Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:05, курсовая работа
ю данной курсовой работы является исследование особенностей в организации финансов предприятий дорожного хозяйства.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
раскрытие сущности и особенностей финансов предприятия дорожного хозяйства, формирование и использование его ресурсов;
отслеживание влияния законодательства, политической и экономической обстановки в стране на развитие данной отрасли и экономическое положение дорожных предприятий, а так же определение источников финансирования предприятий дорожного хозяйства.
Определение затрат на содержание и ремонт автодорог, выявления основных и оборотных средств предприятий дорожного хозяйств
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть……………………………………………………5
1. Основы организации финансов предприятий дорожного хозяйства…………………………………………………………………………5
2. Порядок и источники финансирования предприятий дорожного хозяйства………………………………………………………………………..12
3. Затраты на содержание и ремонт автодорог. Основные и оборотные средства предприятий дорожного хозяйства…………………………………20
3.1. Затраты на содержание и ремонт автодорог…………………….20
3.2. Основные и оборотные средства предприятий дорожного хозяйства……………………………………………………………………….22
II. Практическая часть………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………………..41
Таким образом, мы рассмотрели особенности финансов предприятий дорожного строительства. Однако необходимо отметить, что на них оказывают влияние различные факторы. Их можно объединить в следующие группы.
pПриродно-климатические
P Природно-климатические особенности определяют сезонный характер дорожно-строительных работ. Устройство асфальтобетонных и бетонных покрытий возможно только при температурах выше +10о, что в условиях российского климата приходится на период с мая по октябрь. Земляные и подготовительные работы в большинстве регионов (Сибирь, Дальний Восток) в основном производятся в зимнее время из-за непроходимости дорожно-строительной техники по слабым грунтам.
P Поскольку природно-климатические условия на территории РФ разнятся, то и расходы в районах Крайнего Cевера и Сибири увеличиваются по сравнению в Европейской частью России. При планировании финансирования дорожных работ в данных районах в общем объеме средств учитываются также затраты на спецодежду, рассчитанную на суровый климат, и активные добавки, применяемые в составе бетонов и асфальтобетонов.
pТехнологические и организационные
P Выполнение дорожно-строительных работ характеризуется достаточно длительным циклом (от 2 до 24 месяцев), высокой материалоемкостью и трудоемкостью строительных работ, что изначально предполагает ориентацию на гарантированно платежеспособный спрос и авансовые схемы финансирования дорожного строительства.
P Устройство дорожных покрытий (щебень, асфальт, монолитный бетон) возможно после осадки насыпи в течение от полугода до года, поэтому освоение средств необходимо корректировать и рассчитывать согласно технологической последовательности дорожно-строительных работ.
P Зачастую отсутствуют песчаные карьеры для строительства дорог, поэтому необходимо заказывать гидронамывные карьеры за год, поскольку первым из этапов строительства автодороги при выигранном тендере является отсыпка земляного полотна из песков.
P В связи с конструктивной сложностью дорожно-строительных объектов существуют ограничения на стандартизацию строительных работ и услуг.
pЭкономические
P Дорожное строительство характеризуется высокой капиталоемкостью, что резко ограничивает круг потенциальных покупателей по их платежеспособности, к тому же длительный срок окупаемости дорожных объектов сдерживает приток частных инвестиций.
P Цена строительной продукции формируется в результате переговоров между заказчиком и подрядчиком или в результате проведения тендера.
P В структуре заказчиков дорожных организаций более 80% составляют государственные предприятия, образованные в форме МУП, ГП, дорожные департаменты, что обусловливает неритмичное поступление средств в основном в конце года, когда уже строительный сезон почти закончен. Поэтому возникает потребность в необходимых оборотных средствах за счет привлечения заемных средств, как правило в форме кредитов и кредиторской задолженности.
P
Вследствие длительного жизненного цикла
дорожно-строительной продукции (автодорог)
в строительстве возникает вторичный
рынок содержания и обслуживания объектов
дорожного строительства. То есть тендер
на строительство выигрывает одно предприятие,
ремонтирует его уже другое, а содержание
осуществляет третье.
