Финансы: бюджет, внебюджетные фонды, финансовый контроль
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 05:22, реферат
Описание работы
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.
Содержание
1. Факторы, обуславливающие необходимость создания внебюджетных фондов
1.
Факторы, обуславливающие необходимость
создания внебюджетных фондов
2.
Сущность и роль территориальных
финансов
3.
Задачи финансового контроля
4.
Доходы и расходы государственного
бюджета
Список
использованной литературы
1.
Факторы, обуславливающие
необходимость создания
внебюджетных фондов
Наиболее
известной формой организации финансовых
ресурсов в общегосударственном
масштабе выступает государственный
бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного
кодекса, является формой образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций
государственного и местного самоуправления.
Но
ряд факторов обуславливает целесообразность
использования другой формы аккумулирования
финансовых ресурсов – внебюджетных
фондов, обслуживающих социальные и
экономические потребности отдельных
групп населения или общества
в целом. Необходимость создания
социальных фондов, предназначенных
для естественных потребностей, была
научно обоснована К. Марксом. Возникновение
и рост таких фондов является объективной
закономерностью существования
и развития общества.
Институт
социального страхования в западноевропейских
странах возник в период перерастания
капитализма в монополистическую
фазу и учащения экономических кризисов.
Первая система государственного страхования
возникла в Германии в конце XIX века,
чуть позже в Австрии, Дании, Франции,
Великобритании. Но, несмотря на то, что
своими корнями социальные услуги уходят
еще в XIX столетие, относительно широкое
распространение они получили после
II мировой войны, в связи с тяжелыми
последствиями предшествующего
мирового экономического кризиса, мировыми
разрушениями и резким падением уровня
жизни населения, вызванными войной.
Одним
из важнейших факторов, под воздействием
которого возрастает необходимость социального
страхования, его роль и значение в жизни
рабочего класса, было ускорение пролетаризации
населения, когда в процесс капиталистического
производства вовлекалась все новая и
новая рабочая сила.
Переход
к рынку ознаменовался в России
рядом кардинальных изменений в
организационной структуре хозяйства,
в ходе чего произошла модернизация
финансовой системы и прежде всего
ее центрального звена – общегосударственных
финансов. Постепенно стали возникать,
отделяться от бюджетной системы
один за другим внебюджетные фонды.
В
силу ряда обстоятельств, таких, как
продолжающийся спад производства, неплатежи,
бюджетный дефицит, инфляция, рост непредвиденных
расходов, средств для социальных программ
хронически не хватает. Кризисная ситуация
в финансировании социальной сферы в России
имеет свою историю. Недостаточность выделяемых
ресурсов и их неэффективное использование
были отмечены задолго до проведения коренных
экономических преобразований. На рубеже
70-80-х гг. в стране велись поиски модернизации
действующего механизма хозяйственно
деятельности учреждений социального
обслуживания, а также новых форм финансирования,
к числу которых относится и институт
внебюджетных фондов.
Социалистическая
экономика, базировавшаяся на планово-централизованной
системе управления экономическим
и социальным развитием, сформировала
и утвердила систему социального
обслуживания населения, в основу которой
был положен принцип бесплатности.
Ориентиры социальной политики на бесплатность
в социально-культурном обслуживании
населения были логическим следствием
господствовавших идеологических установок.
Данная система и связанная с ней модель
финансирования основных отраслей социальной
сферы за счет бюджета некоторое время
достаточно успешно выполняли свои функции.
Однако по мере роста спроса и увеличения
выплат на социальные услуги централизованное
финансирование социального обслуживания
стало давать сбой. Поэтому через государственный
бюджет, как показала практика прошлых
лет, не всегда удавалось достаточно последовательно
проводить в жизнь те или иные социальные
и экономические программы. В начале 90-х
годов ситуация обострилась, так как в
результате гигантского бюджетного дефицита,
инфляции, продолжающегося спада производства
и его эффективности вся система пенсионного
обеспечения и социального страхования
начала финансироваться по «остаточному»
принципу. В этих условиях развитие социальной
сферы стало отставать от требований времени.
