Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:52, курсовая работа
Целью данной работы является понять и оценить значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта. Задачами – изучить понятие финансового плана, его цели и задачи и рассмотреть этапы его составления.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам финансового планирования. В данной главе автор рассматривает понятие финансового плана, его принципы, задачи и виды, а также методы и функции финансового планирования. Во второй главе рассматриваются этапы составления финансового плана.
Введение……………………………………………………………………………...……3
I Глава. Теоретические аспекты финансового планирования……………………….....5
§1 Понятие финансового плана, его принципы, задачи и виды. …………………..….5
§ 2 Методы и функции финансового планирования……………………………………9
II Глава. Разделы и состав финансового плана хозяйствующего субъекта…………..12
§ 1 Организация планирования и структура финансового плана ……………………12
§ 2 Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений……..15
§ 3 Таблица доходов и затрат. Прогнозируемый баланс активов и пассивов……….18
§ 4 Расчет условий достижения безубыточности проекта…………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………………23
Источником подавляющей части финансовых ресурсов по-прежнему остается выручка от реализации, в состав которой будут включены практически все предстоящие денежные расходы предприятия. Основанием для расчета данных об объеме реализации служат результаты маркетинговых исследований, отраженные в третьем разделе бизнес-плана. Если прогноз объемов реализации составляется в натуральных единицах, появляется возможность, изменяя цену, произвести расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Но чаще бывает так, что при составлении прогноза реализации цена продукции пусть на короткий будущий период, но уже определена.14
Обычно
прогноз реализации составляется на
три года вперед. Данные для первого
года приводятся по месяцам и отличаются
большой точностью и
Самым важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, имеющий и другое название — баланс денежных потоков. Этот документ позволяет оценить, сколько денежных средств нужно вложить в проект в разбивке по времени, то есть до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи.15 Цель его составления состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия (то есть постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для осуществления оплаты по обязательствам). Так как ликвидность определяется величиной на какую-либо дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились по коротким отрезкам времени. При удлинении временных отрезков значение сведений, изложенных в этом документе, падает, даже если они отличаются надежностью.
Ликвидность реализуемого проекта может влиять на его прибыльность. Нехватка денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пени, уменьшающие балансовую прибыль.
Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода (табл.1)
Таблица 1. Баланс денежных потоков:
В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности и, в частности, о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов финансового плана. Данные баланса денежных потоков необходимо увязать с действиями предприятия по формированию собственных оборотных средств. Ведь именно нехватка собственных оборотных средств и их иммобилизация создают ситуацию, когда в нужный момент на счетах предприятия не оказывается необходимых денежных средств. Стоит вспомнить и о том, что показатели ликвидности определяются соотношением размера оборотных средств и краткосрочных заемных источников их формирования.16
Условия
рыночных отношений заставляют банкиров
и предпринимателей относиться к
планированию финансовых потоков более
серьезно и тщательно прорабатывать
баланс денежных доходов и поступлений,
отражающий ежемесячно (для первого года),
поквартально (для второго) и в целом за
год (для третьего года) статьи и суммы
вложения и поступления средств от реализации
продукции.
§
3 Таблица доходов
и затрат. Прогнозируемый
баланс активов и
пассивов.
Небольшой документ с довольно простой структурой носит название таблицы доходов и затрат. Этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия (для первого года – помесячно, для второго – поквартально, для третьего – в расчете на год).(Табл. 2).
Таблица
2. Таблица доходов
и затрат
Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составить на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений, тем не менее, обойтись без него в финансовом плане нельзя: его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.17 Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав прежде всего активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа.18 Сводный баланс активов и пассивов в финансовом плане предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта.
При
составлении баланса активов
и пассивов можно использовать рекомендуемый
зарубежными экономистами "метод
пробки". Как известно, в экономических
расчетах при планировании и прогнозировании
первенство отдается активам и затратам.
