Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:52, курсовая работа
Целью данной работы является понять и оценить значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта. Задачами – изучить понятие финансового плана, его цели и задачи и рассмотреть этапы его составления.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам финансового планирования. В данной главе автор рассматривает понятие финансового плана, его принципы, задачи и виды, а также методы и функции финансового планирования. Во второй главе рассматриваются этапы составления финансового плана.
Введение……………………………………………………………………………...……3
I Глава. Теоретические аспекты финансового планирования……………………….....5
§1 Понятие финансового плана, его принципы, задачи и виды. …………………..….5
§ 2 Методы и функции финансового планирования……………………………………9
II Глава. Разделы и состав финансового плана хозяйствующего субъекта…………..12
§ 1 Организация планирования и структура финансового плана ……………………12
§ 2 Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений……..15
§ 3 Таблица доходов и затрат. Прогнозируемый баланс активов и пассивов……….18
§ 4 Расчет условий достижения безубыточности проекта…………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………………23
§ 2 Методы и функции финансового планирования
Процесс
составления финансового плана
предприятия заключается в
Бюджет (план) является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия:
Бюджет
как экономический
прогноз. Руководство любого предприятия
независимо от его вида и величины обязано
знать, какие задания в области экономической
деятельности оно может запланировать
на следующий период. Как указывалось
в предыдущем параграфе, группы заинтересованных
в деятельности предприятия лиц предъявляют
определенные минимальные требования
к результатам его работы. К тому же при
планировании некоторых видов деятельности
необходимо знать, какие экономические
ресурсы требуются для выполнения поставленных
задач. Это относится, например, к планированию
в области привлечения капитала (приобретения
кредитов, увеличение акционерного капитала
и т.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджет как основа
для контроля. По мере реализации заложенных
в бюджете планов необходимо регистрировать
фактические результаты деятельности
предприятия. Сравнивая фактические показатели
с запланированными, можно осуществлять
так называемый бюджетный контроль. В
этом смысле основное внимание уделяется
показателям, которые отклоняются от плановых,
и анализируются причины этих отклонений.
Таким образом, пополняется информация
обо всех сторонах деятельности предприятия.
Бюджетный контроль позволяет, например,
выяснить, что в каких-либо областях деятельности
предприятия, намеченные планы выполняются
неудовлетворительно. Но можно, разумеется,
предположить и такую ситуацию, когда
окажется, что сам бюджет был составлен
на основе нереалистичных исходных положений.
В обоих случаях руководство заинтересовано
в получении информации об этом, с тем,
чтобы предпринять необходимые действия,
т.е. изменить способ выполнения планов
или ревизовать положения, на которых
основывается бюджет.
Глава 2. Разделы и состав финансового плана хозяйствующего субъекта.
§ 1
Организация планирования
и структура финансового
плана
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. финансовый менеджер предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.9 Финансовый план хозяйствующего субъекта является составной частью бизнес-плана и состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся. Назначение раздела заключается в прогнозной оценке экономической эффективности проекта на основе анализа притоков и оттоков денежных средств.10
Разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
3. Таблицу доходов и затрат.
Задача
данного документа показать, как
будет формироваться и
Среди анализируемых показателей выделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки производства товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение
— главным образом для
5.График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
Основными
этапами подготовки бюджета являются:
Подготовка прогноза продаж, определение
ожидаемого объема производства, расчет
производственных затрат и эксплутационных
расходов, определение движения денежных
средств и других финансовых показателей,
составление планируемых финансовых отчетов.11
§ 2 Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений.
Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят:
Прогноз объемов реализации не случайно вошел в состав финансового плана и стоит в нем на первом месте. Это своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части главного бюджета. Он призван дать представление о той части рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.13
План сбыта обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.