. Ухудшение финансового положения……………………………………….30
3.3. Кризис инвестиционных источников………………………………………32

Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

роль финансов в производстве.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Наиболее распространенной является распределительная концепция финансов. Сторонники ее определяют финансы как денежные фонды, создаваемые в процессе распределения вало­вого общественного продукта и национального дохода и отно­шений по поводу образования и использования этих фондов.

Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении сущности финансов. Сторонники этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов воз­никают не только при распределении национального дохода, но и во всех сферах его движения и, прежде всего, в сфере не­посредственного создания национального дохода.

По мнению же сторонников распределительной теории со­держания финансов, их воспроизводственный подход затрудня­ет выявление специфики финансовых отношений и их места в системе денежных отношений.

Если учесть, что финансы — это денежные ресурсы, необ­ходимые для обеспечения процесса воспроизводства как в рам­ках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспро­изводственная концепция фмансовой системы не лишена экономического смысла. Финансовые ресурсы — объект фи­нансовых отношений, это денежные средства, находящиеся в распоряжении всех хозяйствующих субъектов страны — госу­дарства, юридических и физических лиц. Основной источник их образования — национальный доход.

Содержание финансов наиболее полно раскрывается при рассмотрении их функций, финансового механизма и финансо­вой политики.

В одних источниках различают три, а в других — две функ­ции финансов.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств как в рамках страны, так и в рамках каж­дого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство от­раслей непроизводственной сферы.

В распределительной функции финансы осуществляют пер­вичное распределение национального дохода и вторичное его распределение, т.е. перераспределение. Первичное распределе­ние осуществляется на предприятии (фирме). Из денежной вы­ручки от реализации продукции (услуг) образуются следующие денежные фонды, т.е. финансы предприятия: амортизацион­ный фонд для восстановления потребленных (в размере износа) средств труда (машин, оборудования и др.); фонд оборотных средств для восстановления потребленных в процессе произ­водства предметов труда (сырья, основных и вспомогательных материалов, энергоносителей и др.); фонд оплаты труда работ­ников и их социального обеспечения; прибыль. Вторичное рас­пределение распространяется на прибыль предприятия, из ко­торой уплачиваются налоги в государственный бюджет и про­центы за полученный в банке кредит. Оставшаяся после уплаты налогов и ссудного процента часть прибыли служит источни­ком расширенного воспроизводства, т.е. превращается в капи­тал, капитализируется.

В стимулирующей и контрольной функциях финансы спо­собствуют эффективному экономическому росту и обеспечива­ют согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений.

Финансовая политика — это совокупность разрабатываемых правительством мер по мобилизации финансовых ресурсов и их наиболее рациональному использованию.

Финансовый механизм представляет собой систему органи­зационных методов, форм и учреждений, их реализующих. По­скольку финансы и финансовые отношения — категории, ди­намично трансформирующиеся под влиянием изменений в са­мом процессе воспроизводства, то и финансовая политика, и финансовый механизм должны постоянно обновляться. Суще­ственные изменения в финансовую политику и финансовый механизм могут быть внесены в связи с объективной оценкой реального финансового положения страны.

В качестве основных показателей, используемых для оценки финансового состояния государства, применяют раз­меры бюджетного дефицита и государственного внутреннего и внешнего долга. В связи с этим возникает вопрос о грани­цах бюджетного дефицита. Мировая практика признает де­фицит в размере 3—4% (не более) к национальному доходу допустимым.

В организационной структуре финансов основным элемен­том является государственный бюджет.

Бюджет — это баланс доходов и расходов страны за опреде­ленный период (месяц, квартал, год).

Главным источником доходной части госбюджета являются налоги. Это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоги существуют с момента возникновения государства. С расширением государственных функций по мере развития общества увеличивается значение налогов в развитии как государства, так и всего общества. Существенно важно для создания устойчивой и эффективной финансовой системы страны наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.

Основными принципами налогообложения в рыночной мо­дели хозяйствования являются:

• способность механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

• понимание того факта, что излишнее изъятие налогов да­ет временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это вле­чет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов.

В западной экономической литературе используется поня­тие «эластичность налоговой системы». Это понятие отражает взаимосвязь доходов и налогов. Утверждается, что при дости­жении оптимального уровня налоговых ставок (критической точки перегиба) прирост государственных доходов снижается, сокращаются поступления в бюджет, производство устремляет­ся в теневую экономику. Перегиб же в пользу государства ведет к увеличению необеспеченного платежеспособного спроса.