Объем финансирования автомобильных дорог Российской Федерации на порядок меньше данного показателя в экономически развитых странах.
Так, показатель объема финансирования автомобильных дорог в расчете на 1 жителя и на 1 км дорожной сети в России значительно ниже показателей стран - основных партнеров России по международной торговле и конкурентов по экспортно-импортным перевозкам.
Рис 1. Объем финансирования автомобильных дорог на 1 жителя в различных странах
Недофинансирование дорожно-эксплуатационных работ приводит к сокращению срока службы дорог, увеличению потребности в затратах на их содержание и ремонт. Одновременно возрастает нагрузка на дорожную сеть. Так, в 2008 году автомобильный транспорт обеспечивал около 57 % общего объема грузовых перевозок в стране и 73 % пассажироперевозок. Кроме того, по территории Российской Федерации проходят 34 автомобильных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог. За последние 20 лет доля транзитного движения увеличилась с 12 % до 30 % от общего транспортного потока.
На протяжении уже целого ряда лет ставится задача достижения не только достаточных объемов, но и совершенствования механизмов финансирования, а также управления в дорожном хозяйстве. В условиях нового подхода к расходованию бюджетных средств преимущество должно отдаваться долговременным приоритетам, реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджетов.
Вместе с тем отказ от целевых источников финансирования дорожного хозяйства, отмена налога на пользователей автомобильных дорог и упразднение дорожных фондов с 2005 года привели к тому, что уже в том же 2005 году региональные бюджеты были не в состоянии обеспечить финансирование дорожного хозяйства за счет собственных налоговых доходов (Если до 2003 г. на основе Закона Российской Федерации от 18 октября 1991г. № 1759-1 для финансирования дорожного хозяйства существовала система специализированных внебюджетных дорожных фондов, то с 2001г. действие указанного закона в части Федерального дорожного фонда приостанавливалось, а с 2005 г. данный закон был отменен в полном объеме).
После упразднения Федерального дорожного фонда, отмены закрепления на уровне федерального законодательства обязательности территориальных дорожных фондов отмечается значительное сокращение объемов финансирования автомобильных дорог с 2,3% ВВП в 2004г. до 1,0% в 2008г.
Прекращено
выделение финансовой помощи на содержание,
ремонт и капитальный ремонт автомобильных
дорог, приведение в нормативное
состояние проезжей части улично-дорожной
сети для проезда транзитного
транспорта, а также субвенций
на дорожное хозяйство. Субсидии выделяются
только на строительство и реконструкцию
автомобильных дорог при
Непростая экономическая ситуация в стране в 2009 году также негативно отразилась на дорожном комплексе как в целом по стране, так и на региональном уровне. Снижение объема денежных средств, направленных субъектами РФ в 2009 году на дорожное хозяйство составило 53,7 млрд руб. Это всего 25,9 % к уровню 2008 года.
Рис.2. Объем финансирования ремонта и содержания федеральных дорог
Между
тем минимальная ежегодная
В данное время федеральные, территориальные и муниципальные автомобильные дороги не имеют закрепленных источников финансирования, средства на их содержание и развитие выделяются за счет доходов бюджетов соответствующих уровней. Размеры фактически выделяемых средств на финансирование автомобильных дорог определяются законами о бюджетах на предстоящий год, они во многом зависят от наполняемости бюджетов и социально экономических приоритетов органов государственной и муниципальной власти.
Но в ближайшие годы российским автомобилистам обещаны улучшение качества дорог и строительство новых трасс. По крайней мере, правительство решило значительно увеличить объем финансирования дорожного хозяйства. Заплатить за это предложено самим автомобилистам. За счет постепенного повышения топливного акциза водители пополнят бюджет суммой в три раза большей, чем с них собирается сейчас с помощью транспортного налога. При этом сам транспортный налог теоретически может быть снижен, а для машин небольшой мощности - даже отменен.