Немаловажными
факторами, обуславливающими целесообразность
образования внебюджетных фондов, являются
бюджетный дефицит, инфляция.
Создание
в начале 90-х гг. внебюджетных фондов позволило
ослабить негативные последствия либерализации
цен и несколько сдержать снижение уровня
жизни пенсионеров и других незащищенных
слоев населения. Тогда самостоятельный
статус фондов препятствовал прямому
покушению государственных финансовых
органов на средства внебюджетных социальных
фондов при подготовке и исполнении федерального
бюджета и других звеньев бюджетной системы.
К сожалению, анализ практики бюджетирования
на федеральном и местном уровнях в последнее
время показал, что использование средств
внебюджетных фондов, и нередко не по назначению,
получило достаточно широкое распространение.
На федеральном уровне это проявилось,
например, в отношении Пенсионного Фонда
России, в форме платежей и задолженностей
по формированию средств для выплаты военнослужащим
рядового, сержантского и старшинского
состава, а также социальных пенсий. На
местных уровнях – в форме прямого привлечения
средств соответствующих подразделений
ПФР для выплат местных пособий.
Внебюджетные
фонды представляют собой достаточно
динамичный элемент финансовой системы.
Это обусловлено тем, что они,
в отличие, от государственного бюджета,
находятся в распоряжении специального
государственного органа. Поэтому, в
сравнении с бюджетом, перераспределение
внутри внебюджетных фондов и их использование
осуществляется более оперативно. Кроме
того, внебюджетные фонды создаются
для реализации конкретных целей. Таким
образом, необходимость образования
внебюджетных фондов вызвана объективной
закономерностью существования
и развития общества, что связано
в первую очередь с потребностью
перераспределения финансовых ресурсов
для решения наиболее важных направлений,
не предусмотренных бюджетом.
2.
Сущность и роль
территориальных
финансов
Одной
из важнейших составных частей финансовой
системы государства являются территориальные
финансы, которые охватывают территориальные
бюджеты (в Российской Федерации – это
собственно республиканские в составе
РФ, краевые, областные и окружные бюджеты,
бюджеты районов, городов, поселков, сельских
поселений) и финансы субъектов хозяйствования,
используемые для удовлетворения территориальных
потребностей. Территориальные финансы
обеспечивают финансирование широкого
круга мероприятий, связанных с социально-культурным
и коммунально-бытовым обслуживанием
населения.
Таким
образом, территориальные финансы –
это система экономических отношений,
посредством которой распределяется и
перераспределяется национальный доход;
фонд денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие
территорий.
В
последние десятилетия во многих
государствах наблюдается регионализация
экономических и социальных процессов.
Все в большей мере функции регулирования
этих процессов переходят от центральных
уровней государственной власти к территориальным.
Поэтому роль территориальных финансов
усиливается, а сфера их применения расширяется.
Величина территориальных финансов растет,
и во многих странах это превалирующая
часть финансовых ресурсов государства.
Через
территориальные финансы государство
активно проводит социальную политику.
На основе предоставления территориальным
органам власти средств для их бюджетов
осуществляется финансирование муниципального
народного образования, здравоохранения,
коммунального обслуживания населения,
строительства и содержания дорог. При
этом круг финансируемых мероприятий
расширяется. За счет средств территориальных
бюджета стали финансироваться не только
общеобразовательные школы, но и высшие
и средние специальные учебные заведения,
крупные объекты здравоохранения, мероприятия
по внутренней безопасности, правопорядку,
охране окружающей среды и др.
С
помощью территориальных финансов
государство осуществляет выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Для преодоления такой отсталости
разрабатываются региональные программы.
Средства на их осуществление формируются
за счет источников доходов бюджетов соответствующих
административно-территориальных единиц,
а также налогов вышестоящих бюджетов.
При этом территориальным бюджетам выделяются
отчисления от определенных налогов, а
также субвенции, т.е. финансовые ресурсы,
предоставляемые из вышестоящих бюджетов
на определенные цели (развитие здравоохранения,
дорожное строительство, коммунальные
объекты и др.).
3.
