Автор: S**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:25, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрен один из наиболее важных аспектов успешной и полноценной экономики - это развитие финансового рынка. Актуальность этой темы связана, в первую очередь с текущим экономическим положением, сложившимся в России и в мире в результате финансового кризиса. Чаще всего в России (в том числе и в официальных документах) используется достаточно узкое понимание финансового рынка как рынка ценных бумаг.
В ходе предпринимательской
Финансы
коммерческих организаций и предприятий
– это финансовые или денежные отношения,
возникающие в ходе предпринимательской
деятельности в процессе формирования
собственного капитала, целевых централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств, их распределения и использования.
[10]
1.3Современные исследовательские подходы к анализу места
и
роли финансов в хозяйственной
системе
Прежде чем говорить о роли финансов в хозяйственной системе страны хотелось бы сначала рассмотреть роль финансового сектора экономики как такового с позиции его влияния на реальный сектор экономики и, отталкиваясь от общего перейти к частному.
В научной литературе присутствуют точки зрения о том, что финансовый сектор выступает важной детерминантой экономического роста, а наблюдающийся в последнее время рост масштабов финансовых рынков приводит к повышению эффективности экономики. Имеются и противоположные мнения, согласно которым современная динамика в целом носит негативный характер, причем некоторые экономисты полагают, что это временный феномен, поддающийся устранению, другие же считают это непосредственным следствием самой логики развития рыночной экономики.
Гораздо ранее Дж. Кейнс делал вывод о том, что нестабильность является важнейшим внутренним свойством рыночного хозяйства. И именно в деньгах и финансовых рынках, по его мнению, наиболее ярко воплощена основная черта, присущая и всем прочим институтам капитализма: являясь инструментом, призванным обеспечивать порядок, они зачастую порождают хаос.
Изначальная цель функционирования финансового рынка состоит в том, чтобы обеспечивать механизм для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. Благодаря рынку ценных бумаг формируется система, через которую заемщики могут заимствовать средства из большого разнообразия источников, а инвесторы получают большой круг продуктов, в которые они могут вкладывать средства. Заемщики могут заимствовать значительно большие суммы, чем при получении обычных кредитов, и кредитование может осуществляться за счет объединения инвестиционных ресурсов различных инвесторов.
Главной побудительной причиной появления первых акционерных обществ и акционерного капитала стало то, что для создания крупных предприятий и промышленных объектов требовалось огромное финансирование, которое было возможно через продажу акций множеству различных инвесторов.
Изначально финансовый сектор служил притоку инвестиций и росту их эффективности, позволял осуществлять вложения, невозможные до возникновения ссудного капитала, но с определенного момента финансовый сектор начинает «оттягивать» инвестиции из реального сектора. В то же время до сегодняшнего дня осуществление крупных инвестиционных проектов в реальном секторе без заемных средств невозможно.
А масштабное распространение на фондовом рынке чисто спекулятивных операций, обеспечивающих высокую доходность, приводит к отвлечению ресурсов из реального сектора. В данном случае обнаруживается негативное воздействие на реальный сектор.
Но не смотря на присутствие негативных моментов, финансовый сектор позволяет максимально эффективно размещать ресурсы, и временно свободные средства не остаются бездействующими, а приносят прибыль через финансовые спекуляции. Если у предприятий имеется временно свободный капитал, но ему не находят производительного применения, это свидетельствует о наличии перенакопления капитала, и в этом случае об «оттягивании» ресурсов из реального сектора говорить точно не приходится.
Таким образом, вопрос об эффективности функционирования фондового рынка должен сводиться, не к тому, каким способом делаются на нем деньги, а к тому, как эти новые ресурсы можно использовать в реальном секторе экономики.
Следует оговорить, что сама по себе зависимость реального сектора от финансового не является негативным фактором. Если бы колебания в финансовом секторе соответствовали тем процессам, которые происходят в реальном секторе, в таком случае финансовый рынок просто бы четко выполнял информационную функцию. Но если учесть, что финансовому рынку свойственны и случайные колебания, не обусловленные процессами в реальном секторе, это ставит под сомнение ее выполнение.
Таким образом, в науке не сложилось однозначного и единогласного мнения по поводу того, какое место в экономической системе занимают фондовый рынок и реальный сектор и каким образом они влияют друг на друга. Их взаимодействие может двояко сказываться на состоянии реального сектора — как позитивно, так и негативно, но бесспорно, что это взаимодействие есть.
Отношения, сложившиеся между финансовым, и реальным секторами экономики, являются очень сложными, и с их развитием продолжает усложняться характер связей, взаимозависимостей и противоречий между ними. Недооценивать эффективность функционирования данных секторов, а также эффективность их взаимодействия в экономике нельзя.[8]
Так же как и финансовый сектор, финансы, являясь неотъемлемой его частью, играют исключительно важную роль. Остановимся на их особенностях более подробно.
Распределительная и перераспределительная роль. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики. Через финансы происходит распределение трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов по сферам и отдельным производствам. Кроме того, они способствуют формированию вторичных доходов в виде пенсий, стипендий, пособий и т.п.
Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий. Через финансы устанавливаются необходимые народнохозяйственные пропорции: межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.
Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно – предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судить о его масштабах, объеме деятельности.
Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.
Регулирующая роль. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.
Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.
Наконец, финансы играют и политическую роль. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность. История СССР конца 80-х – начала 90-х гг., когда произошло отделение финансов РСФСР от финансов СССР, показывает, что через финансы можно не только укрепить, но и разрушить целое государство. Если брать международные финансы, то на их основе держится мощь такой державы, как США.
Таким
образом, можно сделать вывод
об интегральном значении финансов, о
том, что они являются стержнем и
экономической, и социальной, и политической
системы общества.[15]
ГЛАВА
II ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО
РЫНКА
2.1 История развития
российского финансового
рынка
По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов, но до 1990 года полный контроль над финансовыми потоками в России осуществляло государство.
Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.
В рамках этой задачи предстояло:
• Создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников;
• Обеспечить возникновение самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации;
• Стимулировать развитие инфраструктуры рынка в части организации биржевой торговли, банковской деятельности и т.п.
Начало процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Это было начало первого этапа по формированию финансового рынка РФ, для которого были характерны следующие процессы:
- появление
(еще в 1990 г.) первых открытых
акционерных обществ,
- в марте 1991 г. государственные облигации впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи);
- массовое создание акционерных обществ и выпуск их акций в свободную продажу;
- появление
сотен бирж в 1991 г. и начало
функционирования других
Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).
Точкой отсчета для начала второго этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.
Основными характерными чертами второго этапа стали:
- система
приватизационного
- создание
и развитие организованного
По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.
Информация о работе Финансовый рынок РФ: особенности и проблемы развития на современном этапе