В мае 2010 года Минстранс и премьер-министр Владимир Путин предложили создать дорожный фонд как на федеральном, так и на региональном уровнях. Тогда ведомство подготовило законопроект, предполагающий пополнять фонды за счет 11 пунктов, среди которых - акцизы на топливо. Предложение было одобрено комитетом Государственной думы РФ по строительству и земельным отношениям, а позже и президентом Дмитрием Медведевым.
Создание дорожных фондов на региональном уровне станет обязательным для всех субъектов федераций с 1 января 2011 года. Об этом говорится в законопроекте о дорожных фондах, который в настоящее время проходит последние согласования в правительстве.
Значительная часть регионов не согласны с новой инициативой федерального правительства. В настоящее время средства, получаемые от транспортного налога, направляются, в том числе, и на социальную сферу. Однако с 1 января 2011 года эти деньги придется тратить исключительно на строительство и ремонт дорог.
Как
сообщил министр транспорта РФ Игорь
Левитин на состоявшемся 2 декабря
в администрации области
По его словам, федеральный дорожный фонд в отличие от прежнего будет бюджетным. Предусмотрены и другие отличия. Финансовые средства аккумулируются в казначействе и будут переходить на следующий год, что позволит освоить их без ущерба для качества. В последнее время до трети ассигнований поступало дорожникам в четвертом квартале, что отрицательно сказывалось на темпах и качестве дорожных работ. Новые подходы дают возможность планировать равномерное выделение средств в течение всего года. Еще одно преимущество дорожного фонда в новом формате - планирование долгосрочных контрактов по обслуживанию дорог, привлечение надежных подрядчиков, которые будут эксплуатировать построенные по современным технологиям автотрассы как минимум до первого капитального ремонта - от 3 до 12 лет.
Региональные
дорожные фонды формируются из акцизов
на топливо и транспортного
Пока, по расчетам Минфина, в 2011 году в федеральный дорожный фонд поступит 378 млрд руб. (из которых 34 млрд направят регионам для приведения в порядок дорог крупных городов), в 2012-м -- 348 млрд, в 2013-м -- 408 млрд руб. В 2010 году на дорожное хозяйство в федеральном бюджете предусмотрено 280 млрд руб. Таким образом, объем средств, выделяемых на содержание и строительство дорог, увеличится на 60%.
Основным источником дополнительного пополнения дорожного фонда будет, по словам Алексея Кудрина, «постепенное, очень плавное повышение акциза на топливо -- на 1 руб. в год» в 2011--2013 годах.
К тому же министр весьма оптимистично предположил, что нефтедобывающие компании для расширения своих продаж и увеличения доли на рынке топливной розницы не станут перекладывать повышенный акциз на своих потребителей, а заплатят его «за счет уменьшения своей прибыли».
От повышения топливных акцизов выиграет в финансировании и региональное дорожное хозяйство. В 2011 году дополнительные поступления от акциза в бюджет составят 82,9 млрд руб., из которых 34 млрд руб. пойдут в регионы на ремонт дорог крупных городов. Как пояснил министр финансов, 50% сборов дополнительного акциза начиная с 2012 года будет уходить в региональные бюджеты автоматически, без зачисления в федеральный. Распределение средств между субъектами федерации будет происходить по формуле, учитывающей протяженность автомобильных дорог и численность автомобилей.
Одновременно, по настойчивым просьбам некоторых регионов, где неплохо собирается транспортный налог, этот вид фискальных сборов решено сохранить. Транспортный налог полностью идет в региональные бюджеты, и право окончательно устанавливать его ставки на основе базовых также принадлежит субъектам федерации. Министр финансов лишь сообщил о намерении федерального центра снизить вдвое базовые ставки этого сбора, закрепленные в Налоговом кодексе. При этом данное в прошлом году право регионам вдесятеро увеличивать или уменьшать эти ставки за субъектами федерации сохранится (до этого у регионов было право впятеро отклоняться от базовых ставок). Поскольку расширением своих прав регионы воспользоваться еще не успели, то в итоге двукратное снижение базовых ставок позволит местным властям при желании сохранить транспортный налог в прежнем размере.