Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:04, курсовая работа
Данная курсовая работа раскрывает сущность финансов населения, то есть нас с вами, показывает структуру доходов и расходов домашних хозяйств, именно так называется семья в финансах.
Так же как и на уровне государственной финансовой системы у домашних хозяйств есть и доходы и расходы. Есть свое сальдо, и главной задачей управляющего данным хозяйством является то, чтобы оно не было отрицательным. Грамотное ведение хозяйства обеспечивает и доход семье.
Введение. 3
1. Финансы. 4
1.1. Экономическая сущность финансов. 4
1.2. Функции финансов. Финансовый механизм 6
2. Общее о финансах населения. 9
2.1. Сущность и функции финансов населения 9
3. Баланс доходов и расходов населения. 13
3.1. Денежные доходы населения и их состав 13
3.2. Денежные расходы населения и их состав 17
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24
Приложение 1. 25
Приложение 2. 26
Приложение 3. 27
Денежные потоки возникают у домашних хозяйств с негосударственным сектором — предприятиями, организациями, компаниями, получая от них товары, услуги, одновременно возвращая им стоимость полученных различных благ в форме денег. Юридические лица вместе с тем могут обеспечивать домохозяйства кредитными ресурсами, а также прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии соответствующей собственности у членов данного коллектива.
В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.
Финансовые ресурсы населения — это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.
В состав финансовых ресурсов населения включаются:
• собственные средства, т. е. заработанные каждым членом семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
• средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
• средства, поступившие в порядке перераспределения, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.
Финансовые ресурсы населения выступают в виде двух обособленных денежных фондов:
• фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей данного коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);
• фонда сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.
Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать потребности семьи с финансовыми возможностями, а также контролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.
Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т. п.
В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:
• индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение разных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;
• совместный, для покупки товаров общего пользования
(телевизора, холодильника и т. д.);
• накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).
Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.
Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономике оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:
• через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и другие обязательные отчисления;
• через оплату труда работников в государственном секторе;
• через предоставляемые различные общественные блага и услуги;
• через государственное ценообразование.
В действительности перед семьей постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. В связи с этим появляется необходимость для каждой семьи рационально планировать и использовать доходы, не допуская отрицательных показателей. В домашнем хозяйстве очень подробно изображена модель упрощенного финансового планирования.
Денежные доходы населения — это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства, однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.
На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. оказали серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:
• глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;
• инфляция, которая на протяжении первой половины
90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
• задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
• многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.
Реальные денежные доходы населения в 2001-2005 гг. хотя и возрастали более высокими темпами, чем промышленное производство, однако их уровень в 2005 г. еще не достигал уровня докризисного 1997 г. В то время, как известно, их уровень в 1997 г. был вдвое ниже уровня 1990 г.
Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:
• оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспорт
ных услуг, путевок и т. п.;
• доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам: арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;
• государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.
Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги-пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй — социальные выплаты.
На структуру доходов семей оказывает влияние место проживания — город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).
Главными источниками натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.
В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.
В зависимости от равномерности поступления различают доходы:
• регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
• периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
• случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
В зависимости от надежности поступления различают доходы:
• гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
• условно-гарантированные (оплата труда);
• негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).
Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов.
В условиях рыночных отношений государство воздействует на их уровень с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.
В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще в декабре 1991 г. был принят Закон "О минимальном размере оплаты труда" (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 мая 2006 г. МРОТ был установлен в размере 1100 руб. в месяц, что естественно мало, так как размер потребительской корзины составляет 3600.
Согласно указанному Закону, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.
Понятие "прожиточный минимум" введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Прожиточный минимум — это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы (транспорт, квартплата). Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.
Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет на основе рекомендаций ученых и медиков с участием объединений профсоюзов. Общероссийская потребительская корзина устанавливается Федеральным законом, региональные — законами субъектов РФ.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Среднероссийские показатели устанавливаются Правительством РФ, региональные — органами исполнительной власти субъектов РФ. На всех уровнях прожиточный минимум определяется ежеквартально до 30-го числа следующего за окончанием квартала месяца, т. е. 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.
Прожиточный минимум необходим и используется:
• во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;
• во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.
В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Пенсионной системой в России охвачено 38,2 млн престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. На конец 2003 г. соотношение работающих и пенсионеров составляло 2,1:1, а к 2013 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах 2,2—2,4:1). На 1 января 2005 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 1943 руб., что равно 77,5% величины прожиточного минимума.
В результате реформирования экономики в нашей стране, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две России, не похожие друг на друга. Один ее образ — это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое общество благоденствия. Другой — бедная страна со множеством жгучих социальных и экономических проблем.
В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% домашних доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходом на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений**
В России среди населения появилась значительная доли бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — в жилье, питании, одеж де, услугах. Показателем бедности в экономической литера туре признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось на конец 2003 г. 20,6% от общей численности населения.
Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Крайне бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.
В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области опиаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, законопроект до сих пор не принят, а необходимость его принятия очень велика.