Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о НКО) НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Существует несколько организационно-правовых форм НКО, которые можно отнести к собирательному понятию «общественное объединение». Они различаются направлениями деятельности, порядком членства или его отсутствием, вопросами управления имуществом. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» основными среди них являются:
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность этих объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений (ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Федеральный закон «Об общественных объединениях» разграничивает участников и членов соответствующих объединений. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» содержит только самые общие положения, касающиеся организационной структуры подобных юридических лиц, предоставляя ее подробную разработку на усмотрение участников.
Государственные корпорации.
Государственной корпорацией считается созданная для реализации социальных, управленческих или других общественно полезных функций НКО, единственным учредителем которой является Российская Федерация. Исключительное положение данной организационно-правовой формы НКО подтверждается отсутствием нормативно-правового регулирования данного вида НКО, так как для государственной корпорации нормативное регулирование заменяется индивидуально-правовым.
Статья 7 Закона о НКО определяет, что государственная корпорация представляет собой НКО и является собственником переданного ей имущества. Больше никаких норм относительно государственных корпораций в названном Федеральном законе нет. Однако создание государственной корпорации регламентируется специальным законом в каждом конкретном случае, который и будет определять правовой статус деятельности подобной НКО. Кроме того, специальный закон регулирует все вопросы создания (без учредительных документов) и осуществления деятельности государственных корпораций.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Юридические лица по совместной договоренности могут формировать объединения в виде ассоциаций или союзов для ведения деятельности в собственных интересах, с целью регулирования предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих прав и свобод. Государство и физические лица не могут быть участниками подобных объединений.
Коммерческие или некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы, но не одновременно, поскольку имеют разные цели хозяйственной деятельности. В случае желания коммерческих и некоммерческих организаций все же объединиться на основе общих целей (например, политических) это объединение должно осуществляться в иной организационно-правовой форме. Участники ассоциации или союза могут совместно принять решение о необходимости ведения предпринимательской деятельности для достижения общих целей, и тогда ассоциация или союз должны пройти процедуру реорганизации в товарищество или хозяйственное общество либо создать подобные организации для этих целей. Данное требование ограничивает правоспособность объединения коммерческих организаций относительно других НКО, которым разрешено самостоятельно принимать решения, касающиеся целей и видов своей деятельности, в том числе и предпринимательской. Ассоциация или союз НКО также становятся НКО.
Объединившиеся в ассоциацию или союз юридические лица не утрачивают собственную самостоятельность, статус юридического лица, а также все права и обязанности, которые имели до вступления в ассоциацию или союз. Ассоциация или союз имеет право собственности на имущество, образованное из поступлений от участников (как регулярных, так и единовременных), а также из иных источников, установленных действующим законодательством. Использование имущества ассоциаций и союзов допускается только в пределах специальной правоспособности соответствующих объединений.
Учредительными
документами ассоциации или союза
оговаривается невозможность отвечать
своим имуществом по обязательствам своих
членов, которые, наоборот, несут субсидиарную
ответственность по обязательствам объединения
(ст. 121 ГК РФ).
Некоммерческие партнерства.
Некоммерческим партнерством считается некоммерческая организация, созданная на основе членства для осуществления деятельности, направленной на содействие в достижении общих целей, удовлетворение нематериальных потребностей, защиту прав и интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных областях для получения общественных благ.
Учредителями
некоммерческого партнерства
Имущество, переданное
некоммерческому партнерству
Согласно ст. 29 Закона о НКО высшим органом управления некоммерческого партнерства становится общее собрание его членов. Некоммерческое партнерство имеет организационно-правовую форму, близкую к общественным организациям, автономным некоммерческим организациям и фондам. Подтверждением этому служит возможность преобразования согласно п. 1 ст. 17 Закона о НКО некоммерческого партнерства в одну из вышеперечисленных форм.
Некоммерческие партнерства основываются на принципе членства, что делает их похожими на общественные организации. Однако различия между ними существенные: во-первых, если цель создания общественных организаций — это достижение общеполезных результатов, то некоммерческие партнерства формируются в качестве содействующего инструмента для достижения этих результатов. Во-вторых, между этими видами юридических лиц имеются серьезные различия в объеме имущественных прав их членов. Члены общественных организаций не обладают имущественными правами в отношении имущества организаций, в то время как члены некоммерческих партнерств имеют даже обязательные права на имущество партнерства.
К числу основных прав членов некоммерческого партнерства относятся участие в управлении делами партнерства, право выходить из него по своему усмотрению и получать при этом часть наличного имущества или его стоимость в тех пределах, в которых это имущество было передано в собственность партнерству этим членом, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Автономная НКО.
Согласно ст. 10 Закона о НКО автономной НКО признается не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Учредители автономной НКО осуществляют надзор за ее деятельностью согласно учредительным документам. Закон о НКО относительно автономных НКО содержит минимум обязательных предписаний в области управления ими, что подразумевает достаточную свободу выбора для ее учредителей. Существенным ограничением имущественных прав учредителей является предписание пользоваться услугами автономной НКО на равных условиях со всеми остальными лицами. Данное положение в определенной степени снижает привлекательность этой организационно-правовой формы НКО для учредителей.
Автономные НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям ее создания. Аналогично ситуации с некоммерческим партнерством автономная НКО имеет право реорганизоваться в общественную организацию или в фонд.
Закон о НКО
и ГК РФ содержат далеко не полный перечень
возможных организационно-
1.2. Основные виды финансовых отношений некоммерческих организаций
Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям: