Внешне эти проблемы проявляются
в том, что крупнейшие российские
компании, как и государство в
целом, не рассматривают национальный
финансовый рынок как механизм
привлечения инвестиционных ресурсов,
а многие средние компании
вообще не имеют к нему доступа.
Основным источником инвестиций
российских компаний остаются
либо собственные средства, либо
займы и первичные размещения
акций (IPO) на зарубежных финансовых
рынках. Соответственно, отечественный
финансовый рынок испытывает недостаток
ликвидности по качественным активам
и узок из-за ограниченности спроса со
стороны консервативных долгосрочных
инвесторов, что делает его весьма неустойчивым.
При этом значительные объемы сделок с
российскими активами осуществляются
на зарубежных торговых площадках, куда
уходит основная доля акций, находящихся
в свободном обращении, а долгосрочные
инвестиционные ресурсы недавно созданных
обязательных накопительных систем решениями
органов государственной власти вообще
не допущены на этот рынок.
Причины этого многогранны, среди
них можно выделить технологические,
поведенческие и регулятивные.
Определенную роль сыграло отставание
в развитии национальной инфраструктуры
финансового рынка. В глазах
инвесторов - нерезидентов российский
рынок акций в основном остается
оффшорным рынком, использующим
дорогую и нестандартную расчетно-клиринговую
систему, ненадежную систему учета
прав собственности на ценные
бумаги. Отсюда иностранные инвесторы
тяготеют к использованию зарубежных
торговых систем для работы
с российскими ценными бумагами.
С этой целью иностранные инвестиционные
банки создали технологию вывода
первичных размещений акций российских
компаний на зарубежные площадки
в форме депозитарных расписок.
Хотя такая схема обходится российским
эмитентам и инвесторам значительно дороже,
чем размещение локальных акций, они идут
на это, поскольку высокий спрос на иностранных
площадках позволяет получить справедливую
оценку капитализации компании.
Поведенческие факторы также
играют немалую роль. Несмотря
на то, что риски российской
юрисдикции и учета прав собственности
на ценные бумаги при покупке
депозитарных расписок не ниже,
чем при покупке локальных
акций, организаторы выпусков
объясняют инвесторам, что, имея
дело с депозитарными расписками
крупных международных банков, они
лучше защищены от этих рисков.
Для международных банков легче
организовать размещение в Лондоне
или Нью-Йорке, где сосредоточены
их инвестиционно - банковские
специалисты и давно освоены
все юридические и финансовые
схемы организации и осуществления
сделок. С другой стороны, российские
власти, не допуская средства
обязательных накопительных систем
на отечественный финансовый
рынок, сами демонстрируют недоверие
его механизмам, и лишают его
долгосрочных финансовых ресурсов.
Вряд ли можно рассчитывать
на доверие крупных международных
инвестиционных и пенсионных
фондов к российскому рынку,
если само российское государство
не доверяет ему пенсионные
накопления. Далее, из-за высокой
концентрации российского капитала
в рамках крупных промышленно
- финансовых групп наблюдается
устойчивая тенденция «интернационализации»
их бизнеса, что сопровождается
вывозом национального капитала
с одновременным привлечением
международного капитала в инвестиционные
проекты.
Наконец, регулирование первичных
размещений было построено таким
образом, что его проведение
по признанным в мире стандартам
в российских торговых системах
не осуществимо. Ряд «экзотических»
и объективно необоснованных
норм регулирования создавали
дополнительные транзакционные
издержки для выхода компаний
на рынок капиталов. Пока на
российском финансовом рынке
не завершено создание эффективной
системы законодательства, которая
бы обеспечивала достойный уровень
защиты прав инвесторов и клиентов
финансовых компаний и не создавала
излишние барьеры для выхода
на отечественный рынок капитала.
Нерешенность этих проблем проявилось
в том, что, начиная с конца
2003 года, большая часть сделок
с российскими акциями стала
проводиться на иностранных биржах.
Такая ситуация в развитии
внутреннего рынка ценных бумаг
может породить серьезные проблемы
для инвестирования пенсионных
резервов и других форм обязательных
накопительных систем. Если ничего
не измениться, единственной возможностью
обеспечить достаточную емкость
рынка для этих инвестиций
и их приемлемую доходность
станет разрешение инвестировать
существенную часть пенсионных
резервов вне пределов страны.
Управление активами станет прерогативой
услуг предлагаемых международными
инвестиционными банками для
инвестирования частных накоплений
в активы, торгуемые вне России.
Таким образом, рынок коллективных
инвестиций также будет развиваться
с ориентацией на зарубежные
торговые системы. В целом такой
сценарий развития означает, что
полноценное вхождение России
в международный рынок капиталов
произойдет не за счет развития
национальных институтов финансового
рынка, а путем аутсорсинга
финансовых услуг, предоставляемых
ведущими мировыми финансовыми
инфраструктурами.
Таким образом, рассмотрев этапы развития
финансового рынка Российской Федерации
можно прийти к выводу, что в настоящее
время темпы развития финансового рынка
России замедлились по сравнению с предыдущим
этапом. Рынок стал играть важную роль
в аккумулировании и трансформации внутренних
сбережений в инвестиции.
Довольно быстро растет ёмкость всех секторов
рынка ценных бумаг, повышается ликвидности
рынка акций. Однако по уровню ликвидности
российский рынок акций сильно уступал
не только большинству развитых рынков,
но некоторым развивающимся рынкам.
