Финансы бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Финансы предприятия – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.

Работа содержит 1 файл

СРС по ФБУ.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Финансы предприятия – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.

Финансы предприятий – это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. За счет налоговых поступлений организаций формируются централизованные (на уровне государства и местного самоуправления: государственные и муниципальные финансы; финансы государственных внебюджетных фондов; финансы государственного кредита; финансы системы страхования; финансы организаций и финансы граждан) и децентрализованные (на уровне хозяйствующих субъектов: финансы домашних хозяйств, финансы граждан, финансы системы страхования) фонды денежных средств.

Источники финансовых ресурсов зависят от организационно-правовой формы предприятий.

У государственных предприятий, имущество, которого принадлежит государству, такими источниками являются прибыль от предпринимательской деятельности и бюджетное финансирование при участии государственных программ.

У коммерческих организаций, основной целью которых является получение прибыли, такими источниками являются: доход от предпринимательской деятельности; заемные средства (краткосрочные и долгосрочные ссуды); целевое финансирование (м.б. бюджетным или коммерческим); добровольное пожертвование.

У некоммерческих организаций, основной целью которых является не получение прибыли, а удовлетворение социальной потребности общества, такими источниками являются: доход от предпринимательской деятельности; бюджетное финансирование (если участвует в тендере); гранты; пожертвования.

У бюджетных организаций, деятельность, которых связана с  социальной сферой, в отличие от некоммерческих организаций, основным источником является бюджетное финансирование. Второй источник –доходы от предпринимательской деятельности, которые должны отправляться на расширение деятельности. Основами финансового планирования является смета доходов и расходов. В качестве учредителей бюджетных организаций выступают органы государственной власти страны, субъектов или местного самоуправления.

 

 

 

1. Характеристика финансов бюджетных учреждений. Особенности правового регулирования деятельности бюджетных учреждений

 

Финансы бюджетных учреждений представляют собой систему экономических  отношений, посредством которых  осуществляются функции некоммерческого характера. Для того, чтобы раскрыть это понятие и проанализировать его сущность, необходимо ответить на вопросы:

- что представляют  собой бюджетные учреждения?

- какие функции они  выполняют?

- какого рода экономические  отношения определяют их роль в финансовой системе страны?

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Цели деятельности некоммерческой организации предусмотрены учредительными документами, которые обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями.

В законе определен перечень функций, ради достижения которых могут  быть созданы некоммерческие организации, то есть, определены функции некоммерческого характера.

А именно, это следующие  функции:

- социальные;

- благотворительные;

- культурные;

- образовательные;

- научные;

- управленческие;

- охрана здоровья граждан,  развитие физической культуры  и спорта;

- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

- защита прав, законных  интересов граждан и организаций,  разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.

Особенности учреждения как одной из форм некоммерческой организации, которые определяют особенности его функционирования, состоят в следующем:

- учреждением признается  некоммерческая организация, созданная  собственником для осуществления  функций некоммерческого характера  и финансируемая полностью или  частично этим собственником;

- имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;

- учреждение отвечает  по своим обязательствам находящимися  в его распоряжении денежными  средствами. При их недостаточности  субсидиарную ответственность по  обязательствам учреждения несет его собственник.

Также, следует учитывать  тот факт, что учреждение может  осуществлять предпринимательскую  деятельность, но лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  оно создано.

Учредительными документами  для учреждения являются решение собственника о его создании и устав, утвержденный собственником.

В результате, к числу  источников, за счет которых может  быть сформировано имущество учреждения можно отнести:

1) регулярные и единовременные  поступления от учредителей;

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации  товаров, работ, услуг;

4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые  от собственности.

