Финансы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа раскрывает сущность финансов населения, то есть нас с вами, показывает структуру доходов и расходов домашних хозяйств, именно так называется семья в финансах.
Так же как и на уровне государственной финансовой системы у домашних хозяйств есть и доходы и расходы. Есть свое сальдо, и главной задачей управляющего данным хозяйством является то, чтобы оно не было отрицательным. Грамотное ведение хозяйства обеспечивает и доход семье.

Содержание

Введение. 3
1. Финансы. 4
1.1. Экономическая сущность финансов. 4
1.2. Функции финансов. Финансовый механизм 6
2. Общее о финансах населения. 9
2.1. Сущность и функции финансов населения 9
3. Баланс доходов и расходов населения. 13
3.1. Денежные доходы населения и их состав 13
3.2. Денежные расходы населения и их состав 17
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24
Приложение 1. 25
Приложение 2. 26
Приложение 3. 27

Работа содержит 1 файл

Finansi naselenia.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Денежные потоки возникают у домашних хозяйств с не­государственным сектором — предприятиями, организация­ми, компаниями, получая от них товары, услуги, одновре­менно возвращая им стоимость полученных различных благ в форме денег. Юридические лица вместе с тем могут обеспе­чивать домохозяйства кредитными ресурсами, а также прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при на­личии соответствующей собственности у членов данного кол­лектива.

В результате кругооборота финансовых ресурсов домо­хозяйства могут удовлетворять свои личные потребности се­годня и в будущем.

Финансовые ресурсы населения — это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности чле­нов домохозяйства, он выступает частью национального до­хода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зави­сит от усилий каждого в хозяйстве.

В состав финансовых ресурсов населения включаются:

•   собственные средства, т. е. заработанные каждым чле­ном семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, при­быль от коммерческой деятельности;

•   средства, мобилизованные на рынке, в форме получен­ного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

•   средства, поступившие в порядке перераспределе­ния, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджет­ных социальных фондов.

Финансовые ресурсы населения выступают в виде двух обособленных денежных фондов:

•   фонда потребления, предназначенного для удовлетво­рения личных потребностей данного коллектива — семьи (при­обретение продуктов питания, товаров промышленного про­изводства, оплата различных платных услуг и др.);

•   фонда сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоя­щих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать потребности семьи с финансовыми возможностями, а также контролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет сово­купные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечи­вающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вы­нуждает участников домохозяйства помимо продажи рабо­чей силы на основном месте работы и получения оплаты тру­да по трудовым договорам вести личное подсобное хозяй­ство, осуществлять индивидуально-трудовую и предприни­мательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижи­мости и предметы длительного пользования в аренду, приоб­ретать и реализовывать ценные бумаги и т. п.

В рамках бюджета формируются обособленные денеж­ные фонды:

•   индивидуальные, предназначенные для отдельных чле­нов семьи и используемые на приобретение разных това­ров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;

•   совместный, для покупки товаров общего пользования
(телевизора, холодильника и т. д.);

•              накопления и обеспечения (резервный фонд), использу­емый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также фор­мирования первоначального капитала для коммерческой дея­тельности).

 

Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения до­стойной жизни в старости.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономике оно полностью интегрировано в общий кругообо­рот материальных и денежных средств. Это воздействие осу­ществляется:

•  через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и другие обязательные от­числения;

•  через оплату труда работников в государственном секторе;

•  через предоставляемые различные общественные бла­га и услуги;

•  через государственное ценообразование.

В действительности перед семьей постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и рас­ходами. В связи с этим появляется необходимость для каждой семьи рационально планировать и использовать доходы, не допуская отрицательных показателей. В домашнем хозяйстве очень подробно изображена модель упрощенного финансового планирования.

 

 

3. Баланс доходов и расходов населения.

3.1. Денежные доходы населения и их состав

Денежные доходы населения — это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназна­ченная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить тру­довые затраты, т. е. все физические и умственные способно­сти людей, израсходованные в процессе производства, однако в современном обществе из-за провала экономических ре­форм и резкого социального расслоения населения денеж­ные доходы у определенных его категорий находятся на край­не низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. оказали серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:

•  глубокий экономический кризис и становление рыноч­ных отношений;

•  инфляция, которая на протяжении первой половины
90-х гг. носила гиперинфляционную форму;

•  задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюд­жетной сферы), государственных пенсий, пособий;

•  многочисленные финансовые злоупотребления и нару­шения в области оплаты.