С каждым годом растет объем пенсионных
накоплений, инвестированных Пенсионным
фондом в государственную управляющую
компанию.
Таким образом, была выстроена система
инвестирования средств. Что касается
валютного рынка, то здесь сохраняется
прежняя динамика падения доллара США
по отношению к российскому рублю, а наоборот
незначительный рост курса Евро, что также
является характерным для мирового финансового
рынка, а не только для нашей страны.
Одной из наиболее динамично развивающихся
сфер российского бизнеса является страхование,
что на наш взгляд связано с введением
закона об обязательном страхование гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств, а также повышение интереса со
стороны населения.
На фоне положительной тенденции в развитии
финансового рынка постепенно накопились
проблемы, которые могут оказаться тормозом
для дальнейшего наращивания инвестиций
отечественного финансового сектора в
экономику и несут в себе угрозу утраты
Россией национального рынка капиталов.
В целом такой сценарий развития
означает, что Россия полноценна
вошла в международный рынок
капиталов, однако современный
финансовый рынок в России
еще недостаточно развит. Вместе
с тем, он уже достиг того
уровня развития, когда использование
его возможностей может в значительной
степени способствовать решению
ключевых экономических проблем.
Глава 3
Перспективы и
стратегия развития
финансового рынка
Российской
Федерации
Рассмотрев сущность и понятие
финансового рынка, а, также
проанализировав его в современное
состояние, не забыв оглянуть
в прошедшие этапы развития, разработаем
стратегию развития финансового
рынка страны на ближайшую
перспективу.
Общей целью стратегии развития
финансового рынка страны мы
ставим обеспечение ускоренного
экономического развития страны
путем превращения финансового
рынка и банковского сектора
в важнейшие факторы социально-экономического
развития.
В настоящее время необходимо принятие
мер, направленных на создание более привлекательного
режима налогообложения на российском
финансовом рынке, чем налоговые режимы,
существующие в странах, в которых действуют
конкурирующие финансовые центры. Такие
меры найдут отражение в основных направлениях
налоговой политики Российской Федерации
на долгосрочный период.
Основными целями программы социально-экономического
развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу
(2005-2008 годы), являются повышение
благосостояния населения страны
и уменьшение бедности На основе
динамичного и устойчивого экономического
роста. Ключевым звеном достижения
названных целей признано обеспечение
роста конкурентоспособности страны,
включая конкурентоспособность
человека, конкурентоспособность государственных
институтов и конкурентоспособность
бизнеса.
В современных условиях обеспечить
рост конкурентоспособности без
привлечения крупных капиталов,
финансируя проекты развития
только за счет собственных
средств предприятий, невозможно.
Многие российские предприятия
уже сегодня поставлены перед
необходимостью поиска замещающих
источников финансирования инвестиций
и реализуют программы привлечения
необходимых финансовых ресурсов на
рынке капиталов. Совокупные национальные
накопления, в первую очередь сбережения
домашних хозяйств и коллективные формы
сбережений в виде средств, вложенных
в пенсионные накопительные системы, переданные
в управление, вложенные в страховые продукты
и др., представляют собой тот источник,
который мог бы в существенной мере обеспечить
инвестиционный рост экономики.
Финансовый рынок, являясь центром
принятия наиболее эффективных
инвестиционных решений, способен
обеспечить мобилизацию этих
накоплений и их трансформацию
в инвестиции. Более того, наличие
развитых, пользующихся доверием
национальных финансовых институтов,
необходимое условие устойчивого
роста внутренних сбережений
и их эффективного использования
в развитии национальной промышленности.
Только в этом случае можно
рассчитывать на полноценную
интеграцию отечественной экономики
в мировую экономическую систему
и эффективное привлечение мирового
капитала для опережающего экономического
роста.
Современный финансовый рынок
в России еще недостаточно
развит. Вместе с тем, он уже
достиг того уровня развития,
когда использование его возможностей
может в значительной степени
способствовать решению ключевых
экономических проблем, в том
числе:
• финансирования
экономического роста;
• повышения
инвестиционной активности предприятий;
• обеспечения
эффективного межотраслевого перелива
капитала;
• развития мелкого
и среднего бизнеса за счет обеспечения
венчурного финансирования.
Поэтому стратегия, на наш взгляд,
должна быть ориентирована на
принятие мер по стимулированию
ускоренного развития.
Цель Стратегии - превратить финансовый
рынок в один из главных
механизмов реализации инвестиционных
программ корпоративного сектора,
создав одновременно условия
для эффективного инвестирования
частных накоплений и средств
обязательных накопительных систем.
Достижение этой цели требует:
• существенно
снизить риски и издержки
привлечения капитала на
российском финансовом рынке;
• существенно
расширить инструментальную базу финансового
рынка, прежде всего, обеспечить возможности
страхования инвестиционных рисков;
• укрепить
доверие к институтам
финансового рынка, обеспечить
прозрачность совершения сделок с российскими
активами.
Исследования, обобщающие мировой
опыт развития финансовых систем
и их роль в социально-экономическом
развитии национальных экономик,
позволили сформулировать целый
ряд аргументов в пользу развития
эффективного финансового рынка
с широким небанковским сектором:
• существует тесная
и устойчивая связь между уровнем
развития финансового рынка и
долгосрочными темпами экономического
развития;
• хорошо развитый
финансовый рынок способствует росту
эффективности общественного производства
за счет повышения эффективности;