 

Для того, чтобы определить особенности бюджетного учреждения, следует обратиться к Бюджетному кодексу КР , который указывает на отличительные признаки бюджетного учреждения:

1. В качестве учредителей  организации должны выступать  органы государственной власти  КР, органы местного самоуправления. То есть, АО, кооперативы и другие хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели  создания бюджетного учреждения  в учредительных документах могут  быть определены исключительно  функции некоммерческого характера. Это не исключает возможности бюджетного учреждения оказывать платные услуги, но получение платных услуг не может являться целью бюджетного учреждения и все заработанные таким образом средства должны направляться исключительно на расширение и развитие своей основной деятельности.

3. Бюджетное учреждение  должно финансироваться за счет  средств бюджета КР или местного  органа власти.

Только этот признак  не подтверждает того, что организация  является бюджетной, поскольку и  коммерческие структуры получают бюджетное финансирование (например, закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях, финансовая поддержка в виде дотаций, субвенций и субсидий).

4. Основой финансового  планирования бюджетного учреждения  является бюджетная смета.

Статья 161 Бюджетного кодекса указывает на некоторые особенности бюджетных учреждений, связанные с финансированием их деятельности:

1) Заключение и оплата  бюджетным учреждением государственных  (муниципальных) контрактов, иных  договоров, подлежащих исполнению  за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

2) При нарушении бюджетным  учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.

3) Нарушение бюджетным  учреждением требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

4) В случае уменьшения  бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

5) Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

6) Бюджетное учреждение  самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов  бюджетных обязательств.

Следует заметить, что только сочетание данных признаков указывает нам на факт существования бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение является участником бюджетного процесса. В  ходе бюджетного процесса происходит взаимодействие бюджетных учреждений с другими участниками бюджетного процесса.

 

 

 

2.Место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе страны. Взаимодействие бюджетных учреждений с финансовыми и налоговыми органами

 

В настоящее время  существует множество ученых-экономистов, занимающихся изучением тенденций  развития финансовой науки. В связи с этим, можно выделить несколько определений авторов о сущности категории "финансовая система".

Нестеров В.В., Желтов Н.С. характеризуют сущность двух понятий "система финансов" и "финансовая система", выделяя их особенности. Так, первое понятие, по мнению авторов, отражает формы организации денежных отношение экономической категории финансы, второе - внешние формы их проявления. Под "системой финансов" подразумевается совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся общими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов и различной ролью в общественном производстве.

Понятие "финансовая система", по мнению Нестерова В.В., Желтова  Н.С. включает в себя совокупность конкретных органов и институтов, которые практически осуществляют реализацию государственной финансовой политики. В настоящее время финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений: бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий, фирм различных форм собственности и населения, фонды страхования.

Вахрин П.И., Нешитой  А.С. дают следующее определение  финансовой системы. Финансовая система - это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих сфер и звеньев  финансовых отношений, осуществляющих распределение, формирование и использование фондов денежных средств. Авторы выделяют такие крупные сферы финансовых отношений, как:

1) общегосударственные  финансы. Сюда включаются все  три уровня бюджетной системы  КР, государственные социальные внебюджетные фонды и государственный кредит. Звенья первой сферы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики на макроуровне.

2) финансы предприятий  и организаций. То есть, финансы  коммерческих и некоммерческих организаций. Звенья второй сферы относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими  взаимодействие с другими участниками этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги.

Охарактеризуем особенности  взаимоотношений между финансовыми, налоговыми органами и бюджетными учреждениями в соответствии с действующим  в настоящее время в стране нормативно-правовым порядком и развития.

1. Взаимодействие бюджетных  учреждений с органами казначейства.

Согласно Бюджетному кодексу КР  при кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

1) учет операций со  средствами бюджетов осуществляется  на единых счетах бюджетов, открытых органами казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка КР;

2) управление средствами  на единых счетах бюджетов  осуществляют финансовые органы  или иные уполномоченные органы;

3) кассовые выплаты  из бюджета осуществляются органом казначейства на основании платежных документов, представленных в орган казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

4) все операции по  кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации КР;

5) органы казначейства  представляют финансовым органам  информацию о кассовых операциях  по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Информация о работе Финансы бюджетных учреждений