Финансы: бюджет, внебюджетные фонды, финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 05:22, реферат

Описание работы

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.

Содержание

1. Факторы, обуславливающие необходимость создания внебюджетных фондов

2. Сущность и роль территориальных финансов

3. Задачи финансового контроля

4. Доходы и расходы государственного бюджета

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат 4 вопроса внебюджетные фонды, территориальные финансы, финансовый контроль.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

     В бюджетном кодексе трактовка  иная: бюджетные расходы - денежные средства, предусмотренные в бюджете  соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной  власти и местного самоуправления.

     Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых  может быть охарактеризован с  качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

     Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

     1. Принцип целевого использования  средств;

     Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным 
Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

     2. Соблюдение режима экономии;

     Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального  эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и  эффективности использования средств. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель  должен ориентироваться на собственные  средства или искать дополнительные источники финансирования.

     3. Безвозвратность государственных  расходов.

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных  расходов обусловлено целым рядом  факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных  средств и т.п.

     Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития.

     Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета.

     Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

     1. По роли в общественном производстве;

     2. Общественному назначению;

     3. Отраслям производства;

     4. Целевому назначению.

     Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и  перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные  цели. Расходы федерального бюджета  утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

     обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ,

     Счетной палаты РФ, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их территориальных  органов, другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;

     функционирование  федеральной судебной системы;

     осуществление международной деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми  организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год);

     национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии  оборонных отраслей промышленности;

     фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

     государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     государственная поддержка атомной энергетики;

     ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

     исследование  и использование космического пространства;

     содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении  органов государственной власти Российской Федерации;

     формирование  федеральной собственности;

     обслуживание  и погашение государственного долга  Российской

     Федерации;

     компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в  соответствии с законодательством

     Российской  Федерации за счет средств федерального бюджета;

     пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

     проведение  выборов и референдумов Российской Федерации;

     федеральная инвестиционная программа;

     обеспечение реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов бюджетов других уровней;

     . обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

     финансовая  поддержка субъектов Российской Федерации;

     официальный статистический учет;

     прочие  расходы.

     Средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

     государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

     обеспечение правоохранительной деятельности;

     . обеспечение противопожарной безопасности;

     . научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

     . обеспечение социальной защиты  населения;

     . обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

     . обеспечение предупреждения и  ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  межрегионального масштаба;

     . развитие рыночной инфраструктуры;

     . обеспечение развития федеративных  и национальных отношений;

     . обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов РФ в соответствии  с законодательством РФ;

     . обеспечение деятельности средств  массовой информации;

     . финансовая помощь другим бюджетам;

     . прочие расходы, находящиеся в  совместном ведении РФ, субъектов

     Российской  Федерации и муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     1.Финансовое  право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-600с.

     2.Бюджетный  кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. 05.08.2000)

     3.Финансы:  Учебник/ В.М.Родионова, Ю.Я. Вавилов под ред. В.М. Родионовой- М.,: Финансы и статистика - 1993 г.

     4..Закон  РФ от 15.04.93 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов». 

     1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2006.

     2. Ефимова Е.Г. Экономика для  юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

     3. ФЗ № 173 от 23 декабря 2004 года  «О Федеральном бюджете на 2005 год».

     4.ФЗ  № 189 от 26 декабря 2005 года «О  Федеральном бюджете на 2006 год».

     5.ФЗ  № 238 от 19 декабря 2006 года «О  Федеральном бюджете на 2007 год».

     6.ФЗ  № 198 от 24 июля 2007 года «О Федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов».

Информация о работе Финансы: бюджет, внебюджетные фонды, финансовый контроль