Реальные денежные доходы населения в 2001-2005 гг. хотя и возрастали более высокими темпами, чем промыш­ленное производство, однако их уровень в 2005 г. еще не достигал уровня докризисного 1997 г. В то время, как извес­тно, их уровень в 1997 г. был вдвое ниже уровня 1990 г.

Денежные доходы населения формируются за счет сле­дующих источников:

•  оплата труда членов домохозяйств, полученная при вы­полнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспорт­
ных услуг, путевок и т. п.;

•  доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкла­дам: арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;

•              государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджет­ных социальных фондов.

 

Соотношения между указанными тремя источникам до­ходов зависят от социального состава конкретной семьи, на­пример работающая супружеская пара без детей и супруги-пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источни­ком доходов будет оплата труда, а во второй — социальные выплаты.

На структуру доходов семей оказывает влияние место проживания — город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского насе­ления более 90% приходится на денежные доходы, в то вре­мя как в сельской местности почти треть приходится на на­туральные поступления (в стоимостном выражении).

Главными источниками натуральных поступлений явля­ются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадеб­ных участках, а также полученные семьями от работодате­лей или государства товарно-материальные ценности.

В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от ис­точника их поступления, но и в зависимости от равномерно­сти и надежности поступления.

В зависимости от равномерности поступления различа­ют доходы:

•   регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

•   периодические (авторские гонорары, доходы по цен­ным бумагам и др.);

•   случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

В зависимости от надежности поступления различают доходы:

•   гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);

•   условно-гарантированные (оплата труда);

• негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграж­дение).

Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и госу­дарственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов.

В условиях рыночных отношений государство воздейству­ет на их уровень с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

В целях регулирования уровня оплаты труда и социаль­ной защиты населения еще в декабре 1991 г. был принят За­кон "О минимальном размере оплаты труда" (МРОТ) в раз­мере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минималь­ную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмот­ря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соот­ветствует реальному содержанию российской денежной еди­ницы. С 1 мая 2006 г. МРОТ был установлен в размере 1100 руб. в месяц, что естественно мало, так как размер потребительской корзины составляет 3600.

Согласно указанному Закону, предприятия и организа­ции всех форм собственности, а также индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не име­ют права платить работникам меньше установленного мини­мума.

Понятие "прожиточный минимум" введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Прожиточный минимум — это стоимость потребительс­кой корзины плюс обязательные платежи и сборы (транспорт, квартплата). Так называемая потребительская корзина вклю­чает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохране­ния здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум определяется для основных со­циально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.

Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет на основе рекомендаций уче­ных и медиков с участием объединений профсоюзов. Обще­российская потребительская корзина устанавливается Феде­ральным законом, региональные — законами субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах опре­деляется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Среднерос­сийские показатели устанавливаются Правительством РФ, региональные — органами исполнительной власти субъектов РФ. На всех уровнях прожиточный минимум определяется ежеквартально до 30-го числа следующего за окончанием квар­тала месяца, т. е. 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

Прожиточный минимум необходим и используется:

• во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных про­грамм;

• во-вторых, для обоснования минимального размера оп­латы труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других соци­альных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конк­ретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Пенсионной системой в России охвачено 38,2 млн преста­релых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. На конец 2003 г. соотношение работающих и пенсионеров составляло 2,1:1, а к 2013 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах 2,2—2,4:1). На 1 января 2005 г. средний размер месячных пенсий с уче­том компенсационных выплат составил 1943 руб., что равно 77,5% величины прожиточного минимума.

В результате реформирования экономики в нашей стра­не, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две Рос­сии, не похожие друг на друга. Один ее образ — это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое обще­ство благоденствия. Другой — бедная страна со множеством жгучих социальных и экономических проблем.

В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% домаш­них доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходом на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений**

В России среди населения появилась значительная доли бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — в жилье, питании, одеж де, услугах. Показателем бедности в экономической литера туре признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось на конец 2003 г. 20,6% от общей численности населения.

Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Край­не бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.

В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области оп­иаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здраво­охранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, зако­нопроект до сих пор не принят, а необходимость его приня­тия очень велика.

Информация о работе Финансы населения