Финансы как распределительная категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Позднее от термина «финис» произошло слово «финансеа», обозначающее денежный платеж. Финансы, как часть науки об обществе, является исторической наукой, имеющей независимо от общественной формации одну и ту же цель – выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом своих функций. Финансы – это не

Работа содержит 1 файл

111.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

     •  затраты, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

     •  проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

     •  прочие операционные расходы.

     В состав внереализационных расходов входят:

     •  штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

     •  возмещение причиненных организацией убытков;

     •  убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

     •  суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

     •  курсовые разницы;

     •  суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов) и прочие расходы, не связанные с основным видом деятельности организации.

     К чрезвычайным расходам относятся расходы, возникшие в результате чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.).

     Чрезвычайные  расходы не учитываются при исчислении налога на прибыль. Сальдо чрезвычайных доходов и расходов учитывается после вычета налогов и других обязательных платежей.

     Основными нормативными документами, регламентирующими  учет затрат на производство и реализацию продукции, являются Положение о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями, и Положение по бухгалтерскому учету — ПБУ10/99.

     В процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка, которая поступает на расчетный счет предприятия.

     Выручка от реализации продукции  - основной источник возмещения затраченных на производство продукции средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, ритмичность и бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки приводит к простоям в производстве, снижению прибыли, нарушению договорных обязательств, штрафным санкциям. [5]

     Использование выручки характеризует начальную  стадию распределительных процессов. Из полученной выручки организации  возмещают материальные затраты. Дальнейшее распределение выручки связано  с формированием амортизационных  отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода организации. Часть дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислений в единый социальный налог, других налогов и сборов. Оставшаяся часть представляет собой прибыль организации от основной деятельности.

     При распределении прибыли (рис. 2) исходят из следующих принципов:

     •  первоочередного выполнения обязательств перед бюджетом;

     •  распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации (чистой прибыли), на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

 

     Глава №4. Организация государственных финансов на федеральном уровне.

     4.1. Государственные финансы на федеральном уровне.

     В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.

     Государственные финансы на федеральном уровне состоят  из федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов РФ. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных  внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.[6]

     Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательству относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     Таким образом, состав государственных финансов в России можно представить в  следующем виде (рис. 3):

       
Рис. 3 Состав государственных финансов в Российской Федерации

     Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

     Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

     Формирование  федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых  доходов, неналоговых доходов, безвозмездных  перечислений и других доходов.

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. [6]

     Неналоговыми  доходами федерального бюджета являются: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в федеральный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.

     В федеральный бюджет могут зачисляться  безвозмездные перечисления из государственных  внебюджетных фондов РФ, от различных  организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.

     К другим доходам федерального бюджета  относятся: доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального подчинения; иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

     Помимо  различных видов доходов в  федеральный бюджет зачисляются  поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. [6]

     К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

     Поступлениями из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: денежные средства, привлеченные в  форме займов, осуществляемых в иностранной  валюте путем размещения государственных  ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

     Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     За  счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ. Наряду с федеральным бюджетом значительный объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ, сосредоточен в государственных внебюджетных фондах РФ (Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования). [6]

     4.2. Государственный внебюджетный фонд РФ

     Государственный внебюджетный фонд РФ  - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ). 

     Доходы  государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются за счет: обязательных платежей, установленных законодательством  Российской Федерации (отчислений от единого социального налога, отчислений от налогов по специальным налоговым режимам, различных страховых взносов и др.); средств федерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Использование средств государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов РФ финансируются расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).

     Основной  объем финансовых ресурсов органов  государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах.

     Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ) .

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет налоговых доходов, неналоговых  доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.

     Налоговыми  доходами бюджетов субъектов РФ являются: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством; местные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Информация о работе Финансы как распределительная категория