Задачи финансового
контроля
Основные
задачи финансового контроля, в которых
раскрывается его содержание:
Проверка
выполнения финансовых обязанностей перед
государством, организациями и населением.
Проверка
правильности использования хозяйствующими
субъектами находящихся в их распоряжении
денежных ресурсов (бюджетных и собственных
средств, банковских ссуд, внебюджетных
средств).
Проверка
соблюдения правил совершения финансовых
операций, расчетов и хранения денежных
средств хозяйствующими субъектами.
Выявление
внутренних резервов производства - возможностей
повышения рентабельности хозяйства,
роста производительности труда, ускорения
оборачиваемости оборотных средств,
более экономного и эффективного
использования материальных и денежных
средств.
Устранение
и предупреждение нарушений финансовой
дисциплины. В случае их выявления
применяются в установленном
порядке меры воздействия к организациям,
должностным лицам и гражданам,
обеспечивается возмещение ущерба государству
и организациям.
Финансовая
дисциплина - это четкое соблюдение
установленных предписаний и
порядка образования, распределения
и использования денежных фондов
государства, его хозяйствующими субъектами.
Финансовый
контроль в условиях рыночных отношений
претерпевает существенные изменения.
Новые экономические взаимоотношения
не терпят постоянных проверок, надзора
за финансовыми операциями, различного
рода сделками. Всеобъемлющий контроль
является тормозом нормальных рыночных
отношений. Но переходной период, характеризующийся
неотработанностью форм и методов преобразования
собственности, либерализацией цен, свободой
хозяйствования, факторами неопределенности
экономической ситуации, вызывает потерю
управляемости и контроля за движением
финансовых потоков средств в приемлемом
для общества направлении. В этих условиях
усиливаются тенденции нарушения финансовой
дисциплины, финансового законодательства,
учащаются злоупотребления по поводу
использования государственной собственности.
Поэтому финансовый контроль должен явиться
надежным заслоном всяческих негативных
проявлений в хозяйственной жизни. Государство,
защищая общественные интересы, социальную
справедливость, должно вмешаться в процессы
воспроизводства, распределения, используя
в качестве инструмента регулирования
возможности контрольной функции финансов,
совершенствовать формы, методы и организацию
финансового контроля.
Общегосударственный
контроль применяется в отношении
любого объекта контроля независимо
от его ведомственной подчиненности
и формы собственности. Его осуществляют
органы государственной власти и
управления.
В
общегосударственном контроле выделяется
налоговый, бюджетный, валютный, таможенный
контроль.
Все
представительные органы осуществляют
финансовый контроль при ежегодном
рассмотрении проекта соответствующего
бюджета и отчета об исполнении его
на сессиях. Важные контрольные функции
выполняют планово-бюджетные и
отраслевые постоянные комиссии представительных
органов, которые предварительно, до
начала сессии, рассматривают проект
бюджета и отчет об его исполнении.
4.
Доходы и расходы
государственного
бюджета
Центральное
место в системе государственных
финансов занимает государственный
бюджет - имеющий силу закона финансовый
план государства на текущий финансовый
год. Бюджетный кодекс Российской Федерации
определяет бюджет как «форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления» Бюджетный
кодекс Российской Федерации. Официальный
текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство
НОРМА, 2000..
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в распоряжение органов государственной
власти Российской Федерации.
В
финансово-кредитном энциклопедическом
словаре доходы бюджета определяются
по экономическому содержанию и по
материально-вещественному воплощению.
По экономическому содержанию доходы
бюджета определяются как: «денежные
отношения возникающие, у государства
(в лице уполномоченных на это органов)
с юридическими и физическими
лицами в процессе формирования бюджетного
фонда страны, а также бюджетных
фондов государственных и административно-
территориальных образований».
По
материально-вещественному воплощению
доходы бюджета - это «денежные средства,
поступающие в безвозвратном
и безвозмездном порядке в
соответствии с действующим в
стране законодательством в распоряжение
федеральных и региональных органов
государственной власти и органов
местного самоуправления» [2]
Доходы
бюджетов образуются за счет налоговых
и неналоговых видов доходов,
а также за счет безвозмездных
и безвозвратных перечислений.