Необходимо стремиться к установлению оптимальной нор­мы налоговых ставок, что позволяет иметь налоговые ставки довольно высокими, чтобы предотвратить инфляцию, и доста­точно низкими, чтобы заинтересовать предпринимателей в расширении производства. Каждой стране и в каждый из пе­риодов ее экономического развития присущи свои оптималь­ные нормы налоговых ставок. Прав Я. Корнай, отмечая, что не надо пытаться вводить шведские налоги с венгерских доходов.

В период централизованного планового управления эконо­микой в государственный бюджет СССР поступало более половины создаваемой хозяйственными организациями прибыли: в 1970 г. - 59%, в 1980 г. - 59%, в 1985 г. - 56%, в 1986 г. - 55%. Из оставшейся в распоряжении хозяйственных организаций прибыли на расширенное воспроизводство (капитальные вло­жения и увеличение собственных оборотных средств) было на­правлено: в 1970 г. — 44%, в 1980 г. — 20%, в 1985 г. — 18%, в 1986г. - 13%i.

Из общей суммы доходов государственного бюджета подав­ляющая часть приходилась на хозяйственные организации: в 1970 г. - 91,2%, в 1980 г. - 91,4%, в 1985 г. - 91,7%, в 1986 г. -91,9%. Подоходный налог с населения составлял незначитель­ную долю доходной части государственного бюджета: в 1970 г. — 8,1%, в 1980 г.-8,1%, в 1985 г. - 7,7% и в 1986 г. - 7,4%2.

Главным образом через государственный бюджет осуществ­лялось перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между 1 и II подразделениями общест­венного производства — производством средств производства и производством предметов потребления, между промышленно­стью и сельским хозяйством, между отраслями, предприятиями и районами страны. В расходной части государственного бюд­жета на финансирование народного хозяйства, включая воен­но-промышленный комплекс, приходилось: в 1970 г. — 48,2%, в 1980 г. - 54,7%, в 1985 г. - 56,8% и в 1986 г. - 57.3%.

Следует отметить, что за счет этой высокой доли расходов государственного бюджета на финансирование народного хо­зяйства покрывались убытки рада предприятий и целых отрас­лей, таких, как угольная, нефтедобывающая, железнодорожный и речной транспорт, осуществлялись дотации сельскому хозяй­ству, строительной индустрии, связи и др.

Фактически посредством активной перераспределительной функции финансов и особенно государственного бюджета убы­точные государственные предприятия, которых в промышлен­ности было около 25%, осуществляли экономический рост за счет рентабельных предприятий. Это в конечном итоге отрица­тельно сказывалось на эффективности общественного воспро­изводства.

В условиях перехода Казахстана к рынку и характерного для смешанной экономики плюрализма форм собственности роль финансов предприятий в общественном воспроизводстве воз­растает. От величины прибыли, полученной предприятием, за­висит возможность его расширенного воспроизводства, а убыт­ки угрожают ему банкротством.

Принципиально меняется и структура доходов государст­венного бюджета. Основным каналом поступления средств в государственный бюджет становятся налоги.

В Казахстане в условиях резко усилившейся в начале 90-х годов инфляции ставки налогов были существенно повышены. Для многих промышленных предприятий они носят так называе­мый запретительный характер: у предприятий не остается при­были для инвестиций в расширенное воспроизводство и даже для поддержания простого воспроизводства.

Некоторое представление о структуре федерального бюджета Казахстана дают следующие данные (табл. 6).

Из приведенных данных видно, что более 85% доходов бюджета России составляют налоги. Основная сумма налогов поступает в форме налогов на добавленную стоимость и налога на прибыль. План по доходной части в бюджете не выполняет­ся (по данным Минфина фактически поступило доходов всего лишь 56% к плану). Расходы же федерального бюджета профи­нансированы на 71%, вследствие чего бюджетный дефицит вы­рос на 1,5%.

Такая ситуация является следствием проведения бюджетной политики, не ориентированной на использование методов государственного стимулирования развития общественного воспроизводства страны. Необходимость дальнейшего продол­жения экономического реформирования не вызывает сомне­ния. Однако все яснее становится актуальность корректи­ровки целевых установок, выработки всесторонне обосно­ванной государственной стратегии и тактики экономического реформирования.

