Финансы некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о НКО) НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

      1) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;  

      2) между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования; 

      3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов; 

      4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа; 

      5) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;  

      6) между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования; 

      7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Особенности финансового механизма некоммерческих организаций

Особенности финансового  механизма некоммерческих организаций  определяются организационно-правовой формой, уставными видами деятельности, оказанием платных услуг и  др.

В соответствии с Федеральным законом 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также в собственности или бессрочном пользовании земельные участки. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.

Источниками формирования имущества НКО являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Законами могут  устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций во многом определяется организационно-правовой формой НКО и источниками ее финансирования:

  • сметное финансирование;
  • сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);
  • полная самоокупаемость.

При этом выделяются следующие основные принципы:

  • формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т.п.;
  • использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;
  • самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);
  • покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов.

В зависимости от характера финансирования затрат среди НКО выделяются организации, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако получение прибыли не является в принципе основной их целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К ним, в частности, относятся:

1) НКО, создаваемые коммерческими предприятиями для оказания им различных услуг и представления их интересов (например, торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей);

2) НКО, целью  которых является предоставление  за плату услуг высокого качества  в области здравоохранения, образования и т.п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).

К отдельной  группе НКО относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы их членов, пожертвования и другие трансферты. Эта группа НКО включает организации, создаваемые, контролируемые и в основном финансируемые правительством и домашними хозяйствами. К ним относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды. Существуют следующие основные типы НКО, обслуживающих домашние хозяйства:

1) организации,  созданные для предоставления  услуг главным образом их членам  и финансируемые в основном за счет членских взносов (профессиональные союзы, политические партии, религиозные общества, добровольные спортивные общества, клубы по интересам и т.п.);

2) благотворительные  общества и фонды, предоставляющие  товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;

3) ведомственное  жилье, ведомственные больницы, поликлиники, клубы, стадионы и т.п.

Особенности финансового  механизма бюджетных учреждений:

  • бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой;
  • бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;
  • бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

  • целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;
  • строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;
  • контроль за рациональным использованием средств.

Бюджетная смета  бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении  которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ. Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

1) оплату труда  работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную  плату) работников органов государственной  власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

2) оплату поставок  товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

3) уплату налогов,  сборов и иных обязательных  платежей в бюджетную систему  РФ;

4) возмещение  вреда, причиненного бюджетным  учреждением при осуществлении  его деятельности.

Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.

Возможность осуществления  бюджетными учреждениями предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», «Основами законодательства РФ о культуре» и др.

Информация о работе Финансы некоммерческих организациях