Источники их формирования и финансирования
изыскиваются вслед за ними. Разница между
запланированными активами и уже имеющимися
источниками их формирования называют
"пробкой". Если она имеет отрицательное
значение, то выбить ее удается с помощью
дополнительного внешнего финансирования:
эмиссии ценных бумаг или кредитов. Если
по прогнозу окажется, что собственных
источников и уже вовлеченных в оборот
заемных средств будет больше, чем необходимо
для формирования производственных активов,
возникшая положительная пробка ликвидируется
возвратом заемных средств, а излишние
собственные средства могут быть инвестированы
в ценные бумаги.19
§ 4 расчет условий достижения безубыточности проекта
В заключительном разделе финансового плана приводится расчет условий достижения безубыточности проекта. Практика показывает, что производство того или иного товара становится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение короткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать с убытками достаточно долго.
Причин для плохих результатов может быть много: дефекты проекта, дефицит основных и оборотных средств, низкое качество сырья или готовой продукции, неэффективность производства, недостаточный объем рынка, ценовая политика фирмы и т.д.
В финансовом плане он представляется в виде схемы, показывающей влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки).
Точка, в которой общие доходы равны общим издержкам, называется точкой безубыточности. Анализ ситуации безубыточности, выявление объема продаж, при котором доходы начнут покрывать издержки, является неотъемлемой частью финансового планирования.
Максимизация прибыли является целью финансового менеджмента и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными постоянными затратами. Как известно, к переменным (пропорциональным) относятся те, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производимой продукции - затраты на сырье и материалы, оплату труда производственных рабочих, транспортные издержки и др. На практике встречаются некоторые отклонения от жесткой прямой зависимости размера переменных затрат от объема производимой продукции. Например, при увеличении закупок сырья и материалов поставщики могут предоставить предприятию скидки с их цены. К постоянным (непропорциональным, фиксированным) относятся затраты, не возрастающие с ростом объема производства и реализации, - управленческие расходы, арендная плата, амортизация, плата за кредит и др. Существуют еще смешанные расходы, но они состоят из переменной и постоянной частей и при более точных расчетах их можно разделить на соответствующие доли.20
Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.
Анализ безубыточности или, как его иногда называют, аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства особенно полезен:
При
анализе ситуации безубыточности издержки
обычно подразделяются на переменные
и фиксированные (условно-постоянные).
Как известно, к переменным относятся
издержки, прямо зависящие от объемов
производства - сырье и материалы, заработная
плата рабочим и т.д.; к условно-постоянным
- амортизация, расходы по аренде и лизингу,
процентные платежи по кредитам, оплата
труда менеджеров и служащих.21
Заключение
Данная
курсовая работа имела целью оценить
значение и необходимость финансового
планирования деятельности любого хозяйствующего
субъекта, рассчитывающего на успех в
современных условиях рынка. Подводя итог
данной курсовой работы, можно сделать
вывод о том, что значение финансового
планирования для хозяйствующего субъекта
велико и состоит в том, что оно воплощает
выработанные стратегические цели в форму
конкретных финансовых показателей, предоставляет
возможности определения жизнеспособности
финансовых проектов, служит инструментом
получения внешнего финансирования. Финансовый
план обеспечивает предпринимательский
план хозяйствующего субъекта финансовыми
ресурсами и оказывает большое влияние
на экономику предприятия. Финансовый
план предприятия - основной инструмент
реализации его финансовой политики. В
процессе формирования и выполнения финансового
плана решаются задачи оптимизации структуры
капитала, обеспечения финансовой устойчивости
предприятия, повышения его инвестиционной
привлекательности для инвесторов и кредиторов. Это
происходит благодаря целому ряду существенных
обстоятельств. Во-первых, в финансовых
планах происходит соизмерение намечаемых
затрат для осуществления деятельности
с реальными возможностями. В результате
корректировки достигается материально-финансовая
сбалансированность. Во-вторых, статьи
финансового плана связаны со всеми экономическими
показателями работы предприятия и увязаны
с основными разделами предпринимательского
плана: производством продукции и услуг,
научно-техническим развитием, совершенствованием
производства и управления, повышением
эффективности производства, капитальным
строительством, материально-техническим
обеспечением, труда и кадров, прибыли
и рентабельности, экономическим стимулированием.
Таким образом, финансовое планирование
оказывает воздействие на все стороны
деятельности хозяйствующего субъекта
посредством выбора объектов финансирования,
направление финансовых средств и способствует
рациональному использованию трудовых,
материальных и денежных ресурсов.
Список литературы