Вполне очевидно, что целью реформ является создание социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное развитие российской экономики, ее социаль­ную направленность. На этой основе должны быть четко оп­ределены национальные цели и приоритеты экономической политики и в качестве производной сформулирована финан­совая политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Исполнение федерального бюджета Казахстана в 1 квартале 1996 г., трлн тн. *

 

 

Фактически

Элементы федерального бюджета

План 1 квартала

Данные Минфина

Данные Счетной палаты

ДОХОДЫ (всего)

71.3

48,7

62,6

Налоговые доходы (всего)

60,1

35,3

52,3

в том числе:

 

 

 

налог на прибыль

11.3

5,4

8,2

НДС

27.8

16.5

23.9

подоходный налог

1.2

' 1,0

1.2

акцизы

9,2

3,8

9,1

налоги на внешнюю торговлю

7,3

6.7

6.6

неналоговые доходы (всего)

6,2

8.7

7.2

в том числе:

 

 

 

доходы от внешнеэкономической деятельности

2.5

4.7

3.9

РАСХОДЫ (всего)

90.0

69.8

74,0

в том числе:

 

 

 

государственное управление

1.9

1.8

1,8

международная деятельность

6.4

3.7

5,6

национальная оборона

17.6

13,9

13,5

правоохранительная деятельность

7,8

8.1

6.6

наука

2.7

1,4

1,4

промышленность н строительство

7.7

3.7

3.5

сельское хозяйство

2,9

2,Ь

2,7

социально-культурные мероприятия

8,8

5.8

5,2

обслуживание госдолга

12,4

7.2

10,3

ДЕФИЦИТ

18.7

21.0

11.4

Источники покрытия дефицита (всего)

18.7

21.0

28.1

в том числе:

 

 

 

реализация ценных бумаг

10,0

15,0

 

внешние заимствования

8,8

5,3

* Данные Министерства финансов и Счетной палаты РК// Финансовые известия. № 44. 22 апреля 1996 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ,сущность, функции и роль кредита и кредитной системы в воспроизводстве.

Кредит — движение стоимости в товарной или денежной форме на основе ее возвратности. Как экономическая катего­рия кредит выражает отношение между заимодавцем кредита (ссуды) и его заемщиком.

В современном рыночном хозяйстве кредит служит формой движения ссудного капитала — денежного капитала, принося­щего проценты. Движение ссудного капитала можно выразить формулой: Д — Д', или Д = Д+£1,гдес1— процент за предос­тавленный кредит. Источниками ссудного капитала являются:

• во-первых, временно свободные денежные капиталы предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в раз­личных отраслях народного хозяйства — промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и др. Они образуются в ходе кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства, вследствие несовпадения времени поступления денежной выручки от реализации товаров (услуг) со временем тех или иных вложений, затрат и платежей. На­пример, продажа готовой продукции и покупка сырья, энерго­носителей, основных и вспомогательных материалов, а также выплата заработной платы работникам происходят в разное время; амортизационный фонд создается постепенно в течение ряда лет, а расходуется единовременно для восстановления из­ношенных средств труда и т.д.;

• во-вторых, временно свободные денежные доходы и сбе­режения различных социальных слоев общества.

Ссудный капитал — это капитал-собственность в противо­положность капиталу-функции. Он не вкладывается его собст­венниками в какое-либо предприятие, а передается во времен­ное пользование предпринимателям, действующим в той или иной отрасли народного хозяйства.

Другая важная особенность ссудного капитала — специфи­ческая форма его отчуждения. Если отчуждение обычных това­ров осуществляется в форме куличи-продажи, то отчуждение ссудного капитала как особого товара происходит в форме ссу­ды, посредством кредитования. Возвращается ссуда собственику

В процессе общественного воспроизводства не только обра­зуются временно свободные денежные капиталы как источник ссудного капитала, но и возникает временная потребность функционирующих предпринимателей в дополнительном де­нежном капитале в форме кредита.

Вследствие того что в ходе кругооборота капитала в процес­се общественного воспроизводства происходит смена товарной и денежной форм капитала, возникает необходимость в кредите для обеспечения непрерывности воспроизводства. Функциони­рующие капиталисты прибегают к кредиту на разных стадиях воспроизводства на сроки до получения денежной выручки от реализации готовой продукции.

Информация о работе Финансы в проиводстве