Финансы как распределительная категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Позднее от термина «финис» произошло слово «финансеа», обозначающее денежный платеж. Финансы, как часть науки об обществе, является исторической наукой, имеющей независимо от общественной формации одну и ту же цель – выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом своих функций. Финансы – это не

Работа содержит 1 файл

111.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

     Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления с другой.

     Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

     Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны, формами собственности и социальными группами населения.

     Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

       При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной  заинтересованности работников  и коллективов предприятий и  организаций в улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах. 

  Контрольная функция 

     Будучи  инструментом формирования и использования  денежных доходов и фондов, финансы  объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

     В  условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на  обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество  знает о том,  как  складываются  пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов  хозяйствования,  экономно  и  эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д.

     Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. [3]

     Работники  финансовой  системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

     Распределительная и контрольная функции  - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. [2]

     Контрольная  функция,  объективно  присущая финансам, может реализоваться    с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения  финансовых  обязательств.  

 

Глава №2 Государственные и муниципальные  финансы.

  2.1.Содержание  и состав государственных и муниципальных финансов.

     Государственные и муниципальные финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и  использованием денежных доходов, поступлений  и накоплений органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и наличие сферы стоимостного распределения и перераспределения с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего производства, для обеспечения функционирования непроизводственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.

     Признание объективной необходимости аккумуляции  финансовых ресурсов в распоряжении соответствующих органов государственной  власти и органов местного самоуправления, однако, требует определения разумных масштабов такой концентрации. Сложность проблемы обусловлена количественной ограниченностью объекта распределения и внутренней противоречивостью экономических интересов всех экономических субъектов (государства, хозяйствующих субъектов, населения).

     Разрешение  существующего противоречия предполагает установление обоснованных пропорций  распределения финансовых ресурсов между всеми экономическими субъектами. Их искажение может привести к  негативным последствиям. Постоянно возрастающие общественные потребности требуют адекватного финансового обеспечения. [4]

     Однако  наращивание объемов ресурсов у  государства требует дополнительного  изъятия доходов хозяйствующих  субъектов, которые в этих условиях стремятся избежать увеличения налоговой нагрузки вплоть до уклонения от налогов, снижают свою предпринимательскую и инвестиционную активность, что в перспективе приводит к сокращению денежных доходов государства (за счет снижения объемов валового внутреннего продукта). В то же время, снижение налоговой нагрузки (с целью стимулирования экономического роста и создания благоприятных условий деятельности хозяйствующих субъектов), сопровождается уменьшением доходов государства, сокращением объемов финансирования непроизводственной сферы и, как следствие, ведет к пересмотру системы государственных обязательств в сфере предоставления социальных услуг, возникновению значительной дифференциации доходов населения, росту социальной напряженности, ухудшению показателей воспроизводства квалифицированных кадров и, в конечном счете, ведет к снижению темпов экономического роста.

     Основными факторами, влияющими на уровень  концентрации финансовых ресурсов в  распоряжении органов государственной  власти и органов местного самоуправления, являются:

     - уровень развития экономики (обобщающими показателями которого являются не только темпы экономического роста, но и абсолютный размер валового внутреннего продукта);

     - цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны;

     -внешнее положение государства.

     Формирование  и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется через систему фондов денежных средств - в формах бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

2.2. Функционирование государственных и муниципальных финансов

     Функционирование  государственных и муниципальных  финансов осуществляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии всех звеньев и элементов.

     Можно выделить следующие взаимосвязи:

     - между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в процессе межбюджетного регулирования, путем передачи межбюджетных трансфертов из бюджетов одного уровня в бюджеты другого уровня в формах дотаций, субвенций, субсидий и иных перечислений, а также взаимных расчетов и бюджетных кредитов;

     - между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами РФ в процессе возмещения расходов Пенсионного фонда РФ при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан и Фонда социального страхования РФ на выплату компенсаций и пособий отдельным категориям граждан; в связи с безвозмездными перечислениями из государственных внебюджетных фондов РФ в федеральный бюджет; в связи с размещением временно свободных денежных средств государственных внебюджетных фондов в государственные ценные бумаги РФ и т.д.;

     - между бюджетами субъектов РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами по поводу перечисления страховых взносов на медицинское страхование неработающего населения из бюджетов субъектов РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; в связи с размещением временно свободных денежных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования в государственные ценные бумаги субъектов РФ;

     - между государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами в процессе финансового выравнивания условий реализации базовой программы обязательного медицинского страхования; в связи с перечислением из Пенсионного фонда РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования средств на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров и др.

2.3. Государственное регулирование финансов. 

     Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную  систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической  жизни общества.

     Все направления государственного регулирования  между собой взаимодействуют и влияют друг на друга.

       Выявление этих взаимосвязей  имеет большое значение для  функционирования финансовой системы.  Регулирующая роль государства  не ограничивается сферой государственной  собственности. Она также не  предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.

     В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство. [4]

     Монетаризм  приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется МВФ и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

     Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции.

     Одновременно  это вызывает замедление экономического роста, сокращение спроса приводит к  трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен.

     В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. [4]

     Политика  ограничения спроса усиливает конкуренцию  и возможность банкротства, а  также социальную напряженность  в обществе.

     Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства.

     В основе ее - государственное регулирование  и государственная поддержка  проводимых в экономике преобразований.

Информация о работе Финансы как распределительная категория