Финансы некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о НКО) НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Существует несколько организационно-правовых форм НКО, которые можно отнести к собирательному понятию «общественное объединение». Они различаются направлениями деятельности, порядком членства или его отсутствием, вопросами управления имуществом. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» основными среди них являются:

  • общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. (ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях»);
  • общественное движение. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
  • общественный фонд. Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Федерального закона «Об общественных объединениях»);
  • общественное учреждение. Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
  • орган общественной самодеятельности. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об общественных объединениях» органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
  • политическая партия. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических ЛИЦ, так и через юридические лица — общественные объединения.

Общественные  объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность этих объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Общественные  объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений (ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон  «Об общественных объединениях»  разграничивает участников и членов соответствующих объединений. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Федеральный закон  «Об общественных объединениях»  содержит только самые общие положения, касающиеся организационной структуры подобных юридических лиц, предоставляя ее подробную разработку на усмотрение участников.

Государственные корпорации.

Государственной корпорацией считается созданная для реализации социальных, управленческих или других общественно полезных функций НКО, единственным учредителем которой является Российская Федерация. Исключительное положение данной организационно-правовой формы НКО подтверждается отсутствием нормативно-правового регулирования данного вида НКО, так как для государственной корпорации нормативное регулирование заменяется индивидуально-правовым.

Статья 7 Закона о НКО определяет, что государственная  корпорация представляет собой НКО и является собственником переданного ей имущества. Больше никаких норм относительно государственных корпораций в названном Федеральном законе нет. Однако создание государственной корпорации регламентируется специальным законом в каждом конкретном случае, который и будет определять правовой статус деятельности подобной НКО. Кроме того, специальный закон регулирует все вопросы создания (без учредительных документов) и осуществления деятельности государственных корпораций.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридические лица по совместной договоренности могут формировать объединения в виде ассоциаций или союзов для ведения деятельности в собственных интересах, с целью регулирования предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих прав и свобод. Государство и физические лица не могут быть участниками подобных объединений.

Коммерческие  или некоммерческие организации  могут объединяться в ассоциации и союзы, но не одновременно, поскольку имеют разные цели хозяйственной деятельности. В случае желания коммерческих и некоммерческих организаций все же объединиться на основе общих целей (например, политических) это объединение должно осуществляться в иной организационно-правовой форме. Участники ассоциации или союза могут совместно принять решение о необходимости ведения предпринимательской деятельности для достижения общих целей, и тогда ассоциация или союз должны пройти процедуру реорганизации в товарищество или хозяйственное общество либо создать подобные организации для этих целей. Данное требование ограничивает правоспособность объединения коммерческих организаций относительно других НКО, которым разрешено самостоятельно принимать решения, касающиеся целей и видов своей деятельности, в том числе и предпринимательской. Ассоциация или союз НКО также становятся НКО.

Объединившиеся в ассоциацию или союз юридические лица не утрачивают собственную самостоятельность, статус юридического лица, а также все права и обязанности, которые имели до вступления в ассоциацию или союз. Ассоциация или союз имеет право собственности на имущество, образованное из поступлений от участников (как регулярных, так и единовременных), а также из иных источников, установленных действующим законодательством. Использование имущества ассоциаций и союзов допускается только в пределах специальной правоспособности соответствующих объединений.

Учредительными  документами ассоциации или союза  оговаривается невозможность отвечать своим имуществом по обязательствам своих членов, которые, наоборот, несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения (ст. 121 ГК РФ). 
 

Некоммерческие  партнерства.

Некоммерческим  партнерством считается некоммерческая организация, созданная на основе членства для осуществления деятельности, направленной на содействие в достижении общих целей, удовлетворение нематериальных потребностей, защиту прав и интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных областях для получения общественных благ.

Учредителями  некоммерческого партнерства могут  становиться как физические, так и юридические лица, а также и те и другие вместе. Некоммерческое партнерство имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, декларируемых в уставе.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его  членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом (ст. 8 Закона о НКО).

Согласно ст. 29 Закона о НКО высшим органом управления некоммерческого партнерства становится общее собрание его членов. Некоммерческое партнерство имеет организационно-правовую форму, близкую к общественным организациям, автономным некоммерческим организациям и фондам. Подтверждением этому служит возможность преобразования согласно п. 1 ст. 17 Закона о НКО некоммерческого партнерства в одну из вышеперечисленных форм.

Некоммерческие  партнерства основываются на принципе членства, что делает их похожими на общественные организации. Однако различия между ними существенные: во-первых, если цель создания общественных организаций — это достижение общеполезных результатов, то некоммерческие партнерства формируются в качестве содействующего инструмента для достижения этих результатов. Во-вторых, между этими видами юридических лиц имеются серьезные различия в объеме имущественных прав их членов. Члены общественных организаций не обладают имущественными правами в отношении имущества организаций, в то время как члены некоммерческих партнерств имеют даже обязательные права на имущество партнерства.

К числу основных прав членов некоммерческого партнерства  относятся участие в управлении делами партнерства, право выходить из него по своему усмотрению и получать при этом часть наличного имущества или его стоимость в тех пределах, в которых это имущество было передано в собственность партнерству этим членом, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Автономная  НКО.

Согласно ст. 10 Закона о НКО автономной НКО признается не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Учредители автономной НКО осуществляют надзор за ее деятельностью согласно учредительным документам. Закон о НКО относительно автономных НКО содержит минимум обязательных предписаний в области управления ими, что подразумевает достаточную свободу выбора для ее учредителей. Существенным ограничением имущественных прав учредителей является предписание пользоваться услугами автономной НКО на равных условиях со всеми остальными лицами. Данное положение в определенной степени снижает привлекательность этой организационно-правовой формы НКО для учредителей.

Автономные НКО  вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям ее создания. Аналогично ситуации с некоммерческим партнерством автономная НКО имеет право реорганизоваться в общественную организацию или в фонд.

Закон о НКО  и ГК РФ содержат далеко не полный перечень возможных организационно-правовых форм НКО. Существует множество НКО, чей вклад в улучшение жизни  общества, отдельных граждан и предприятий трудно переоценить. Их деятельность регулируется специальными нормативными правовыми актами. К таким НКО, в частности, относятся:

  • товарищество собственников жилья;
  • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • объединения работодателей. Их правовой статус регулируется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Под объединением работодателей понимается НКО, созданная на основе членства юридических и (или) физических лиц, являющихся работодателями. Создание подобных объединений преследует своей целью представительство законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений. Основными принципами осуществления деятельности подобных объединений являются добровольность вступления в них и выхода из них, самостоятельность в определении целей, видов и направлений деятельности, а также принцип социального партнерства при взаимодействии объединений работодателей и профессиональных союзов, органов государственной власти и местного самоуправления;
  • профессиональные союзы;
  • община коренных малочисленных народов;
  • ассоциации экономического взаимодействия.
 
 
 
 

1.2. Основные виды  финансовых отношений  некоммерческих организаций

Финансовые отношения  некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям: 

Информация о работе Финансы некоммерческих организациях